Содержание
«Верные клятве: Тайны Темнолесья», или просто Oathsworn, — одна из самых ярких новинок на рынке настольных игр за последний год. Эту игру в полной комплектации легко спутать с приездом новой стиральной машины — настолько она громадна и монструозна. Монструозна — как и её содержимое: внутри игроков ждёт долгое и тяжёлое приключение, во время которого героям предстоит столкнуться с самыми страшными тварями этого жестокого мира.
Сегодня мы расскажем вам, почему в мир настольного dark fantasy «Верных клятве» нужно погрузиться каждому любителю хороших вариативных историй и увлекательного геймплея.
Игровые персонажи Ведьма и Бродяга против Сатира
«Ни молот войны, ни зловещая чума, ни даже неумолимое течение времени не смогли погубить человечество. Оно было лишено воздуха. Задушено корнями и гнилью, и Темнолесье стало ему могилой. Деревья поглотили землю. Великие города, которым удалось выжить в этой тьме, теперь высятся одинокими островками в бескрайнем море смерти. Наши стены высоки, но камень их не вечен, и лесные чудовища уже сторожат добычу у порога. В ответ на эту угрозу города заключили великий договор. Для борьбы с кошмарными чудовищами были созданы отряды вольнонаёмников. Поклявшись на крови, они присягнули сражаться и погибать, защищая человечество. Некоторые наёмники дали клятву в надежде разбогатеть, некоторые — из жажды мести. Но были и те, кто знал, что случится, если никто не примет удар на себя. Каковы бы ни были их мотивы, они выстоят против воцарившейся тьмы.
Ибо они — Верные клятве»
Нарративный геймплей
«Верные клятве: Тайны Темнолесья» — одна из самых впечатляющих настольных игр последних лет. Необъятная, тяжёлая коробка весом в десять килограммов скрывает внутри увлекательное приключение по спасению остатков человеческой цивилизации. Oathsworn — классическое тёмное фэнтези: люди вынуждены выживать в нищете и голоде, тесниться за высокими и прочными стенами, скрываясь от ужасов Темнолесья и его порождений.
И ужасы эти многообразны: мутировавшие звери-переростки или вовсе внеземные исчадия — Темнолесье всегда непредсказуемо и готово сожрать любого неподготовленного юнца. Благо, что нам, игрокам, повезло чуть больше (хотя это ещё вопрос). В Oathsworn предстоит бросить вызов неизведанному в роли Верных Клятве — особого отряда вольнонаёмников, чей уровень подготовки позволяет хотя бы надеяться, что очередная вылазка в Темнолесье не окажется билетом в один конец.
Oathsworn — сюжетный босс-баттлер, представитель относительно нового течения в мире настольных игр и один из первых по-настоящему успешных его проектов. В сердце этого жанра, как можно догадаться, — битвы с боссами. Уникальными, разнообразными и полными сюрпризов боссами, чьё поведение определяется геймдизайном. Зачастую эти паттерны отражены на игровых картах, которые и диктуют действия врага в конкретный момент боя. Игроки же, в свою очередь, в кооперативном формате стараются этого босса побороть всеми возможными силами.
Герои против босса Крысоматки и ее потомства
Oathsworn предлагает приключение длиною в 21 главу, каждая из которых поделена на две ключевых составляющих — сюжетную и боевую. Нужно сказать, что и сюжет, и сражение занимают от полутора до двух с половиной часов, что в конечном счете означает — на прохождение целой главы нужно потратить в районе четырех часов. Однако для тех, кто пришел в Oathsworn не «печь пироги, а на перестрелку, как в вестерне», авторы предлагают простое решение — сокращенная сюжетная часть до одной страницы, прочтение которой займет не более десяти минут.
Тем не менее, пропустив нарративную часть, вы рискуете упустить главное в Oathsworn — его удивительный, фактурный мир.
Сюжетная часть каждой главы представляет собой чтение книги истории с различными интерактивными элементами. В первую очередь — с картой города: в каждой главе у вас будет определённая цель — найти персонажа, распутать детективную загадку или просто собрать информацию. Перемещаясь в локации с определёнными номерами, вы будете зачитывать соответствующие абзацы из книги истории.
Компоненты, задействованные при прохождении сюжетной части главы — журнал истории, карта местности, миниатюра героя
Каждая глава заканчивается битвой со злодеем. Не стоит питать иллюзий: Oathsworn не предлагает альтернативных сюжетных веток, в которых сражений можно избежать вовсе. Согласитесь, ждать подобного от босс-баттлера — всё равно что искать способ пройти souls-like без сражений с опасными и могучими противниками.
Но Oathsworn предлагает нечто иное: каждая глава содержит два параллельных сюжета, и выбрать придётся только один. Сделано это крайне изящно. Вы можете начать главу с того, что просыпаетесь в таверне, и тут на пороге появляется гонец с посланием от Короля: Его Величество ждёт вас по срочному делу. По пути во дворец вам может встретиться безумный на первый взгляд бродяга, говорящий загадками. Вы уже собираетесь пройти мимо, но вдруг он бросает фразу, которая бьёт точно в сердце — этот безумец знает ваши тайны. Но откуда? Кто он такой? Чего он добивается?
Именно так Oathsworn предлагает вам развилку в этой главе: не испытывать терпение Короля или ввязаться в клубок тайн какого-то проходимца, который знает о вас слишком много?
Компоненты, задействованные при прохождении сюжетной части главы — журнал секретов, карта местности, счетчик главы
Что бы вы ни выбрали — в любом случае вам предстоит сразиться с боссом и пройти увлекательное сюжетное приключение, рассчитанное на полтора–два часа. Каждая глава «Верных Клятве» разнообразна и удивительна: вы можете выступить в роли судей при королевском дворе в запутанном деле или отправиться спасать невинного заключённого из местных темниц.
И каждый раз Oathsworn держит пару козырей в рукаве. Помимо основной книги сюжетов, в игре есть журнал секретов — именно туда вынесены самые загадочные и необычные моменты вашего приключения. В нём может оказаться, например, схема сложного механизма ловушки, которую нужно внимательно изучить и обезвредить, или примерная карта местности, по которой вы собираетесь двигаться. Здесь особенно важно быть внимательным к ориентирам и деталям — иначе легко начать блуждать по кругу.
Несмотря на определённую линейность и предопределённость ключевых событий, игра подсказывает, когда результат конкретного выбора следует записать в лист вашего отряда — чтобы спустя несколько глав эхо прошлого настигло Верных Клятве.
Сюжетное приключение Oathsworn не ограничивается лишь взаимодействием с картой города — здесь есть и классические проверки, хорошо знакомые поклонникам настольных ролевых игр. Идя по следу улик и столкнувшись, скажем, с несговорчивым стражником, игра может предложить вам пройти проверку на устрашение или дипломатию. От успеха зависит многое, но чаще всего — полнота полученной информации или возможность совершить нечто выдающееся, что откроет новые пути в развитии сюжета.
Иногда ход событий зависит от состава вашего отряда. Так, проверка может стать проще или, наоборот, сложнее — в зависимости от того, кто участвует в сцене. Например, наличие боевой Медведицы Урсус упростит запугивание, а вот при переговорах с консервативным аристократом, презирающим магию, Ведьма в отряде только навредит.
Боевая медведица Урсус. Источник: Shadowborne Games
К слову о персонажах — их здесь целая дюжина. Каждый герой обладает уникальной способностью, индивидуальной колодой действий и своей степенью сложности в управлении. На выбор — самые разные архетипы: яростный Берсерк, меткая лучница, загадочная Ведьма и многие другие. При этом игра не ограничивает вас в выборе: если герой не пришёлся по душе, можно заменить его на любого другого, взяв соответствующие карты навыков и снаряжения. И — вперёд, обратно в чащу Темнолесья.
Нарративную составляющую Oathsworn хочется хвалить без оговорок. Из простого чтения книги с элементами интерактива вырастает полноценная головоломка, которая работает сразу на нескольких уровнях. Лор раскрывается постепенно и вдумчиво: Oathsworn развешивает пару чеховских ружей — и, будто бы забыв о них, заставляет выстрелить в самый неожиданный момент.
Сами по себе художественные тексты буквально источают смрад и упадок — описания сочные, тяжёлые, раскатистые, а лексика не знает никаких рамок. Порой и вовсе забываешь, что это «всего лишь» настольная игра.
К тому же, никогда не знаешь, что именно приготовила следующая глава. Нет никаких гарантий, что вы останетесь за городскими стенами — история может увести вас в неизвестность. Может отправить блуждать по тёмному замку, запретив попадаться на глаза местной страже, и подсказывать лишь текстом, из какого коридора донёсся грохот тяжёлых сапог. А может, терзать загадками, которые поначалу кажутся бессмыслицей…, но уже через мгновение обретают смысл — если не только слушать, но и внимательно смотреть.
Миниатюра героя отражает текущее местоположение отряда и номер параграфа главы, доступного для чтения
Oathsworn таит в себе неизмеримое количество тайн и сюрпризов. И это абсолютно прекрасно: каждая маленькая деталь или новая загадка вызывают детский восторг. Эмоции усиливаются многократно, когда книга истории полностью переворачивает устоявшийся нарративный геймплей и заявляет игрокам: «А теперь — правила такие». В этом и заключается один из главных плюсов Oathsworn — нарратив этой игры непредсказуем, но однозначно стабилен по качеству художественного оформления.
Главная ценность внимательного прохождения сюжетной части — возможность узнать, с каким именно боссом предстоит сражение, чтобы иметь возможность подготовить боевую колоду под особенности чудовища. Вы исследуете специальные способности монстра и поймёте, чего ждать в предстоящем бою. При этом у игроков нет возможности посетить все доступные локации — у каждой главы есть свой счётчик времени. Чем точнее будут ваши догадки, тем больше наград вы сможете получить.
Неизбежная битва с ужасающим
Второй столп, на котором держится Oathsworn, — это её боссы. Впечатляющие, кинематографичные отродья, чьи габариты действительно поражают. Не все из них размером с голову взрослого человека — встречаются и поменьше, — но крупных хватит с лихвой. Каждый босс уникален и действует по своей собственной механике.
Сатир — один из первых боссов игры
Закончив нарративную часть, игра предлагает переместиться на игровое поле — арену, куда необходимо разместить элементы окружения, а также самого босса главы и его помощников, если таковые имеются. Например, гигантская крыса обладает целым потомством крыс поменьше, которые стремятся окружить игроков и напасть единой стаей.
Крысоматка и ее потомство — первый босс игры
Принципы активации босса и его помощников заданы специальной колодой из 15 карт. В конце каждого раунда открывается одна карта — она остаётся на виду, чтобы игроки могли предсказать действия босса. Это объясняется тем, что Верные Клятве — опытные бойцы, способные считывать повадки чудовищ.
Колодa разделена на три части по пять карт, каждая из которых соответствует определённой фазе сражения — всё, как любят хардкорные геймеры. С переходом в новую фазу босс становится агрессивнее, сильнее или меняет стратегию. Переход может произойти двумя способами: либо автоматически, после пяти раундов, либо в ответ на успешные действия игроков.
Компоненты босса — планшет с кубами здоровья, планшет с особенностями босса и его приспешников, характеристиками атаки и защиты, а также колода активации
Под успешными действиями подразумевается нанесение достаточного урона по боссу, чьё здоровье отражено шестигранными кубиками на его планшете. У каждой части тела есть свой показатель здоровья — начиная от пасти (направление фронта) и вплоть до хвоста (направление тыла). Соответственно, игроки и бить могут только в ту часть, которая находится перед ними. В момент, когда здоровье на кубике иссякает, срабатывает реакция босса: разыгрывается карта, которая должна была выйти только в конце раунда, а на её место сразу выкладывается следующая. Кроме того, по правилам сражения, при потере определённого количества кубиков здоровья босс переходит в новую фазу.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Но и это ещё не всё. Если, к примеру, уничтожить фронтальный кубик у крысиного босса, все её атаки этой частью тела станут слабее. Такой подход делает каждую битву динамичной и по-настоящему кинематографичной.
Как уже упоминалось, каждый босс в Oathsworn уникален: он открывает новые геймплейные возможности и заставляет игроков адаптироваться, пробуя разные тактики. Крыса порождает потомство, другой противник насылает галлюцинации, если вы не успеете укрыться от его взгляда. Иные нападают толпой, травят, лечатся… Перечислять можно долго, но раскрывать все секреты Oathsworn не хочется — слишком велико удовольствие от самостоятельного открытия.
В этот момент стоит подробнее остановиться на действиях самих игроков. У каждого героя есть очки анимы — проще говоря, энергии, которую тратят на розыгрыш карт из своей личной колоды. Каждая колода уникальна и отражает стиль конкретного персонажа. Например, Кающийся, облачённый в тяжёлые стальные доспехи, может с помощью одной из своих карт привлечь внимание босса, чтобы прикрыть союзников. А особая атака позволяет метнуть щит на большое расстояние, добавив к дальности столько клеток, сколько единиц здоровья потерял сам Кающийся.
Изюминка боевой системы Oathsworn — не просто в уникальной колоде каждого героя, а в особой механике кулдауна способностей. В отличие от привычных игр, карты здесь не возвращаются в руку после каждого раунда. Вместо этого они проходят цикл восстановления, завязанный на активных действиях игрока.
Допустим, вы разыграли одну из самых мощных карт с кулдауном 3. Она размещается на соответствующей позиции справа от планшета. Чтобы карта снова вернулась в руку, она должна дойти до ячейки с кулдауном 0. Но движение происходит не автоматически: карты сдвигаются только тогда, когда вы разыгрываете другую карту с тем же значением кулдауна. Проще говоря, если вы сыграли карту с кулдауном 2, все карты, находившиеся на этой позиции, сдвигаются на единицу вперёд — в сторону восстановления.
Игровая зона персонажа — сыгранные карты размещаются вокруг планшета героя в соответствии со значением кулдауна
В колоде каждого игрока 7 карт: по две с кулдауном 1, 2 и 3, а также одна с кулдауном 0. Управление этим циклом — важнейший элемент боя: необходимо правильно планировать действия, чтобы ключевые способности возвращались в руку вовремя.
Кроме того, карты можно разыгрывать в ответ на вражеские атаки — чтобы увеличить защиту и минимизировать урон. При этом, как и при обычной активации, защита также запускает движение карт внутри кулдаун-системы. Вся эта система управления действиями и восстановлением называется боевым азартом.
Разыграв карту атаки, игрок должен пройти две проверки — на попадание и на урон. И именно система проверок — одна из ярких особенностей Oathsworn. Проходить их можно двумя способами: бросая кубы или вытянув карты из специальной колоды. Далее по тексту, говоря о кубах, мы также будем иметь в виду и карты, поскольку оба варианта работают по схожим принципам.
Существует четыре типа проверочных элементов: белые, жёлтые, красные и чёрные — от самых слабых к самым сильным. С ростом цвета увеличиваются и значения, выпадающие на гранях или указанные на картах. Однако на каждом типе кубов одинаковое количество пустых граней.
Ключевая особенность системы в том, что игрок сам решает, сколько белых базовых кубов взять для броска. Их можно кинуть хоть пять сразу, чтобы получить высокую сумму. Но есть нюанс: если выпали хотя бы две пустые грани — проверка считается проваленной. Таким образом, игрок каждый раз стоит перед выбором: рискнуть, бросив больше кубов ради высокого результата, или предпочесть более надёжную, прогнозируемую механику карт?
Важную роль в бою играет и экипировка. Арсенал разнообразен: от пары смертоносных кинжалов до двуручного молота, а также прочные щиты, доспехи разных типов и уникальные элементы снаряжения. Каждая карта экипировки не только усиливает силу атаки или защиту, но и имеет особое свойство, которое можно активировать. После этого она, как и карты действий, уходит на кулдаун и требует времени на восстановление.
Миниатюры, миниатюры и еще раз миниатюры!
Дополняет боевую систему Oathsworn механика боевых жетонов. С их помощью можно перебрасывать кубы, усиливать броски (повышая тип кубиков с белых до более мощных), получать дополнительную энергию или защиту, а также продвигать карты в системе боевого азарта. Эти жетоны крайне полезны и нередко спасают в разгар ожесточённой битвы.
И главное — игра поощряет риск. Если атака провалилась, вы не только возвращаете все потраченные на неё жетоны, но и получаете один дополнительный на выбор. Такой подход снижает разочарование от неудач и мотивирует пробовать снова.
Наконец, принципы получения урона работают достаточно просто, но в то же время элегантно — суммарный урон делится на уровень защиты и получившееся целое число — тот самый показатель нанесенного урона. Применимо как на игроков, так и на боссов.
Теперь стоит подвести промежуточный итог боевой системы. Каждое сражение проводится с уникальным боссом, со своим собственным паттерном поведения, требующим особого подхода к тактике. Каждый персонаж обладает неповторимой колодой карт, чей розыгрыш и последующее возвращение в руку — отдельная мини-игра, требующая осмысленности и грамотного расхода имеющейся энергии для оплаты действий.
К действиям с боевых карт добавляются элементы экипировки, а дополнительные возможности открываются с помощью различных боевых жетонов. При всём этом следующие действия босса — открытая информация, и у игроков всегда есть возможность продумать и воплотить идеальный план в рамках текущих условий битвы. Однако стоит нанести достаточно урона одной из частей тела чудовища — как оно тут же реагирует и бросается на игроков, не дожидаясь фазы конца раунда.
Хочется отметить сильную ротацию карт экипировки: по завершении битвы каждый персонаж обязан потерять один из своих предметов. А если ваш герой и вовсе не дожил до конца сражения — придётся расстаться сразу с двумя. Но едва ли вы останетесь с пустыми руками посреди Темнолесья: за прохождение главы вы получите награду в виде уникального лута, собранного с ещё еле дёргающегося тела побеждённого монстра.
Обычно в большинстве игр жанра dungeon crawler игроки слегка ограничены в выборе оптимальных шмоток, подходящих под их билд и предпочитаемый стиль игры. Однако Oathsworn делает ставку на скоротечность: легко пришли — легко ушли. Пробовать можно разное, а страха не найти что-то круче — просто нет. С каждой главой экипировка становится лишь лучше и лучше.
Ключевое и, пожалуй, главное достижение Oathsworn — игроки правда ощущают себя отрядом боевых товарищей, где последовательность всех действий в раунде можно и нужно четко продумывать, параллельно приходя друг другу на помощь. Танк всегда провоцирует внимание босса на себя, пока ведьма готовит мощное заклинание, а ассасин крадётся за спиной у монстра.
Битва с разъярённой Крысоматкой, начавшей плеваться ядом
Игроки постоянно обсуждают, кому лучше добить часть тела босса, чтобы вызвать ту самую моментальную реакцию. Эти разговоры не утихают за столом ни на минуту. Oathsworn действительно работает — его боевая система и механика боевого азарта приятно напрягают мозги. Без излишней духоты и просчётов, зато с горой эпика и по-настоящему кинематографичной картинкой прямо за игровым столом.
Секретный ингредиент
Как говорил классик: «Секретного ингредиента не существует». В случае с «Верными Клятве» он и вовсе лежит на поверхности. Визуал Oathsworn — тема, которую обойти стороной просто невозможно. Гигантские миниатюры большинства боссов, не менее внушительный и аутентичный террейн, персонажи знакомых архетипов в отличном дизайне — всё это играет «Верным Клятве» только на руку.
Проходя очередную главу и сталкиваясь с новым, ужасающим монстром, игроки в полной мере ощущают масштаб происходящего. Крыса-переросток громит всё на своём пути: деревья разлетаются в стороны, переставая быть удобным тактическим укрытием для отряда вольных наёмников. Весь этот навороченный визуал помогает глубже погрузиться в атмосферу Темнолесья — буквально дотронуться до чёрных, спутанных корней исполинских деревьев.
И в этом весь секрет: достаточно просто открыть глаза и впустить в то, что находится прямо перед тобой — за твоим столом.
Oathsworn в полном комплекте. Источник: BoardGameGeek
Если кто-то назовет это «оверпродакшеном», то парируем «иммерсивностью». Тем более в базовой версии игры есть только миниатюры героев, а вместо пластикового террейна и боссов используются картонные стэнди. Поэтому, переплачивать ли за миниатюры или довольствоваться и без того красивой игрой — каждый решает сам.
Непревзойденный результат
Когда Oathsworn только выходил на краудфандинг, оставалось лишь надеяться, что локализация такой дорогой и впечатляющей игры вообще станет возможной. К счастью для всех настольщиков, увлечённых сюжетными приключениями, это произошло. «Верные клятве: Тайны Темнолесья» — определённо не игра для всех и не универсальное настольное приключение, которое можно порекомендовать каждому. Но она довольно близка к этому. Авторы продумали множество нюансов, чтобы угодить широкой аудитории.
Не хочешь тратить время на сюжет? Не проблема — можно ознакомиться с кратким пересказом и сразу приступить к делу. Любишь азарт от броска кубов? Бери сколько хочешь — но помни о риске. Предпочитаешь контроль и предсказуемость? Используй колоду карт вместо шестигранников.
Oathsworn — очень солидный и крепкий продукт с любой стороны. Мир игры, пусть и вдохновлён множеством известных произведений (не нужно далеко ходить за примером, где люди укрываются от чудовищ за высокими городскими стенами), всё же обладает собственным характером. Художественные описания не стесняются в выражениях и только усиливают погружение в пучину отчаяния. Но мир Oathsworn становится ещё ярче и живее за счёт неожиданных юмористических эпизодов. Именно на контрасте эмоций Темнолесье раскрывается в полной мере.
И ведь помимо интригующей истории в игре есть главное — геймплей. Непохожие друг на друга сражения с уникальными противниками, где от главы к главе и игроки становятся сильнее, и боссы бьют всё больнее. Целая гора разнообразного лута и прокачка личной боевой колоды — всё это лишь усиливает ощущение прогресса. Сами битвы насыщены и напряжены до предела: нередко бой заканчивается буквально на грани гибели персонажей.
Oathsworn — результат проверенной формулы, в которой каждый ингредиент выверен и стоит на своём месте. Сочетание отменной истории с продуманным боевым геймплеем, оформленное в непревзойденном стиле — «Верные клятве: Тайны Темнолесья» основательно стоят на трех столпах.
И века простоят — не шелохнутся.
Барракуда из металла: команда «Energy Girls» представила хищного робота для чемпионатаВ Minecraft анонсировали нового моба — Медного ГолемаРазрушение и огонь: новосибирская команда показала грозный дуэт для чемпионатаЧитать ещё