Содержание
Шварценеггер в боевом раскрасе с базукой на плече, Сталлоне — в красной бандане и с остро заточенным ножом, Уиллис — весь в саже, в белой майке, кричащий культовую фразу: «Yippee-ki-yay, motherfucker!»
Эти образы стали иконами целой эпохи, прописались в сознании целого поколения, остались на плакатах в хрущёвских пятиэтажках и отдаются приятными воспоминаниями в голове каждый раз, когда на глаза попадается знакомая видеокассета. В 80-х и 90-х боевики были настоящей поп-культурной религией, а их суровые герои — сверхлюдьми, способными в одиночку победить целую армию. И, конечно же, столь важная эпоха не могла не проникнуть в мир видеоигр.
От конвейерных поделок до настоящих интерактивных шедевров — геймеры тех лет получали возможность управлять любимыми героями и участвовать в ураганном экшене лично.
Сегодня мы предлагаем открыть эту капсулу времени. Вспомним же лучшие игры по классическим боевикам. Среди них будут и официальные проекты, и те, что унаследовали лихой маскулинный дух прародителей. По этим мрачным и ностальгическим коридорам нельзя ступать в одиночку. Поэтому идите за нами, если хотите выжить.
Золотой век видеосалонов
Все мы хотели быть такими же сильными и храбрыми, как Датч.
Источник: 20th Century Fox
Боевики 80-х и 90-х стали ответом на тревожную эпоху цинизма и перемен. После десятилетия вьетнамского американского ужаса, водоворота холодной войны, царящей уличной преступности и растущего недоверия к социальным институтам, обществу требовались герои — прямолинейные до чёртиков, не склонные к сомнениям, уверенные в своей правоте и несущие безжалостную справедливость. Нет ничего удивительного в том, что именно Голливуд дал таких персонажей народу.
Грубым, мощным и визуально насыщенным киноязыком эти фильмы говорили о силе, справедливости и одиночках, способных спасти мир. Они были простыми — в лучшем смысле этого слова. Без моральных серых зон: настоящий герой с автоматом наперевес расправлялся с ордами сил зла. Временами нелепые, временами гениальные, эти фильмы дарили то, что сегодня всё реже встретишь в массовом кино, — искреннюю веру в силу одного человека.
Но не только на экране кинотеатров эти истории находили отклик. Видеосалоны и пиратские ларьки становились самопровозглашёнными храмами этого культа. В российской культуре куда ближе были самопальные, перезаписанные кассеты, продававшиеся в небольших киосках на рынке — каждую неделю дети вместе с родителями заглядывали туда, чтобы обменять один фильм на другой за небольшую доплату. Всё это с лёгкостью можно причислить к одному из бытовых ритуалов: такие походы стали традицией — если не во всех, то, по крайней мере, в большинстве семей, имевших видеомагнитофоны.
Среди дрожащих VHS-кадров, дублированных голосом Гаврилова, формировалось особое отношение к боевикам. Один вечер, одна кассета, один герой против всего мира — миллионы зрителей, поражённые увиденным.
Именно в этом культурном бульоне зародились и первые игры, вдохновлённые боевиками. Кто-то покупал лицензии, кто-то просто заимствовал эстетику, но цель была одна — дать игроку в руки оружие и позволить почувствовать себя Рэмбо, Датчем или МакКлейном. Даже когда технологии были ограничены, разработчики умудрялись передавать главное: драйв, мрачную романтику опасности и пульсирующий дух эпохи.
Один в поле воин
Герой-одиночка молчалив, упрям, физически несокрушим и не нуждается ни в чьей помощи. Его мир — джунгли, улицы, небоскрёбы или подземные базы, но суть одна: враги — повсюду, а в руке — верное оружие. Видеоигры переняли этот архетип быстро и страстно.
Contra
Игра получила настолько культовый статус, что до сих пор временами переиздаётся для новых платформ.
Источник: Contra Anniversary Collection
Жанр: аркада
Платформа: Arcade, NES, MSX2, Commodore 64, ZX Spectrum и другие
Фильм-вдохновитель: «Рэмбо», «Хищник», «Чужие»
Contra вобрала в себя всё: мускулистых героев, яркие взрывы, армейскую браваду и щепотку тёмной научной фантастики. С первых секунд — без лишней экспозиции — игрока отправляли вперёд: стрелять во врагов и получать нехилую дозу адреналина, уворачиваясь от летящих снарядов.
Сложность была безумной, но в кооперативе — справедливой: с верным другом Contra приобретала совершенно другой окрас — веселье умножалось на два. Её проходили, скрипя зубами и вдавливая кнопки геймпада, лишь для того, чтобы чуть позже вернуться снова.
RoboCop
У игры было слишком много версий, различающихся визуально в зависимости от платформы.
Источник: видеоигра RoboCop
Жанр: аркада
Платформы: Arcade, NES, Game Boy, Commodore 64 и другие
Фильм-вдохновитель: «Робокоп»
Аркадный RoboCop — образец идеального синтеза кино и видеоигр своего времени. Мрачные улицы Детройта, фирменные тяжёлые шаги робота, культовый саундтрек и аддиктивный геймплей. Робо ощущался действительно тем, кто он есть — машиной для убийств, которую крайне сложно остановить.
Даже на слабых приставках RoboCop передавал атмосферу оригинала: грязный город и высокий градус насилия — всё было здесь, только в формате пиксельного экшена.
Die Hard Trilogy
Три игры в одной — звучит до сих пор неплохо.
Источник: видеоигра Die Hard Trilogy
Жанр: экшен, гонки
Платформы: PlayStation, Sega Saturn, PC
Фильм-вдохновитель: трилогия «Крепкий орешек»
Die Hard Trilogy — один из первых по-настоящему смелых кинолицензионных проектов. Здесь был не один, а сразу три режима под одним капотом: шутер от третьего лица, рельсовый тир и гонка с таймером, где нужно успеть обезвредить бомбу. Каждый из них — отражение соответствующего фильма. Механики были аркадными, но стиль — узнаваем: с дурацкими криками, паникой заложников и фирменным «Yippee-ki-yay».
Три фильма — три игры: на тот момент это был будоражащий умы размах. Сейчас на это всё, конечно, без слёз не взглянешь — но факт остаётся фактом: у Джона МакКлейна в кармане припасена отличная игровая адаптация.
Космическая угроза
В какой-то момент герои боевиков вышли за пределы земного пространства и столкнулись с куда более жуткими противниками — разумными машинами, внеземными хищниками и биотехническими кошмарами. На стыке хоррора и научной фантастики родились фильмы, которые до сих пор определяют визуальный язык нынешнего и будущего кино. И, конечно, видеоигры не остались в стороне — фантастика позволяла расширять игровые механики, делать врагов опаснее, а атмосферу — гуще и страшнее.
Alien 3
А ведь киновселенная до сих пор жива и процветает, как, собственно, и игровая.
Источник: видеоигра Alien 3
Жанр: экшен
Платформы: SNES, Sega Genesis/Mega Drive, Game Boy и другие
Фильм-вдохновитель: «Чужой 3»
Фильм Дэвида Финчера зрители встретили в штыки, а вот игра — вопреки всему — оказалась редким примером проекта по лицензии, которая улучшает впечатление от первоисточника. Игрокам выдали полноценный экшен-платформер: бегаем по тюремному комплексу, спасаем заключённых, отстреливаем ксеноморфов.
При этом сохранились и мрачная атмосфера, и космическая изоляция, и чувство обречённости. А ещё в Aliens 3 — один из лучших саундтреков на SNES.
Terminator: Future Shock
Разработкой игры занималась всеми нами любимая Bethesda.
Источник: видеоигра Terminator: Future Shock
Жанр: экшен
Платформы: PC
Фильм-вдохновитель: «Терминатор» и «Терминатор 2: Судный день»
Terminator: The Future Shock — один из пионеров 3D-шутеров, вышедший за год до Quake. Он предлагал игроку погрузиться в кошмар постапокалипсиса: разрушенные города, охотящиеся на тебя машины и полное отсутствие надежды в мире будущего.
Это была первая игра по «Терминатору», где действительно чувствовалось, что в ближайшие часы предстоит не энергично воевать, а пытаться выжить. Здесь же использовалось и управление мышью для обзора вокруг, что по тем временам было настоящей революцией. Но меньшего от разработчиков из Bethesda ожидать и не стоило: они смогли передать холод будущего, где человек — дичь для охотников.
Judge Dredd: Dredd vs. Death
В основу игры легли комиксы о персоже.
Источник: художник Greg Staples
Жанр: экшен
Платформы: PC, Xbox, PS2, GameCube
Фильм-вдохновитель: «Судья Дредд» и комиксы
Judge Dredd: Dredd Vs. Death — хлёсткий и стильный боевик с мрачным юмором и интересной механикой: противников можно было арестовывать (или просто казнить). Оружия было предостаточно, а фирменный шлем, по классике, не слезал с головы протагониста.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Визуал был пропитан атмосферой культовой антиутопии с сумасшедшими сектантами и правосудием без суда от не шибко разговорчивого Дредда. Многопользовательский режим по меркам своего времени был весёлым, а вот одиночная кампания страдала от глупого ИИ и странных геймплейных решений — уж слишком всё было просто и поверхностно.
Шпионские страсти
Не во всех боевиках побеждает грубая сила. Где-то в тени мускулистых коммандос работали другие — элегантные, расчетливые и вооружённые прокачанными гаджетами агенты. микрокамерой и часами с лазером. Джеймс Бонд и Итэн Хант — образы, в которых харизма и смышлённость были важнее груды пушек, висевших за спинами олдскульных протагонистов. Видеоигры подхватили эту волну немногим позже, и даже сейчас Джеймс Бонд продолжает жить и в скором времени получит новую игру.
GoldenEye 007
Классика игр по лицензии — на обложку ставились промо-материалы фильмов.
Источник: видеоигра GoldenEye 007
Жанр: стелс, экшен
Платформы: Nintendo 64, Xbox One/Series, Nintendo Switch
Фильм-вдохновитель: «Золотой глаз»
GoldenEye 007 определил и опередил целое поколение шутеров на консолях. В нём впервые были настолько продуманные миссии. Приходилось заниматься самым разным: от подрывов и установки вирусов, до спасения учёных и отстреливания террористов.Всё это — в духе классического Бонда. А мультиплеер? Он стал синонимом вечеринок конца 90-х. GoldenEye 007 не побоялся адекватно перенести стрельбу на геймпад. Игра брала и берёт глубиной механик и идеально переданной атмосферой. Именно поэтому её переиздавали и ремастерили.
The Operative: No One Lives Forever
Игра долгое время не получала переиздания из-за запутанных прав на бренд, и до сих пор официально недоступна на современных платформах.
Источник: видеоигра The Operative: No One Lives Forever
Жанр: стелс, экшен
Платформа: PC
Фильм-вдохновитель: «Остин Пауэрс», «Джеймс Бонд», «Миссия невыполнима»
Абсолютная классика шпионского жанра с уклоном в ретро-эстетику 60-х: модерн, секретные организации, усыпляющие дротики и порошок для уничтожения трупов. Игра ловко сочетала стелс, перестрелки и остроумные диалоги. Главная героиня — агент Кейт Арчер — стала редким примером полноценной женщины-протагониста в жанре, традиционно ориентированном на мужчин.
The Operative: No One Lives Forever иронизировала над штампами шпионского кино, как и над самой Кейт, но при этом оставалась по-настоящему качественным и разнообразным боевиком.
Наследие эпохи
В наше время олдскульные маскулинные боевики ушли в закат. Не сказать, что они умерли — скорее, трансформировались. Сейчас другие правила кинопроизводства, и то же самое касается видеоигр. Но всё ещё находятся те, кто смотрят на них с благоговением. Новое поколение разработчиков ностальгирует и отдаёт дань уважения лучшим из лучших.
Некоторые делают это буквально — берут культовую франшизу и стараются воспроизвести всё до мельчайших деталей. Другие идут по пути пародии, цитирования и ненавязчивых трибьютов. Главное — они помнят, что такое VHS-боевики. Это запах нагревшейся видеоплёнки, зернистая картинка на экране и главный герой, идущий против системы, террористов и прочих плохих парней.
RoboCop: Rogue City
Питера Уэллера пригласили озвучить персонажа в игре, воссоздав его культовый голос.
Источник: видеоигра RoboCop: Rogue City
Жанр: Экшен
Платформы: PC, PlayStation 5, Xbox Series X/S
Фильм-вдохновитель: «Робокоп»
RoboCop: Rogue City — эталон того, как надо делать игры по олдскульным боевикам. Это Робокоп, каким мы его помним и любим: скрипящий голос Питера Уэллера, тяжёлые шаги роботизированного полицейского, живой и грязный Детройт, чёрная сатира и максимально мясные перестрелки.
Студия Teyon показала, что если подойти к делу с достаточным фанатизмом и профессионализмом, можно реконструировать целую эпоху на экране. Атмосфера, фансервисные моменты, визуальный стиль — всё передаёт те самые ощущения от первого просмотра «Робокопа». Только на этот раз — в разрешении 4K, с новой историей и возможностью почувствовать, что же это такое — быть непреклонной грозой правосудия. Недавно вышло дополнение RoboCop: Rogue City — Unfinished Business, которое предлагает абсолютно аналогичный опыт.
Terminator: Resistance
Воссоздать атмосферу оригинальной вступительной сцены из фильмов — дорогого стоит.
Источник: видеоигра Terminator: Resistance
Жанр: Экшен
Платформы: PC, PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series
Фильм-вдохновитель: «Терминатор» и «Терминатор 2: Судный день»
Любовное послание культовой серии фильмов Джеймса Кэмерона от тех же самых Teyon. Terminator: Resistance чутко реконструирует сеттинг постапокалиптического Лос-Анджелеса из вступительных сцен фильмов. Зритель, ждавший долгожданного момента и разочаровавшийся в четвёртой картине, наконец-то получил идеальное игровое воплощение мёртвого мира будущего в синих тонах.
Здесь нет голливудского масштаба, геймплей не хватает звёзд с неба, а искусственный интеллект страдает от собственной непреодолимой тупости — иронично, если вспомнить, что по сюжету именно он почти истребил и поработил всё человечество. Но зато есть та самая атмосфера. И этого достаточон. Играя на высокой сложности, то и дело ощущаешь себя частью Сопротивления — одним из повстанцев, пытающихся выжить в борьбе с превосходящим противником. Звуки, музыка, дизайн — всё передаёт уважение к оригиналу. А сюжетно Resistance ловко вписывается между фильмами, расширяя вселенную так, как не удалось многим сиквелам.
Broforce Forever
Кооперативное чудо — не иначе.
Источник: видеоигра Broforce Forever
Жанр: аркада
Платформы: PC, PS4, Switch, Xbox
Фильм-вдохновитель: Все боевики сразу
Если бы 80-е взорвались и рассыпались на пиксели, они выглядели бы как Broforce. Эта пародийно-взрывная аркада собрала всех — Рэмбо, Терминатора, Джона МакКлейна, Нео, Блэйда, Коннора Маклауда, Эллен Рипли и многих других. Экшен в Broforce пафосный, звучат фирменные фразы, а мчаться вперёд приходится стремительно, изредка прерываясь, чтобы отдать товарищу могучее «дай пять».
У каждого героя — своя способность, уровни — полностью разрушаемы, а кооператив — это десять из десяти и хаос в чистом виде. Broforce — искренний и яркий праздник на улицах маскулинной эпохи VHS.
The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay
Тот самый случай, когда игра не паразитирует на идеях оригинала.
Источник: видеоигра The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay
Жанр: стелс, экшен
Платформы: Xbox, PC, PS3, Xbox 360
Фильм-вдохновитель: «Черная дыра», «Хроники Риддика»
«Хроники Риддика» — совершенно точно один из лучших представителей игр по лицензии и один из лучших боевиков своего поколения. Сложно передать, насколько сильно и моментально втягиваешься в атмосферу, когда в первый раз слышишь игровой голос Вина Дизеля, а героя в это время ведут по тёмным и неприветливым коридорам тюрьмы.
The Chronicles of Riddick: Escape From Butcher Bay — жёсткий, стильный и невероятно атмосферный шутер с элементами стелса и рукопашных боёв. Причём всеми нами любимый почитатель семейных ценностей вложился не только голосом, но и как продюсер — и это дало результат: Риддик получился таким, каким он должен быть — молчаливым зверем, убивающим без лишнего шума и без толики сомнения. Игра предвосхитила многие механики Dishonored и Batman: Arkham Asylum, но осталась в тени.
А ведь, по сути, это — идеальное переложение VHS-идеологий на игровые механики. Чуть позже вышел ремастер Assault on Dark Athena для PS3 и Xbox 360, в котором нашлось место новой кампании (явно хуже оригинальной) и обновлённой графике.
Дань уважения
Не все игры по боевикам 80–90-х вошли в основной список — по хронометражу, по качеству, а иногда просто потому, что рядом стояли более яркие проекты. Но эти игры тоже оставили след в памяти игроков.
Классика никогда не ржавеет
T-800 — образ, который знают миллионы.
Источник: 20the Century Fox
Многие игры по лицензии оказываются жалкой попыткой заработать на популярных франшизах. Но редкие представители жанра становятся окном в эпоху, где добро было с кулаками, а зло трепетало перед ними и с позором отступало.
Какие-то из этих игр казались примитивными, какие-то опережали своё время. Некоторые до сих пор переиздаются и живут в памяти, другие — затерялись на картриджах и CD. Но каждая из них пыталась передать то самое чувство, ради которого мы из раза в раз вставляли любимые VHS-кассеты в видеомагнитофон.
И это чувство до сих пор возвращается и подаёт признаки жизни — временами в пиксельной стилистике, временами с использованием передовых технологий. Факт остаётся фактом: наследие олдскульных боевиков можно ощутить, крепко вцепившись в геймпад.
Ибо как говорил один известный киборг: «I’ll be back».
Барракуда из металла: команда «Energy Girls» представила хищного робота для чемпионатаВ Minecraft анонсировали нового моба — Медного ГолемаРазрушение и огонь: новосибирская команда показала грозный дуэт для чемпионатаЧитать ещё