Содержание
Если у вас большой геймерский стаж, вы наверняка играли в один (а то и в несколько) из вирусных симуляторов. Или, если сильно не любите такие игры, неоднократно замечали их в топах игровых лаунчеров и недоумевали — почему это вообще популярно? Но факт остаётся фактом: симуляторы действительно стали феноменом индустрии. Одни из них годами обрастают аудиторией, другие — внезапно взрывают чарты и надолго застревают в топах, несмотря на кажущуюся абсурдность.
У тех, кто следит за положением дел в игровой сфере, наверняка созревал целый ряд закономерных вопросов. Примерно вот таких: какие психологические механизмы и игровые механики заставляют геймеров часами строить домики, разгружать фуры или выращивать картошку на ферме? Что превращает даже самые рутинные действия в затягивающие процессы? И почему некоторые симуляторы, несмотря на примитивную графику и минималистичный геймплей, ухитряются продаваться на уровне крупных блокбастеров с огромными бюджетами?
Готовы узнать ответы? В этом материале мы разберёмся, почему так происходит.
Удовлетворение базовых потребностей: релакс и контроль процесса
Хронический стресс, накапливающийся из-за современного ритма жизни, заставляет искать спасения в любимых хобби. Игры — пожалуй, одно из лучших средств для борьбы с ним, становящееся своего рода отдушиной и помогающее отвлечься. Однако не все жанры одинаково хорошо подходят для релаксации — соревновательные шутеры и MOBA требуют постоянной концентрации и быстрой реакции. А проигрыши в матчах или токсичность других игроков вообще могут вызвать негативные эмоции. Сложные RPG или стратегии утомляют необходимостью погружаться в механики, следить за сюжетом или единовременно управлять множеством элементов — «потеть» в них иногда приходится гораздо чаще, чем отдыхать.
А вот симуляторы справляются с этой задачей на отлично, удовлетворяя фундаментальные психологические запросы игроков. Игры жанра предлагают предсказуемый, довольно монотонный, но крайне приятный процесс, успокаивающе действующий на психику (это можно сравнить с эффектом ASMR). Почти во всех симуляторах заложен чёткий цикл — «действие-результат». Допустим, в PowerWash Simulator вы буквально видите, как грязная поверхность постепенно становится чище после каждого вашего движения мышью, а в Euro Truck Simulator 2 — как груз перемещается из точки А в точку Б, постепенно приближаясь к пункту назначения. Это создаёт ощущение завершённости, которого может часто не хватать в реальной жизни, где многие задачи кажутся куда более комплексными и растянутыми по времени.
-
(https://www.igromania.ru/article/32868/mir-na-pauze-luchshie-rasslablyayuschie-igryi-dlya-otdyiha-i-perezagruzki/)
-
Мир на паузе — лучшие расслабляющие игры для отдыха и перезагрузки
В большинстве симуляторов нет жёстких таймеров, каких-либо угроз или наказаний за ошибки. Они крайне редко создают стрессовые ситуации, поэтому игроки не испытывают злости или разочарования. Соответственно, уровень кортизола (гормона стресса) снижается, и происходит стимуляция выработки дофамина — за счёт пусть небольших, но регулярных и стабильных достижений.
Ещё одна немаловажная деталь при игре в подобные игры — чувство контроля и упорядоченности. В реальном мире мы почти ежедневно сталкиваемся с хаосом и неопределённостью, а наше влияние на обстоятельства может быть ограничено различными социальными факторами. Симуляторы компенсируют это с помощью понятных правил, возможностями достигнуть прогресса без внешнего давления и в любой момент нажать на кнопку «перезапуск», если вдруг захотелось начать с чистого листа.
Когда человек чувствует сильную беспомощность или подавленность рутиной, он подсознательно ищет среду, в которой может легко и полноценно влиять на события. Симы хорошо закрывают эту потребность, потому что дают осязаемый результат здесь и сейчас, из-за чего даже повторение рутинных действий начинает приносить удовлетворение.
Эскапизм и реализация фантазий
Симуляторы позволяют игрокам выйти за рамки обыденности и испытать то, что в реальной жизни для них недоступно (или слишком сложно, связано с рисками). Многие из нас в детстве мечтали стать пилотами, водителям грузовиков или поездов, космонавтами или строителями, но так и не смогли воплотить эти мечты в реальность. Да и люди в возрасте часто ищут то, чего никогда не испытывали в жизни. Офисный работник хочет хотя бы единожды почувствовать себя водителям тяжёлого грузовика или крановщиком, а житель мегаполиса мечтает о ферме.
Вот он, тот самый инструмент реализации потаённых детских желаний и скрытых внутренних хотелок! Управление самолётом в Microsoft Flight Simulator (2020), космолётом в Elite: Dangerous, работа хирургом в Surgeon Simulator или фермером в Farming Simulator — на современном игровом рынке существуют проекты, позволяющие погрузиться почти в любую профессию. И, что особенно важно, процесс работы в них предлагает имитацию без негативных аспектов. Сопутствующая рутина, бюрократия, стресс и ограничения отражаются здесь крайне редко, поэтому игроки сконцентрированы на лучших, самых «злачных» этапах — на сборе урожая, любовании живописными панорами из окна транспорта или наслаждении от только что построенного собственными руками коттеджа.
В эпоху цифровизации многие подсознательно испытывают тягу к физической работе. Но реальные профессии, связанные с ручным трудом, сложны и зачастую низкооплачиваемы. Симуляторы убирают сопутствующие трудности и оставляют только удовольствие от созидания.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Кроме того, некоторые игры жанра предлагают те или иные утопические условия: романтизацию сельской жизни без экологических проблем, корпоративной эксплуатации и одиночества большого города; воссоздание различных ушедших эпох — например, миров до индустриализации и так далее. Как и многие другие игры, симуляторы позволяют на время «сбежать» от реальности, но из-за концентрации на конкретных процессах этот эффект здесь заметно усиливается.
А некоторые симы и вовсе напрочь ломают границы реального. Управлять целой карманной вселенной или гигантскими фабриками на чужой планете, стать каким-либо животным или фантастическим существом — иногда чем абсурднее роль, тем веселее её примерить.
Симуляторы создают нарратив личного успеха («я построил этот мегаполис с нуля» или «я перевёз 100 тонн через всю Европу») и позволяют безопасно совершать рискованные или социально-неприемлемые эксперименты: устроить катастрофу или нарушить правила ПДД в них можно без каких-либо последствий.
-
(https://www.igromania.ru/article/32108/Farming_Simulator_22-Da_kak_voobsche_v_yeto_igrat.html)
-
Farming Simulator 22 — Да как вообще в это играть?
Доступность и долгосрочная вовлечённость
Симы обладают специфическим сочетанием простоты освоения и практически неограниченного по времени игрового процесса. Базовые действия в этих играх не требуют сложного обучения и запоминания десятков комбинаций клавиш, а отсутствие жёстких требований к навыкам позволяет играть в расслабленном темпе без ориентации на мастерство, как в соревновательных играх.
Большинство симуляторов обладает практически бесконечным игровым циклом — в них нет фиксированного конца, и можно бесконечно совершенствовать свои постройки или прокладывать новые маршруты по виртуальным дорогам.
Многие симуляторы развиваются по модульному принципу — через сезонные обновления и DLC. При этом основная база игр обычно остаётся прежней, они растут преимущественно горизонтально: появляется больше карт, видов техники и так далее. Не меньше развивает симуляторы поддержка пользовательских модификаций — для популярных представителей жанра существуют десятки тысяч оригинальных модов от сообщества, благодаря чему игроки могут усовершенствовать стандартный геймплей в зависимости от своих предпочтений.
Симбиоз низких затрат на создание и постоянный доход от лояльной аудитории создаёт практически идеальную бизнес-модель. В отличие от «одноразовых» сюжетных игр, симы становятся развлечением на годы. Это привлекает широкую аудиторию и обеспечивает коммерческий успех разработчикам. А если игра жанра поддерживает кооператив, то, как показывает практика, у неё ещё больше шансов попасть в чарты.
Реализм и технологический прогресс
Не последнюю роль в популяризации и превращении из нишевого жанра в массовое явление сыграло развитие игровых движков и графики. Даже поначалу незаинтересованных игроков может привлечь AI-генерация ландшафтов в Microsoft Flight Simulator 2024, воссоздающая Землю целиком, детализированная физика повреждений в BeamNG.drive или реалистичная деформация грязи и снега в SnowRunner.
Иногда в играх жанра используются интересные и проработанные системы: динамическая смена времени суток и погоды, реальные модели расхода топлива, циклы роста растений и так далее. Это привлекает новую аудиторию — крупные ААА-проекты и инди обычно фокусируются на проработке иных механик, поэтому с помощью симов можно получить принципиально иной опыт.
А ещё разработчики таких игр частенько стараются проработать аутентичность контента и воссоздать виртуальные модели — спорткары, грузовики, самолёты и прочее — по лицензиям. Управлять настоящей копией для некоторых куда интереснее, чем аморфным и вымышленным транспортным средством.
Дополнительные периферийные устройства (игровые рули, педали, ручки КПП и панели приборов), а также VR-технологии ещё больше стирают грань между игрой и реальностью. Искушённые фанаты собирают себе полноценные аналоги кабин автомобилей или самолётов — подвижные кокпиты с кучей электроники, достоверно симулирующие отражаемые игрой процессы. А поддержка VR-очков и шлемов в подобных проектах и вовсе позволяет окунуться в действие под новым углом — теперь игрок не опосредованный зритель, поглощающий картинку с экрана монитора, а полноценный участник всех событий.
Но всё же стоит отметить, что предыдущие пункты имеют куда более приоритетное значение. Симулятору вовсе не обязательно обладать реалистичной картинкой, чтобы стать увлекательным и популярным. Пусть графика будет простенькой и незамысловатой, но вот геймплейные механики должны оставаться проработанными и цепляющими. Тогда у игры есть все шансы привлечь внимание игрока и поглотить его на десятки часов.
Форма цифровой терапии, которая действительно работает
Популярность симуляторов — закономерный результат эволюции игровой индустрии. Они дают игрокам то, что становится дефицитом в повседневности: полный контроль, удовлетворение результатом, возможность расслабиться и ненадолго забыть о реальности. Симуляторы стимулируют выработку дофамина и помогают абстрагироваться от негативных эмоций — здесь нельзя проиграть в традиционном понимании, а наслаждение достигается не только на этапе получения результата, но и в ходе самого процесса.
Даже самые обыденные виды деятельности могут стать основой увлекательного опыта, если правильно подать их в цифровом формате. Геймификация рутинных процессов, визуализация прогресса и иммерсивность взаимодействия — это почти что форма терапии. Именно поэтому мы всё чаще видим игры жанра в чартах, а разработчики стараются выпускать всё больше проектов, эксплуатирующих работающую формулу.
В Minecraft анонсировали нового моба — Медного ГолемаРазрушение и огонь: новосибирская команда показала грозный дуэт для чемпионатаБитва роботов пройдёт на VK FestЧитать ещё