Люди, изменившие игры: 10 главных легенд индустрии

от admin

История геймдева наполнена множеством судьбоносных решений, смелых идей и счастливых стечений обстоятельств. За каждым из них всегда стояли люди, которые определяли направления, разрывали шаблоны и вдохновляли сотни тысяч студий на разработку проектов.

Подобрали 10 личностей, без которых видеоигровая индустрия была бы совсем другой.

Джон Кармак

Люди, изменившие игры: 10 главных легенд индустрии

Источник: gettyimages

Джона Кармака можно по праву считать настоящим пионером геймдева и своеобразным «отцом современного киберспорта».

Кармак с детства увлекался компьютерами и предпочитал их любым другим занятиям. В школьные годы он познакомился со своим единомышленником Джоном Ромеро, а уже в 1991 году собрал команду и основал студию id Software. Их первой серьезной игрой стала Wolfenstein 3D, которая сразу же произвела фурор и стала отправной точкой для серьезных изменений в индустрии.

В 1993 году id Software выпустила Doom, полностью перевернувший восприятие видеоигр: они перестали быть нишевыми и превратились в глобальное явление. Разрабатывая игру, Кармак и его команда месяцами «жили в офисе», но все результаты оправдали ожидания. Геймеры получили по–настоящему живой и динамичный тайтл, который в наши дни стал классикой (и начал запускаться на любом устройстве с экраном).

Однако это было лишь началом, поскольку в 1996 году мир увидел Quake. Изначально студия опубликовала технологическую демо-версию шутера — с недоработанным геймплеем и отсутствием поддержки одиночного режима. Несмотря на это, в Quake уже было самое главное — мультиплеер. Именно на него студия и делала ставку.

Люди, изменившие игры: 10 главных легенд индустрии

Источник: видеоигра Quake

Вокруг тайтла начало формироваться полноценное игровое сообщество, и уже в мае 1997 года id Software решила провести по игре первый турнир. Победителю полагался личный спорткар Ferrari 328 GTS Джона Кармака — его забрал Деннис Thresh Фонг, которого СМИ того времени провозгласили «Майклом Джорданом из мира видеоигр».

Не менее интересно и то, что прошедший турнир позволил WASD стать мировым стандартом. В 90-х каждый задавал себе управление самостоятельно — геймеры и разработчики пробовали множество комбинаций, от ASDX до AZ + QE. Матчи Фонга показали, что его вариант с WASD удобен большинству, и уже в 1998 году он появился в Half-Life. Более того, Quake популяризировала использование компьютерной мыши — играть в неё при помощи стрелок было неудобно.

Эд Бун

Люди, изменившие игры: 10 главных легенд индустрии

Источник: gettyimages

В отличие от остальных членов этого списка, история Эда Буна началась с программирования аркадных автоматов — после окончания университета он работал в Williams Electronic Games, где успел разработать около 20 пинбольных систем. В 1988 году компания приобрела студию Midway, специализирующуюся на автоматах с видеоиграми. На тот момент самыми известными были Space Invaders и Pac-Man.

Команда работала этажом ниже и сразу же смогла увлечь Буна линейным шутером NARC. Увидев его интерес, в Midway предложили ему поработать над видеоиграми. В 1990 году они начали совместную разработку аркады про американский футбол High Impact. Спустя год игра получила сиквел.

В 1991 году Capcom выпустила культовый Street Fighter 2 — игра сразу обзавелась огромным успехом и, естественно, не могла пройти мимо Буна и Midway. Геймдизайнеру пришла идея создать нечто похожее, но лучше. В частности, персонажам собственной игры он хотел дать более реалистичные движения, жёсткие приёмы и добавить много крови — свою задумку Эд Бун называл «MTV-версией Street Fighter».

Люди, изменившие игры: 10 главных легенд индустрии

Источник: видеоигра Mortal Kombat 1

Спустя 5 месяцев активной разработки появилась первая бета Mortal Kombat с шестью основными персонажами — Лю Каном, Райдэном, Скорпионом, Саб-Зиро, Кано и Джонни Кейджем. Тестирование прошло на ура, и уже через три месяца мир увидел первую часть знаменитой франшизы, к созданию которой приложили руку всего четыре человека.

Mortal Kombat стал первым файтингом, в котором было четыре кнопки для направлений и столько же для ударов — блок был назначен на отдельную кнопку. В новинку стало и то, что вращать джойстиком для выполнения спецприемов почти не приходилось, а некоторые из них в принципе проводились без зажатия кнопки удара. Ну и, конечно же, соперника можно было бить в воздухе и добивать его при помощи Fatality.

Игра моментально завоевала интерес на нескольких мировых рынках. Сейчас эта серия стала одним из самых известных файтингов, в который играл каждый второй геймер.

Алексей Пажитнов

Люди, изменившие игры: 10 главных легенд индустрии

Источник: gettyimages

Когда речь заходит о величайших мастодонтах российского геймдева, первый, кто приходит на ум, — Алексей Пажитнов, создатель легендарного «Тетриса».

Советский разработчик с ранних лет проявлял интерес к играм, а в школьные годы особенно увлекался различными головоломками и математическими задачами. Во время работы в Вычислительном центре Академии наук СССР Пажитнов наткнулся на классическую детскую головоломку «Пентамино» — у программиста родилась идея её оцифровать.

В ходе экспериментов Алексей Пажитнов пришёл к выводу, что классический вариант с пятью элементами стоит адаптировать — он решил убрать один из них. Отсюда и пошло название самой игры: к греческому слову «тетра» (четыре) было добавлено название любимого программистом вида спорта — тенниса.

Люди, изменившие игры: 10 главных легенд индустрии

Источник: портативный «Тетрис»

Первая версия распространялась между сотрудниками в лабораториях, а несколько позже — на пиратских дискетах: в то время блоки изображались обычными скобками. Вскоре игра начала набирать популярность в Москве, и ей заинтересовался дистрибьютор из Венгрии, который решил, что может продать права на Tetris зарубежным компаниям Mirrorsoft и Spectrum Holobyte. После этого он пытался узаконить сделку, но было слишком поздно — головоломка получила серьёзную огласку на Западе, где уже вовсю выпускались собственные версии. Затем последовала волна правовых разбирательств.

Пажитнов обрел широкую известность и уже в 90-х открыл The Tetris Company в США. «Тетрис» стал легендарной игрой, которая оказала колоссальное влияние на мировую культуру. Вероятно, сейчас в мире не существует людей, которые о нем не слышали. К слову, в 1993 году его детище стало первой игрой, запущенной в космосе.

В 2023 году программист одним из первых вошел в Зал Славы видеоигровой индустрии России — в народном голосовании приняли участие более 100 тысяч геймеров.

Новый этап проходит прямо сейчас — он продлится до 5 декабря. Сделать выбор в пользу понравившихся претендентов можно в специальных приложениях организаторов в Telegram и «Вконтакте».

Маркус Перссон

Люди, изменившие игры: 10 главных легенд индустрии

Источник: gettyimages

История Маркуса Нотча Перссона — показательный пример того, как высоко может подняться инди-разработчик.

Увлекаться видеоиграми Нотч начал ещё в школьном возрасте, когда отец вручил ему на один из праздников персональный компьютер Commodore 128. Свой первый тайтл он создал уже в 9 лет — это была текстовая адвенчура с вводом команд.

Уже в более зрелом возрасте Маркус освоил дизайн и копирайтинг, начал помогать небольшой веб-студии с разработкой сайтов. После этого он перешёл в компанию Game Federation, где познакомился с Рольфом Янссоном — в свободное от работы время они начали разрабатывать фэнтезийную MMORPG Wurm Online на Java. В 2004 году он ушёл из компании и устроился в Midasplayer — там он смог заметно подтянуть свои навыки программирования, создавая браузерные игры. Вскоре его интерес к Wurm Online угас, а в 2009 году он снова сменил работу, устроившись в команду приложения для создания онлайн-альбомов. Однако на этом история с видеоиграми не закончилась.

Люди, изменившие игры: 10 главных легенд индустрии

Источник: видеоигра Minecraft

Появлению Minecraft способствовало знакомство Маркуса с несколькими тайтлами, но ключевым стал Infiniminer — песочница с процедурно генерируемым подземным миром, где игрокам предстояло добывать руду и доставлять её на поверхность. Особенно Нотчу помогло то, что открытый код тайтла утёк в Сеть. Маркус объединил игру со своими наработками, и свет увидела тестовая версия Minecraft. Необычная концепция сделала своё дело — игра была продана тиражом более чем в 1000 копий. После этого Нотч собрал команду единомышленников и основал студию Mojang.

Фанатское комьюнити росло, а Minecraft продолжал развиваться и со временем стал гораздо меньше напоминать клон Infiniminer — в 2011 году количество игроков достигло 16 млн. В 2014 году Нотч обеспечил себя на всю жизнь, продав игру компании Microsoft за 2,5 млрд долларов.

Minecraft оказал огромное влияние на мир — многие известные ютуберы начинали именно с летсплеев по игре. Сейчас она получила статус самой продаваемой игры в мире и была отмечена в Книге рекордов Гиннесса — за 16 лет продано более 350 млн копий.

Хидэтака Миядзаки

Люди, изменившие игры: 10 главных легенд индустрии

Источник: gettyimages

Хидэтака Миядзаки довольно поздно погрузился в видеоигры — играть запрещали родители, поэтому большую часть своей юности геймдизайнер провёл за книгами. После школы он поступил в университет на гуманитарное направление, но по специальности работать не пошёл, став программистом в IT-компании Oracle.

В 29 лет он твёрдо понял, что хочет заниматься видеоиграми, и начал искать своё «место под солнцем». Вскоре Хидэтака стал программистом в FromSoftware. Получив опыт в работе над Armored Core: Last Raven, он дослужился до руководителя разработки Armored Core 4 и Armored Core: For Answer. Вскоре он заинтересовался «гиблым» проектом Demon’s Souls и решил попробовать довести его до ума.

На дворе конец нулевых — все играют в Call of Duty: Modern Warfare 2, Resident Evil 5 и прочие «понятные среднестатистическому геймеру» тайтлы. Внезапно, как гром среди ясного неба, на японском рынке появляется очень противоречивая и до ужаса сложная игра Demon’s Souls. Её релиз стал своеобразной точкой отсчёта для больших перемен в индустрии.

Люди, изменившие игры: 10 главных легенд индустрии

Источник: видеоигра Dark Souls: Remastered

Изначально студия FromSoftware совсем не верила в этот проект — он не соответствовал текущим трендам геймдева, поэтому быстро получил «красный свет» и почти сразу лишился какой-либо поддержки. Парадокс, но «коммерчески неправильную» игру начали нахваливать журналисты и игроки — первоначальные минусы стали плюсами.

Click here to preview your posts with PRO themes ››

Своим нестандартным подходом Хидэтака сформировал почти все ключевые элементы серии. После успеха Demon’s Souls компания FromSoftware поручила ему закрыть запрос родившейся аудитории и довести всё до идеала в новом тайтле — так всего спустя два года появился Dark Souls, который принёс студии мировую славу.

В основу игры легла идея со сложностью предшественника, но почти во всём остальном они кардинально отличались. В «Тёмных душах» геймеры получили возможность иммерсивно сохраняться при помощи костров, изменился подход к дизайну боссов и, что самое главное, появился очень витиеватый открытый мир с массой незаметных переходов и срезов. Игра оказалась настолько самобытной, что причислить её к какому-либо из существующих жанров не получалось. Поэтому она задала свой — после неё все похожие тайтлы стали характеризовать как soulslike. Dark Souls дал ход множеству проектов — от Lies of P до Bloodborne и Elden Ring.

Гейб Ньюэлл

Люди, изменившие игры: 10 главных легенд индустрии

Источник: gettyimages

Наверняка имя легендарного Гейба Ньюэлла известно каждому геймеру на планете. В юности будущий создатель Steam бросил учёбу в Гарварде и устроился в Microsoft, где проработал более 13 лет. Однако такой путь ему не подходил — вдохновившись Doom, он всё бросил и основал компанию Valve, чтобы начать создавать игры.

Во времена, когда на пике были динамичные шутеры по типу Quake, Valve предложила игрокам окунуться в атмосферу фантастического триллера и выпустила Half-Life. Игра почти моментально полюбилась геймерам и стала культовой. Во многом этому способствовали хорошая проработка персонажей, живые диалоги и правдоподобный (на 1998 год) искусственный интеллект врагов. Более того, Half-Life стала одной из первых игр, которые рассказывают сюжет прямо через геймплей — катсцен в ней не было.

Ньюэлл решил пойти дальше и открыл собственную платформу для цифровой дистрибуции видеоигр — Steam. Сейчас её без преувеличения можно называть главным магазином игр в истории.

Люди, изменившие игры: 10 главных легенд индустрии

Источник: видеоигра Half-Life 2

Между делом сообщество Half-Life переросло в целую экосистему — Valve выпускала для игры дополнения, в то время как фанаты создавали моды с собственными мирами и механиками. Некоторые из них навсегда изменили историю индустрии.

Самым ярким примером стало детище двух студентов, которые взяли за основу Half-Life и переиначили её под тактический шутер про противостояние спецназа и террористов — как многие догадались, речь идёт о Counter-Strike. Мод распространялся бесплатно и мгновенно стал вирусным, что не могло не заинтересовать Valve. Компания выкупила права у разработчиков и предложила им присоединиться к команде — сейчас «контра» стала одним из главных детищ Ньюэлла. Подобную практику Гейб повторил и с Team Fortress Classic — изначально игра была модом для Quake, который Valve успешно перенесла на свой движок.

В 2004 году компания выпустила сиквел нашумевшей игры, дав в придачу инструмент для создания модов — Source SDK. Тогда же вышла популярная песочница Garry’s Mod. Что интересно, к 2012 году около половины сотрудников Valve были моддерами, которые начинали с Half-Life.

Сид Мейер

Люди, изменившие игры: 10 главных легенд индустрии

Источник: gettyimages

Не менее значимой персоной в индустрии стал Сид Мейер — человек, чьё имя красуется в названии всех частей легендарной «Цивы».

В детстве Сид любил проводить время за настолками, конструкторами Lego и историческими книгами — из игр того времени ему особенно нравилась аркадная Space Invaders. Именно с разработки её клона он и начал путь в геймдеве, но долгое время это оставалось обычным хобби. На жизнь Мейер зарабатывал созданием кассовых систем в компании General Instrument.

В 1982 году Сид Мейер вместе с товарищем основал студию MicroProse и начал пробовать себя в разработке. Первый простенький тайтл Hellcat Ace был создан всего за три месяца — дистрибуцией независимая студия занималась самостоятельно. Спустя несколько лет она выпустила симулятор подлодки Silent Service, который принёс MicroProse известность. В 1987 году её укрепил выход Sid Meier’s Pirates! (1987)

Люди, изменившие игры: 10 главных легенд индустрии

Источник: видеоигра Sid Meier’s Civilization VI

Позже студия подарила миру Red Storm Rising и экономическую стратегию Sid Meier’s Railroad Tycoon, а уже в 1991 году для геймдева произошло знаменательное событие — в релиз вышла первая часть Sid Meier’s Civilization. Игрокам предстояло преодолеть путь от первобытного периода до создания футуристичных мегаполисов. При этом достигать своих целей можно было разными способами — идти по пути дипломатии или начинать кровавые войны в целях завоевания других государств. Не менее интересной механикой игры было наличие технологического древа — развиваться можно тоже как вздумается.

Серия стала эталоном жанра и развивается по сей день — релиз седьмой части состоялся в этом году.

Тодд Говард

Люди, изменившие игры: 10 главных легенд индустрии

Источник: gettyimages

Для некоторых имя Тодда Говарда плотно ассоциируется с деньгами на ветер и мемами про многолетнюю продажу The Elder Scrolls 5: Skyrim, однако его вклад в индустрию невозможно переоценить.

Ещё в юности Говард понимал, что хочет стать разработчиком игр, и уже в 12 лет создал свою первую простенькую игру про ковбоя. Тогда же он делал попытки в создании клона для Star Trek и адаптации настольной игры Traveller. Несмотря на своё рвение, поступил в университет на специальность, связанную с финансами, но игры не забросил.

Отправной точкой для Говарда стала игра Wayne Gretzky’s 3D Hockey — она ему понравилась, да и по счастливой случайности офис студии Bethesda находился недалеко от его колледжа. Будущий геймдизайнер решил наведаться в студию в поисках вакансий. Но чуда не случилось — Говарду сказали, что ему следует сначала доучиться. Он закончил обучение, но снова получил отказ. Вскоре Тодд устроился в студию, которая делала небольшие проекты. Главной мотивацией ставил то, что сможет ездить на выставки и напоминать о себе сотрудникам Bethesda. Спустя год Говард добился желаемого и был принят на работу.

Люди, изменившие игры: 10 главных легенд индустрии

Источник: видеоигра The Elder Scrolls IV: Oblivion Remastered

Первыми значимыми проектами в карьере Говарда стали The Elder Scrolls 2: Daggerfall и Terminator: The Future Shock — в то время он занимал должность продюсера. А уже в 1998 году он взял под свой контроль разработку The Elder Scrolls Adventures: Redguard — увы, тайтл провалился. У Говарда ещё был шанс всё исправить, поэтому он решил вложить все свои силы в The Elder Scrolls 3: Morrowind — игра удалась и стала настоящим хитом.

После этого индустрия увидела небезызвестный The Elder Scrolls 4: Oblivion, а 9 апреля 2007 года Bethesda получила права на Fallout и перезапустила вселенную в полном 3D-формате — постапокалиптическая серия получила и продолжает получать достойное развитие. В 2011 году Говард выпустил свой легендарный флагман, о котором не слышал только ленивый, — The Elder Scrolls 5: Skyrim.

Хидео Кодзима

Люди, изменившие игры: 10 главных легенд индустрии

Источник: gettyimages

История всеми любимого гения Хидео Кодзимы началась в 1983 году — тогда будущий геймдизайнер поддался «японскому буму» на 8-битную консоль Nintendo Famicom и почти сразу же полюбил видеоигры. На тот момент 20-летний студент увидел в них перспективную и совершенно новую форму медиа.

Ещё во время учебы перед Кодзимой встал выбор — стать обычным офисным клерком или попытаться пробиться в геймдев. В итоге он остановился на втором варианте и уже в 1986 году был принят в компанию Konami. После одного проходного и отменённого тайтла Кодзима представил игру, которая стала началом легендарной серии: Metal Gear. Именно после её выхода в индустрии образовался новый жанр — стелс-экшен.

Люди, изменившие игры: 10 главных легенд индустрии

Автор: Aaron Minier

Серия успешно развивалась, и с каждой частью Кодзима всё больше удивлял игроков своим нестандартным подходом и новыми механиками. В 2015 году он со скандалом покинул Konami и основал собственную студию — Kojima Productions. Под её эгидой в 2019 году была выпущена не менее популярная и влиятельная игра — Death Stranding.

Уилл Райт

Люди, изменившие игры: 10 главных легенд индустрии

Источник: gettyimages

Вы когда-нибудь задумывались, кого мы должны благодарить за создание жанра симуляторов жизни? В нём много ярких представителей — начиная от любимой серии прекрасной половины геймерского сообщества The Sims и заканчивая Spore, в которой можно пройти путь от простейшего организма до разумного существа, исследующего космос. Все эти тайтлы были сделаны под началом Уилла Райта.

Путь выдающегося геймдизайнера начался довольно спонтанно — первый компьютер Райт купил в 1982 году и сразу принялся самостоятельно изучать Applesoft BASIC, Pascal и «ассемблер». Уже через два года он выпустил свою первую небольшую экшен-игру Raid on Bungeling Bay. Несмотря на то что особой популярностью тайтл не пользовался, Уилл Райт подметил для себя одну важную вещь — ему куда интереснее было делать новые уровни, чем играть в саму игру.

После знакомства с инвестором Джеффом Брауном Уилл основал компанию Maxis и уже в 1989 году выпустил градостроительный симулятор SimCity. Игра подтвердила теорию Райта о том, что индустрии нужны песочницы, и стала очень успешной. Геймдизайнер продолжил развивать концепцию симуляторов в играх SimEarth, SimAnt, SimCopter и SimCity 2000. А уже в 2000 году представил миру проект, над которым работал более девяти лет, — The Sims.

Люди, изменившие игры: 10 главных легенд индустрии

Источник: видеоигра The Sims 2000

Игра стала революционной и обрела колоссальный успех, а её дальнейшие части взрастили не одно поколение геймеров. В 2008-м Райт выпустил Spore, а через год покинул компанию Maxis.

Автор: Владимир Быков

Автор статей о видеоиграх, активно следит за мировой и российской игровой индустрией, помогает авторам развивать блоги в социальные сетях и на тематических площадках. Большой фанат инди-игр.

Ростовская команда показала на чемпионате «Битва роботов» машину-крокодила«Аномалия» от «ОСКОЛ РОБОТИКС»: механическая божья коровка в мире роботовПетербургская команда «Всеядные» представила своего участника чемпионата — робота «Медоед»Читать ещё

Вам также может понравиться

Последние игровые новости, гайды по прохождению, новинки игр, железные новости и многое другое на страницах нашего блога!

Присоединяйся!

ТОП месяца

Copyright @2024 — Profigamer.ru. Все права защищены.