Содержание
Disco Elysium — это не просто игра, а литературный шедевр. Она совершила небольшую революцию в жанре текстовых RPG и породила множество подражателей, которые пытаются преуспеть в создании схожей геймплейной формулы. Однако большинство подобных проектов всё ещё находится в разработке без точной даты релиза.
Найти что-то похожее на Disco Elysium среди уже вышедших игр почти невозможно, но мы попытались. Главное — понять, что именно вас зацепило: безумные внутренние диалоги, детективный сюжет или мир на грани краха?
Мы собрали 10 игр-аналогов, разделив их по тому, какую именно грань «Диско» они отражают.
Что делает Disco Elysium уникальной?

Источник: видеоигра Disco Elysium
Диалоги > Бои
Самая насыщенная часть большинства ролевых игр — сражения на мечах, лазерных бластерах или с помощью более экзотического оружия. Одна из главных особенностей Disco Elysium — полный отказ от боевой системы в пользу внутренних мыслей и диалогов. В игре нет традиционных схваток. Главное оружие игрока — не пистолет, а риторика. Игровой процесс здесь строится на диалогах, допросах, убеждении и проверках навыков. Даже единственный возможный бой в Disco Elysium передан с помощью диалоговой системы.
«Кабинет навыков»
Вместо безликих цифр на экране прокачки ключевые способности персонажа — это части его сознания. Энциклопедия даёт информационные сводки по различным игровым терминам и событиям, Драма подсказывает, когда собеседник врёт (или когда главному герою будет выгодно солгать самому), а Внутренней империи в каждом аспекте расследуемого дела мерещится что-то сверхъестественное и фантастическое. Каждый из навыков — полноценный персонаж со своими образом поведения. Это превращает внутренние монологи в захватывающий спектакль, в котором отголоски личности главного героя спорят с ним и между собой, безапелляционно вмешиваются в его мысли, советуют, что сказать и как поступить.

Источник: видеоигра Disco Elysium
Автор: humbuns
Детективная основа
Основной двигатель сюжета в игре — расследование дела об убийстве. Но вместе с тем придётся буквально «расследовать» и самого главного героя, страдающего от глубокой амнезии. Распутывая нити преступления, игрок по крупицам собирает его личность, узнаёт о его прошлом и причинах забвения. Это делает детективную составляющую более глубокой и личной.
Глубокий мир
За ширмой детективного триллера скрывается невероятно деталлизированный мир со сложной историей, политикой и философией. Игра не боится задавать неудобные вопросы о различных идеологиях, философских дилеммах и природе человека. Благодаря этому игроку приходится не только расследовать убийство, но и определять, во что он верит и кем хочет быть внутри этой истории.
Игры, в которых текст становится основой
Planescape: Torment

Источник: видеоигра Planescape: Torment
Год выхода: 1999
Разработчик: Black Isle Studios
В чем схожесть с Disco Elysium?
Несмотря на то, что действия Planescape: Torment происходят в рамках фэнтезийного сеттинга, её сюжет во многом перекликается с Disco Elysium. Главный герой игры тоже страдает от полной амнезии, а ещё — оказывается наделён бессмертием. В попытках разобраться, кто он такой, протагонист отправляется в путешествие по причудливому миру, посещая параллельные реальности.
Разработчики Disco Elysium в интервью различным изданиям неоднократно подтверждали, что вдохновлялись Planescape: Torment. Поэтому проект Black Isle Studios в каком-то смысле можно назвать «дедушкой» истории про ревашольского копа с голосами в голове. Игры роднят отлично написанные тексты, харизматичные персонажи и яркий мир с глубоким лором.
В чем главное отличие?
Прежде всего — это мрачное фэнтези, а не нуарный детектив. Также в Planescape: Torment есть бои, но они здесь всё-таки вторичны — игру даже можно пройти без единого сражения.
Pentiment

Источник: видеоигра Pentiment
Год выхода: 2022
Разработчик: Obsidian Entertainment
В чем схожесть с Disco Elysium?
Джош Сойер, ключевой разработчик Pentiment, сам неоднократно сравнивал свой проект с детищем ZA/UM. В его игре тоже нет сражений, а ключевой упор сделан на сюжет. А ещё здесь множество прописанных диалогов и необычных персонажей.
Главный герой игры — художник Андреас — оказывается вынужденно втянут в расследование убийства. Pentiment отлично удаётся передать быт средневековой Баварии, погружая игрока во множество исторических и фольклорных деталей. А для того, чтобы не запутаться в большом многообразии терминов, игра предусмотрительно вводит справочник, который поможет разобраться в тонкостях местного мира.
В чем главное отличие?
Pentiment отличается визуальным стилем: это не привычная для cRPG изометрия, а двухмерная стилизованная графика. Также разработчики настаивают, что прежде всего их детище является приключенческой игрой, но с элементами RPG.
Rue Valley

Источник: видеоигра Rue Valley
Год выхода: 2025
Разработчик: Emotion Spark Studio
В чем схожесть с Disco Elysium?
Rue Valley — это своеобразный духовный наследник Disco Elysium, копирующий многие решения оригинала. Но в то же время в игре множество необычных и оригинальных механик. Например, в качестве прокачки навыков игроку придётся напрямую выбрать изъяны главного героя. А ещё — во внутриигровых проверках полностью отсутствуют кубики.
Сюжет игры — ещё одна итерация «Дня сурка». Главный герой оказывается в петле и ищет способы прервать цикл. Получая новую информацию, игрок запускает новые последовательные цепочки событий, которые постепенно начнут складываться в единый пазл.
В чем главное отличие?
Rue Valley чуть менее глубокая, чем Disco Elysium, а местные персонажи значительно уступают жителям Ревашоля. Кроме того, основные сюжетные события здесь очень линейные.
The Life and Suffering of Sir Brante

Источник: видеоигра The Life and Suffering of Sir Brante
Год выхода: 2021
Разработчик: Sever
В чем схожесть с Disco Elysium?
The Life and Suffering of Sir Brante — это текстовая ролевая игра, весь геймплей которой состоит из чтения и выборов одного из нескольких предложенных вариантов действий. Её можно назвать интерактивной книгой с неиллюзорной вариативностью. Проект погружает в фантастический средневековый мир, поделённый на сословия. Игрок будет наблюдать за событиями глазами главного героя на протяжении всего его жизненного пути.
По сюжету сэр Бранте может стать священником, дворянином или же остаться простолюдином, борющимся за права своего сословия. Кроме того, во вселенной игры каждому человеку отведено несколько жизней — умерев в ходе несчастного случая, протагонист воскреснет, сохраняя все накопленные знания.
В чем главное отличие?
В The Life and Suffering of Sir Brante нельзя исследовать мир, заниматься менеджментом предметов, выполнять сайд-квесты и прочие активности. Фактически — это визуальная новелла, ведущая игрока через сценарий. Однако характеристики персонажа здесь есть, и они действительно влияют на прохождение, открывая или, напротив, блокируя новые варианты действий на развилках.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Игры с фокусом на расследовании
Gamedec

Источник: видеоигра Gamedec
Год выхода: 2021
Разработчик: Anshar Studios
В чем схожесть с Disco Elysium?
Gamedec аналогично погружает игрока в детективную историю, её ключевая ставка — сюжет и диалоги, а не бои. Система прокачки навыков здесь тоже частично схожа с Disco Elysium — каждый из атрибутов открывает уникальные реплики в диалогах и новые пути решения квестов.
С не меньшей тщательностью игра подходит к описанию мира, передаче характеров персонажей и проработке нарративных деталей. Gamedec полна увлекательного, хорошо написанного текста, читать который приятно и нескучно.
В чем главное отличие?
В первую очередь Gamedec отличает сеттинг — классический киберпанк. Кроме того, у повествования здесь иной уклон: в отличие от Disco Elysium с её интроспективной драмой, местный сюжет больше сосредоточен на глобальных событиях, происходящих в мире. Цель игрока в Gamedec — не найти себя, а распутать клубок чужих тайн и корпоративных интриг.
The Wolf Among Us

Источник: видеоигра The Wolf Among Us
Год выхода: 2013
Разработчик: Telltale Games
В чем схожесть с Disco Elysium?
The Wolf Among Us предлагает запутанное детективное расследование в необычном сеттинге. В мире игры сказочные персонажи живут бок о бок с людьми, а те, кто слишком выделяется, вынуждены использовать чары, чтобы скрыть свою истинную внешность. Игрок примерит на себя роль Большого и Страшного Серого Волка, которому предстоит выяснить, кто стоит за серией убийств.
Проект представляет собой классическое интерактивное кино старой школы от Telltale, а его сюжет вдохновлён комиксами Fables. Вторая часть давно анонсирована, однако точную дату её выхода до сих пор не называют.
В чем главное отличие?
Наиболее частый геймплей в The Wolf Among Us — просмотр катсцен с выборами реплик в ключевых местах, а также прохождение QTE-сцен. Чуть реже игроку позволят изучать небольшие локации в поисках улик. Так или иначе, её скорее можно назвать интерактивным фильмом, чем игрой в классическом понимании.
Return of the Obra Dinn

Источник: видеоигра Return of the Obra Dinn
Год выхода: 2018
Разработчик: Lucas Pope
В чем схожесть с Disco Elysium?
Return of the Obra Dinn — детективная история о пропавшем торговом судне, которое однажды внезапно появилось в городской гавани без единого члена экипажа. Геймплейно игра представляет собой квест от первого лица, где игроку предстоит исследовать окружение и выстраивать логические догадки о произошедших на борту событиях и судьбах команды.
У проекта примечательный стилизованный визуал и аудиосопровождение, а также заметный запас реиграбельности: при перепрохождениях можно обнаруживать новые детали расследования.
В чем главное отличие?
У Return of the Obra Dinn нет элементов ролевых игр — это комплексная задача на логику, решение которой требует внимательности и усидчивости. А её геймплей состоит из изучения локаций и чтения различных документов.
Классические CRPG с вариативной диалоговой системой
Baldur’s Gate III

Источник: видеоигра Baldur’s Gate III
Год выхода: 2023
Разработчик: Larian Studios
В чем схожесть с Disco Elysium?
Baldur’s Gate III — проект, вписавший своё имя в историю индустрии в качестве культового. Многие игровые издания заслуженно называли игру «новым словом в жанре RPG», она получила множество наград и высокие оценки как от критиков, так и от игроков.
Несмотря на то, что геймплейно Baldur’s Gate 3 наследует формулу большинства классических RPG, комбинируя диалоговые сцены с пошаговыми боями, большинство противостояний можно пройти без конфликта — например, с помощью убеждения или запугивания.
В чем главное отличие?
Сюжет Baldur’s Gate 3 куда более прост, а по атмосфере скорее напоминает тот хаос и веселье, которые обычно образуются за настольно-ролевыми партиями в D&D. Зато здесь гораздо больше взаимодействия с элементами локаций и игровым окружением. Кроме того, игра сильнее ориентирована на билдостроение и тактику.
Pillars of Eternity 2: Deadfire

Источник: видеоигра Pillars of Eternity 2: Deadfire
Год выхода: 2018
Разработчик: Obsidian Entertainment
В чем схожесть с Disco Elysium?
Pillars of Eternity 2: Deadfire — прямой сиквел вышедшей ранее первой части, продолжающий историю странствий по землям Эоры. На этот раз немалая часть сюжета будет сконцентрирована вокруг морских путешествий — игроку придётся управлять собственным кораблём: снаряжать и модифировать его, а также назначать различных членов команды.
В остальном — игра мало чем отличается от классических ролевых проектов. У неё детально прописанная вселенная с необычным лором, а также множество ветвистых диалогов, чтение которых обычно занимает куда больше времени, чем бои.
В чем главное отличие?
Несмотря на обилие диалогов, Pillars of Eternity II: Deadfire делает не меньшую ставку и на сражения с разнообразными противниками. Бои здесь проходят не пошагово, а в реальном времени с возможностью активной паузы, поэтому крайне важно собрать грамотный билд и задействовать потенциал своей партии на полную.
Tyranny

Источник: видеоигра Tyranny
Год выхода: 2016
Разработчик: Obsidian Entertainment
В чем схожесть с Disco Elysium?
Tyranny — ещё один проект Obsidian Entertainment, представляющий из себя классическую ролевую игру в рамках детально прописанного фэнтезийного мира. До начала основного прохождения игрок поучаствует в цепочке событий, выборы в которых сформируют его предысторию, характер, а также потенциальных союзников и врагов.
Как и в случае с франшизой Pillars of Eternity, Tyranny наследует большинство решений культовых cRPG. Диалоги — важная и неотъемлемая часть местного игрового процесса.
В чем главное отличие?
Нередко в Tyranny придётся давать отпор недоброжелателям. Для этого придётся погрузиться в основы билдостроения персонажа и наловчиться использовать активную паузу в битвах.
FAQ
- Какая игра — самый близкий аналог Disco Elysium?
- Большинство фанатов и критиков сходятся во мнении, что Planescape: Torment — это «духовный отец» Disco Elysium (изометрическая RPG, в которой философия важнее боев). Из современных игр ближе всего по духу Pentiment (детектив, фокус на диалогах, уникальный сеттинг).
- Disco Elysium — это RPG? В ней нет боев.
- Да, это «чистокровная» RPG (Role-Playing Game). Ее геймплей — это отыгрыш роли. Вместо сражений с монстрами вы «сражаетесь» в диалогах — убеждаете, обманываете, запугиваете и провоцируете. Кроме того, здесь есть привычные для жанра проверки навыков.
- Будет ли Disco Elysium 2?
- По информации на ноябрь 2025 года — крайне маловероятно. Ключевые создатели игры (включая сценариста Роберта Курвица) со скандалом покинули студию ZA/UM. Продолжение от оригинальной команды невозможно, а судьба франшизы неизвестна. Однако часть членов студии сейчас занимается отдельным проектом — ZERO PARADES: For Dead Spies.
Автор: Дмитрий Карташов
Автор «Игромании», начинающий разработчик и нарративный дизайнер. Играет с детства — с теплотой вспоминает прохождение Silent Hill всей семьёй. Ценит сюжетные игры и оригинальные инди. Считает Disco Elysium вершиной писательского мастерства.
Команда «Energy Girls» представила машину «Барракуда» на международном чемпионате «Битва Роботов»Белгородская команда представила робота «Носорог» для участия в «Битве роботов»Генеральным директором видеоигровой студии «Сайберия Нова» стал Сергей РусскихЧитать ещё
