Содержание
«Эксперименты Лэйн», «Эрго Прокси», «Фури-кури», «Союз Серокрылых» — что объединяет эти проекты, оставившие свой неповторимый след в анимационном творчестве? Студии, которые занимались ими, более не существуют. Так сложилось, что порой недостаточно быть создателем культовых анимационных произведений, чтобы держаться на плаву.
Предлагаем сегодня вспомнить о примерах жестокой, финансовой реальности в производственном мире аниме, а также уделить внимание студиям, которые были в шаге от краха или в последние годы приблизились к нему. Всё зацепить в одной статье, конечно же, не удастся, но постараемся не пройти мимо самых ярких представителей.
Без надежды на возвращение
В январе 2025 года спустя 35 лет совместного творчества распалась группа The Pillows, подарившая саундтреки сериалу «Фури-кури».
Источник: студия Gainax
Студия: Gainax
Годы существования: 1984-2024
Отправимся в прошлое — на дворе далёкие 90-е. Аниме-индустрия делает важнейшие шаги в том, чтобы окончательно окрепнуть на ТВ и заняться формированием собственного наследия. Сериал «Евангелион нового поколения» набирает весомую популярность, а после совершает выход на большой экран. Преданная фанбаза буквально заставляет историю режиссёра Хидэаки Анно обзавестись адекватным финалом. Студии Gainax предвещают золотые годы, которые по итогу преобразовались в «Каре Кано», «Фури-кури» и «Гуррен-Лаганн, пронзающий небеса». Все эти примеры были творческим вызовом, и каждый из них оставил свой след в сердцах зрителей.
Но удержание планки на протяжении десятилетий является настоящим марафоном со своими грязными этапами и компромиссами. Не все готовы на них идти. Вторая годовая декада XXI века завела компанию в сомнительные дебри, а после 2017 года о ней и вовсе ничего не было слышно. Пока в июне 2024 года не прогремела ожидаемая новость об окончательном банкротстве и расформировании. Торговую марку, но не душу, забрала Studio Khara.
Изначально в центре франшизы «Эксперименты Лэйн» должна была быть игра, однако она вышла спустя два месяца после окончания сериала.
Источник: студия Triangle Staff
Студия: Triangle Staff
Годы существования: 1987-2002
Не уходя далеко от девяностых, необходимо вспомнить о триумфе, уже в большей степени избирательном. Сказ о том, как Triangle Staff перенесли «Эксперименты Лэйн» в формат сериала. Признание уже культовой на сегодняшний день истории о девочке, стирающей границы реального мира и Сети, стало последним витком весомых успехов.
К большому сожалению фанатов творчества студии, анимационная компания начала подавать признаки смерти в 2000 году, а окончательно исчезла в декабре 2002. Точная причина неизвестна до сих пор.
Все BD-издания «Союза Серокрылых» являются неудачной вариацией апскейлинга с потерей кадров или чёткости изображения, поскольку исходные материалы не сохранились после закрытии студии.
Источник: студия Radix
Студия: Radix (Radix Ace Entertainment впоследствии)
Годы существования: 1995-2006
Если вы лелеете в воспоминаниях мягкие тона «Союза Серокрылых», то благодарить за них стоит ребят из Radix Ace Entertainment, совершивших нечто исключительное в 2002 году. Сюжет, сформировавшийся вокруг созданий с ангельскими крыльями, приходящих из собственных снов и завершающих путь у огромной стены, по сути был единственным впечатляющим проектом студии. Спустя четыре года она расформировалась по загадочным причинам, породив множество слухов, но ничего конкретного. Одиннадцать лет честной работы ради одного успеха. Но зато какого!
Группа Radiohead сначала отказалась выдавать трек Paranoid Android для эндинга сериала. Всё изменило знакомство со сценарием.
Источник: студия Manglobe
Студия: Manglobe
Годы существования: 2002-2015
Студия Manglobe тоже встретила свой финал, но продержалась она комплексно чуть дольше — на целых два года. За тринадцать лет они породили не только «Эрго Прокси» (2006), уникальную историю про купольные города и поиск истины, но и не менее известного «Самурая Чамплу» (2004-2005) — один из лучших проекторов в карьере Синъитиро Ватанабэ. В сентябре 2015 года Manglobe обанкротились и были упразднены. Большая часть работников перебрались в Geno Studio. Яркий пример того, как выход из кризисных времён в конце нулевых Японии как-то не задался.
В шаге от пропасти
За три четверти века существования аниме жанр заимел множество случаев, когда известные представители чуть было не завершили свою деятельность. Окунемся и в них тоже.
Около сотни тысяч кадров фильма «Красная черта» отрисовано от руки.
Источник: студия Madhouse
Студия: Madhouse
Годы существования: 1972 — настоящее время
«Провожающая в последний путь Фрирен», блиставшая полтора года назад на наших экранах – всего лишь одна из многочисленных страниц хроники студии Madhouse. «Монстр», «Хантер х Хантер», первый сезон «Ванпанчмена», творения Сатоси Кона («Истинная грусть», «Паприка»). Триумфов было столько, что перечислять бы их пришлось довольно долго.
Однако фильм «Красная черта» в 2009 году чуть было не похоронил компанию в кризисный для страны год. Семилетнее производство анимации ручной работы не окупило и треть задействованных финансов. Это был огромный провал в самый неподходящий момент. Но студия выстояла, пережив вбросы о банкротстве и выпустив в следующем году на малых экранах «Радугу: Семеро из шестой камеры второго блока» и «Сказ о четырёх с половиной татами», а затем закрепив успех «Хантер х Хантером».
После этого на свет появились «Паразит», «Смертельный парад», «Сонни Бой» и десятки других успешных проектов. Задумайтесь, сколько всего мы могли не увидеть, не перешагни Madhouse через эту горькую ступень.
Продюсер «Поднятия уровня в одиночку», Ацуши Канеко, недавно заявил, что цель франшизы — возыметь популярность и наследие, как у «Наруто», «Ван-Писа» и «Драконьего жемчуга».
Источник: студия A-1 Pictures
Студия: A-1 Pictures
Годы существования: 2005 — настоящее время
Совсем недавно фандом переполошила новость от студии A-1 Pictures. Фурор «Поднятия уровня в одиночку» не спас ребят от убыточного финансового года в 178 миллионов йен (примерно 1,2 миллиона долларов). Это худший показатель для студии за последнее десятилетие. И здесь как раз встаёт вопрос об отсутствии анонса продолжения.
Если топовая западная анимационная студия увидит такие цифры, её реакцией будет: «Всего лишь? Спишем по графе производственных расходов». Но для японского производства, живущего от зарплаты до зарплаты, пятилетие работы в минус может стать фатальным.
Компания IG Port (Production I.G, Wit Studio, XEBEC, Signal MD) назначила «Атаку титанов» самой успешной своей франшизой за последние десять лет.
Источник: студия Wit
Студия: Wit
Годы существования: 2012 — настоящее время
Рассуждая о фатальном, именно это почти и произошло со студией Wit. Люди, подарившие первые три сезона «Атаки титанов», начало «Саги о Винланде», «Виви: Песнь флюоритового глаза» и «Рейтинг короля» оказались у тонкой черты, за которой мог последовать развал. Почему эта компания отдала некоторые проекты студии MAPPA?
Потому что — и в это нелегко поверить — «Атака титанов» была для них убыточной: 500 миллионов йен со знаком минус на стыке 2020 и 2021 годов. Но не стоит сбрасывать, касательно «Атаки», только на это. Есть коммерческое явление, которое называется производственными комитетами — это группа лиц, выдающая права на экранизацию и зачастую забирающая бо́льшую часть прибыли, а порой и всю. Они тоже внесли свой вклад в навязываемый тяжелый график работы, задушив рабочий процесс. В дальнейшем только MAPPA оказались достаточно «садистскими», чтобы заставить своих сотрудников пройти через финальный круг ада.
Последние пять лет компания Wit батрачила на западного дядю, выдавая одну пустышку за другой. Ярким примером послужил фильм «Пузырь», соответствующий своему названию – красивый снаружи, пустой внутри. На сегодняшний день Wit слегка выбираются из сложившейся ситуации: перехват прав на «Власть книжного червя» и перспективный анонс экранизации «Агентов четырёх сезонов» от автора «Вайолет Эвергарден». Быть может, передышка, а, быть может, окончательный шаг в сторону.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Опенинг «Предсмертный список зомби» дорабатывался постепенно, по мере выхода сериала, пока не предстал в своей финальной версии в 9 эпизоде.
Источник: студия BUG FILMS
Студия: BUG FILMS
Годы существования: 2021 — настоящее время
Студия OLM всегда славилась своими жесткими условиями для работы (не чета MAPPA, но всё же). Однажды, в 2021 году, от них в очередной раз сбежали сотрудники, основав собственную компанию, – BUG FILMS. Ушли от рабочего ада, чтобы попасть в ещё больший. «Предсмертный список зомби» обратился в производственный провал — последние эпизоды пришлось выпускать спустя три месяца. BUG FILMS не отчаялись и отхватили права на экранизацию популярнейшей манги «Ателье колдовских колпаков». И… перенесли выход сериала с 2025-го на год вперёд. Сложно сказать, какое будущее ждёт этих людей, но мы живём во времена, когда молодые аниме-студии открываются и закрываются по щелчку пальцев. Даже такие амбициозные.
«Сказание о принцессе Кагуя» — заключительный фильм режиссёра Исао Такахаты. Хаяо Миядзаки сравнил смерть друга с последним уроком, который тот ему преподнёс, — об ограниченности отведенного времени.
Источник: студия Ghibli
Студия: Ghibli
Годы существования: 1985 — настоящее время
Но есть более фундаментальные примеры в истории аниме, которые имели шансы на закат. Студия Ghibli в 2013 году выдаёт на большие экраны один из самых затратных проектов, «Сказание о принцессе Кагуя», — многогранную и глубокую историю, своё видение первых гатарей, и всё это финансово проваливается в прокате. В этот же период появляется новость о выходе Хаяо Миядзаки на пенсию. Сейчас-то мы знаем, что дедушка немного юлил в своих решениях, но тогда это стало поводом для информационных вбросов — и даже сам Миядзаки заявлял, что в будущем видит прекращение существования Ghibli. Тем не менее, сейчас компания осваивает новые перспективы для себя — уже в сериальном формате. Что из этого выйдет, узнаем в ближайшую пятилетку.
Методика защиты от банкротства
Фильм «Последняя клятва» из франшизы «Звучи, эуфониум!» был в процессе производства, когда случился поджог студии. Весомое количество аниматоров не пережили тот день. Данный фильм вобрал в себя «до» и «после».
Источник: студия Kyoto Animation
Студия: Kyoto Animation
Годы существования: 1981/1985 — настоящее время
После пожара 2019 года на студии Kyoto Animation, унёсшего жизни 36 сотрудников, компанию спасли преданные фанаты, а также идеально отлаженная система. Это одна из немногих студий, не зависящих от внешних факторов — вроде давления производственных комитетов. Переждав вспышку ковида, продираясь через многочисленные трудности, «КёАни» вернулись, завершив франшизу «Звучи, эуфониум!», а также продлив «Дракона-горничную госпожи Кобаяси» и некоторые другие проекты.
Сейчас, в летнем сезоне 2025 года, они радуют необычной экранизацией под названием «Город» с сумасшедшим уровнем продакшна. Вот так запас прочности и финансовая поддержка зрителей позволяют сделать следующий шаг — в относительно безоблачное будущее.
Макото Синкай называл героиню Юкари Юкино одновременно и жестоким персонажем, и самым любимым среди созданных женских образов в собственном творчестве.
Источник: студия CoMix Wave Films
Студия: CoMix Wave Films
Годы существования: 2007 — настоящее время
Мы описали недавнюю ситуацию вокруг Ghibli, но схожие тревоги испытывают и CoMix Wave Films. В апреле генеральный директор сообщил, что студия ищет потенциальную замену не молодеющему Макото Синкаю.
Они не тешат себя иллюзиями насчёт соразмерности талантов, но планируют взять хотя бы количеством анимационных проектов — при этом стараясь удерживать заданную планку. Думают наперёд, и это уже достойно уважения.
Финал «Героев шести лепестков» открыто намекал на последующие продолжение, но ужасные продажи BD и DVD изданий поставили на нём точку.
Источник: студия Passione
Студия: Passione
Годы существования: 2011 — настоящее время
Порой для студий чуть поменьше момент плохого продвижения одного продукта становится критичным. А ведь существовала довольно немаленькая вероятность, что зритель мог не увидеть качественную комедию «Бездельные дни старшеклассницы», а также ремейк «Волчицы и пряностей».
В 2015 году Passione финансово провалились с проектом «Герои шести лепестков». Выход из ситуации был найден довольно любопытный: выпуск нескольких проектов жанров «этти» и «эротика». Что востребовано всегда, то может сподвигнуть к экономической стабильности. А репутация на прежний уровень вернётся позже.
Генеральный директор студии MAPPA на днях поведал, что фильм «Человек-бензопила: Резе» не станет последним во франшизе. У студии большие планы на всевозможные продолжения.
Источник: студия MAPPA
Студия: MAPPA
Годы существования: 2011 — настоящее время
Помимо этого волшебного пути через жанр «этти», всегда остаётся более эстетичный вариант. Боссы студии MAPPA как-то признавались, что от франшизы «Юри на льду» им почти ничего не досталось — только репутационные дивиденды. Почти все вложения шли от производственных комитетов, и именно они затем забрали основную прибыль.
Но тех небольших выплат хватило, чтобы сделать сакугу (методика резкого взрыва качества анимации на экране) частью своего стиля, а также сконцентрироваться на сёненах. Компания выжимает все соки из своих сотрудников. Эпизоды второго сезона «Магической битвы», согласно слухам, сдавались на ТВ через срочного курьера за два часа до показа.
За последние три года у MAPPA было более 30 проектов разных форматов, а во второй половине 2025 они должны закончить два фильма: по «Человеку-бензопиле» и «Зомбилэнд-Саге». Прибавьте к этому запланированные на тот же срок продолжения по «Дорохедоро», «Ранме 1/2» и январскому «Адскому раю». Таков секрет непотопляемой компании, через больницу для своих работников.
Осторожное настоящее и тревожное будущее
Меняем перспективу.
Источник: студия Gainax
В нынешнее десятилетие аниме обрело и зафиксировало относительно безопасную модель успеха. Идейные вызовы существуют до сих пор, но их процент от общего количества производства упал (в связи со значительным расширением индустрии). Во что-то, что разрывает сюжетные шаблоны, не вкладывают большие финансы. Подобные произведения всегда узконаправленны, а их победы весьма локальны.
Но достаётся и проторенным дорожкам. Спектр предложений подстраивается под постоянно растущий спрос, в том числе и касательно сакуги, что повышает давление на производство сериалов. Рабочий процесс трещит, индустрия не всегда понимает как финансово реализовывать продукт, чтобы остаться в плюсе. Совсем недавно студия Toei Animation («Ван-Пис», «Слэм-данк»), невзирая на последующий негативный отклик, заявила, что будет использовать нейросети в будущих проектах: промежуточные кадры, статичные фоны, раскадровки будут частично создаваться при помощи искусственного интеллекта. Они, по собственному признанию, вложили огромные деньги в разработку. Нужно ли упоминать, что раскадровщик — это профессия, на которой выросли все известные режиссёры? Необходимая ступень в профессии, мимо которой в нынешних условиях пройдут многие таланты.
Возможно, мы живём в последнее десятилетие, где аниме следует классической методике. Вероятно, впереди очередной поток смерти известных студий, которые не выдержат конкуренцию в новых реалиях, куда более необычных, чем когда-либо прежде. Но здесь и сейчас — мы в потоке. И японские анимационные произведения продолжают держать марку качества и производственных стандартов.
Барракуда из металла: команда «Energy Girls» представила хищного робота для чемпионатаВ Minecraft анонсировали нового моба — Медного ГолемаРазрушение и огонь: новосибирская команда показала грозный дуэт для чемпионатаЧитать ещё