Содержание
- 1 Необычная и крепкая концепция
- 2 Глоток воздуха в погрязшей в исэкаях индустрии
- 3 Наличие сёнен-подачи
- 4 Популярность ещё до сериала
- 5 Соответствие современным потребительским стандартам
- 6 Продакшн и продюсирование
- 7 Эван Колл
- 8 Теневой бриллиант
- 9 Лучше, чем манга
- 10 Кэйитиро Сайто
- 11 Немного про наследие
- 12 Заключение
Когда «Провожающая в последний путь Фрирен» получала свои первые анонсы, у зрителей зародилась вера в невероятно крепкий проект, который уверенно станет фэнтези года. Но никто и помыслить не мог, что экранизация будет с огромным отрывом удерживать топ-1 рейтинга MAL. Такой триумф предсказать было невозможно.
Весной 2023 года появляются первые крупицы информации. Сериал берёт под своё крыло одна из лучших аниме-студий всех времён — Madhouse («Монстр», «Сказ о четырёх с половиной татами», первый сезон «Ванпанчмена», проекты Сатоси Кона и многое другое). Помимо этого, режиссёрское кресло занимает Кэйитиро Сайто, годом ранее превративший ёнкому «Одинокий рокер» в топ-аниме 2022 года, а музыкальное сопровождение поручено Эвану Коллу — композитору, известному прежде всего по саундтрекам к «Вайолет Эвергарден». Звёзды складывались как надо для экранизации мечты, а летний трейлер окончательно развеял последние сомнения.
Сегодня мы проведём подробный разбор причин, почему «Провожающая в последний путь Фрирен» стала популярным и общепризнанным феноменом.
Необычная и крепкая концепция

Отряд героев в таверне.
Источник: Madhouse
Далеко не все истории начинаются с того, чем принято заканчивать фэнтезийное аниме. Король демонов повержен, и команда героев возвращается в столицу, чтобы принять почести и решить, как выстроить жизнь дальше. Среди них — эльфийская волшебница, которой суждено прожить не одно тысячелетие. Остальным же участникам похода природа такой дар не дала. Фрирен предстоит проводить своих товарищей в последний путь и, вдохновившись оставленным ими наследием, решиться на ещё одно путешествие. Всё дело в том, что, будучи эльфом, Фрирен испытывает сдержанные эмоции по поводу прожитых дней, но, ощутив внезапный прилив чувств, отныне стремится по-настоящему понять ценность прожитого.

Имена персонажей зачастую отражают их прямой перевод с немецкого. Фрирен переводится как «быть холодной», а Химмель как «рай» или «небо».
Источник: Madhouse
Сериал переосмысливает множество устоявшихся клише. Типичное представление о герое («юша») в аниме преобразуется в образ Химмеля — источник рефлексии, чьё наследие под давлением общественного восприятия постепенно теряет правдоподобные краски. Вокруг же Фрирен всегда мерцают анимационные частицы жизни, подающие сигналы в ключевые моменты о чувствах, скрытых за эльфийским лицом. Это история не столько о путешествии, сколько о погружении в личность.
Централизация повествования вокруг главной героини и сюжетный поток, перекликающийся между настоящим и прошлым, запускают процесс переосмысления мелочей, из которых состоит жизнь. Приём этот относительно прост, но выстроить его столь отлаженно — задача не из лёгких. Именно этим произведение и цепляет.
Глоток воздуха в погрязшей в исэкаях индустрии

Демоница Аура, одна из «Семи мудрецов разрушения».
Источник: Madhouse
Если провести тщательную работу по изучению количества ранобэ в жанре исэкай, ежедневно продающихся в Японии, может возникнуть вопрос: не превосходит ли печать этих историй по объёму производство туалетной бумаги в стране? Год за годом на экраны выходят десятки экранизаций — порой их число приближается к пятидесяти тайтлам, — и они прочно захватили жанр. «Фрирен» же внесла ощутимое изменение в устоявшееся восприятие фэнтези-элементов.
Если обратить внимание на условное «О моём перерождении в слизь», можно заметить, что расы там существуют лишь ради этнического разнообразия в дизайне персонажей. То же самое справедливо и для множества других, не исэкайных проектов. Поэтому, когда суть демонов была представлена не как безальтернативно злая, привычный баланс внезапно сместился — и этот шаг во «Фрирен» стал лёгким, но заметным разрывом шаблона для среднестатистического зрителя. И так сериал поступает не только с рогатыми. Эльф здесь — вы не поверите — действительно эльф: с тонко проработанной системой восприятия времени. Не просто существо с длинными ушами, а личность со своим, отличным от человеческого, взглядом на мир.

Химмель и спасённый ребёнок.
Источник: Madhouse
Да, безусловно, проект не обошёлся без недоработок. Когда представитель исчезающей расы — эльфов — заходит в деревеньку или маленький городок, на него не смотрят как на диковинку, что само собой подразумевалось бы. Где-то создатели преуспели, где-то не дожали, но в целом перевес явно в положительную сторону — ломает привычные шаблоны.
Сама сюжетная структура достаточно вдумчива на общем фоне, чтобы зритель сумел разглядеть за медитативной подачей определённую ценность. Распределение обязанностей между двумя людьми, отвечающими за первоисточник — мангу, пошло на пользу итоговому продукту. При этом ходят слухи, что Цукаса Абэ (рисовка) и Канэхито Ямада (сюжет) никогда не встречались за пределами сети. Это изначально коммерческий проект, но с серьёзным подходом к формированию структуры. Отсюда и тот факт, что все решения, принимаемые творцами, проходят дополнительный контроль качества. В отличие от многих исэкаев, где сюжетные ходы вторичны и едва ли оправдывают само своё существование — просто потому, что так захотел автор, разбирающийся разве что в слепом копировании уже трижды переваренного.
Наличие сёнен-подачи

Лини и Штарк.
Источник: Madhouse
Не секрет, что индустрия аниме сейчас переживает ренессанс сёнен-продукции. То, что происходит в это десятилетие по громким релизам, не уступает нулевым годам. Одним из заслуженных лиц можно назвать мангаку Тацуки Фудзимото («Человек-бензопила»), чьи многочисленные ассистенты захватили зрительские экраны: Тацуя Эндо с «Семьёй шпиона», Юдзи Каку с «Адским раем», Юкинобу Тацу с «Дандаданом» и некоторые другие ученики. Помимо них, под короной сёнен-направления сейчас активно выходят «Магическая битва», продолжение «Блича» и «Поднятие уровня в одиночку». Последний формально не относится к сёнену лишь потому, что его оригинал — корейский комикс, не подлежащий такому распределению. Так что сёнен-жанр сегодня по-прежнему правит бал.

Ферн и Эре.
Источник: Madhouse
Если вы отслеживали рейтинговые скачки «Провожающей в последний путь Фрирен», когда аниме было в онгоинге, то заметили, что наиболее весомые из них произошли на эпизодах с ярко выраженной сёнен-составляющей: сражения с демонами и экзаменационная арка. Одноименная манга издаётся в журнале Shounen Sunday, а значит подразумевает работу на целевую аудиторию. И, как мы видим, зритель аниме также превозносил проект на новые вершины за сакугу и привычные тропы, а не за эпизоды с размеренным повествованием. Только сёнен-проект мог подвинуть другие сёнены с олимпа и навязать борьбу в рейтинге. Таковы времена и таков жанр аниме.
Популярность ещё до сериала

Обложка манги.
Источник: Shounen Sunday
К лету 2025 года тираж манги превысил 30 миллионов экземпляров. Однако первоисточник пользовался популярностью ещё задолго до выхода аниме-сериала. За два года с момента начала публикации, с 2020 года, тираж достиг отметки в 10 миллионов копий. На пользу шли не только выверенная структура и качественная подача, но и нетоксичный фандом. Кроме того, существовали и менее очевидные факторы.
Известный ютубер Gigguk в 2022 году выпустил ролик How It Feels Losing Everyone, посвящённый исключительно манге, — и тот собрал огромные просмотры. Это заметно повысило популярность «Провожающей в последний путь Фрирен» на Западе. Появлялись всё новые видео, активизировался перевод первоисточника на английский, а о беловолосой эльфийке начали говорить всё чаще. Можно считать это совпадением, но те, кто знаком с аниме-блогингом на YouTube, знают, насколько подобные факторы способны повлиять на заинтересованность спонсоров.
Соответствие современным потребительским стандартам

Ферн использует атакующее заклинание.
Источник: Madhouse
Только по информации, доступной на русскоязычных и англоязычных ресурсах, производство сериала насчитывало около 150 ключевых аниматоров — показатель, который можно считать вершиной по числу задействованных специалистов такого уровня. Ключевой аниматор отвечает за самые сложные этапы производства, воплощая динамику и движение на экране. Кто-то может возразить, что количество не всегда означает качество, но давайте разберёмся подробнее.
Такое высокое число в первую очередь говорит о стремлении удержать планку при крайне сжатых сроках. Проект, в котором задействованы пара десятков ключевых аниматоров, имеет все шансы стать куда более ровным по визуалу. Для сравнения: команда Хаяо Миядзаки, работавшая над фильмом «Как поживаете?» («Мальчик и птица»), трудилась над ним столько, сколько требовалось, — почти семь лет. Разумеется, сериалу, выходящему в сетке ТВ-показа, никто не даст и трети таких временных рамок. Поэтому столь масштабный состав сотрудников объясняется прежде всего именно сроками производства.

Волшебница Фрирен и священник Зайн.
Источник: Madhouse
Но стиль сериала «Провожающая в последний путь Фрирен» не расплывается на дистанции. Всё выглядит как отточенный механизм, отвечающий современным запросам зрителя. Тайтл получил девятую премию Crunchyroll Anime Awards в категории «Лучшие фоны» — а это один из первых показателей, по которому обычно судят о состоянии производства. Для сравнения: некоторые эпизоды «Магической битвы», согласно инсайдерской информации, сдавались всего за пару часов до начала трансляции на ТВ. Но это — жестокая студия MAPPA, а не более лояльная к своим сотрудникам Madhouse.

Фрирен в боевой ситуации.
Источник: Madhouse
Если говорить о мериле качества в аниме-сериалах, то в фандоме существуют определённые устоявшиеся критерии. Помимо забавных, вроде 2D-прорисовки драконов, есть и более серьёзные. Если в сцене диалога герои при этом двигаются, выполняют какие-то действия, а зритель видит проработанное колыхание одежды или волос — это показатель высшего уровня анимации. Различие между «говорящими головами» и описанными сценами в том, что проекту в таких эпизодах требуется ключевой аниматор с большим объёмом задач и не менее весомым бюджетом. Во «Фрирен» подобные ситуации встречаются гораздо чаще, чем во многих других популярных тайтлах, при этом фоны остаются на уровне — не разваливаются по теням и экспозиции.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Продакшн и продюсирование

Немного фансервиса.
Источник: Madhouse
Стоит отметить, что сериал не стеснялся преподносить некоторые моменты с шиком. При всех больших затратах приглашение на опенинг дуэта Yoasobi, к тому времени переживавшим один из пиков своей карьеры за счёт весенней работы в «Ребёноке идола» («Звёздное дитя»), говорило о весомых амбициях.
Композиция Idol затесалась в топы ютуба за 2023 год, а сами Аясэ и Икура разрывали страну концертами. И всё же они нашли время поработать в проекте.

В поисках сокровищ.
Источник: Madhouse
Изначально идея выпустить первые четыре эпизода в формате фильма, а затем добавить ещё двадцать четыре без сплит-кура (то есть без существенного перерыва), выглядела довольно отважно — особенно с учётом того, как осторожно сегодня стараются выпускать аниме. Тем более при таком уровне проекта. Всё это стало возможным благодаря сильному продюсерскому составу. Именно команда главного продюсера Кацухиро Такэи («Монолог фармацевта», «Магическая битва 2») сумела идеально выстроить производственные процессы — в том числе и по части приглашения режиссёра, о котором мы поговорим позже.
Эван Колл

Городской музыкант.
Источник: Madhouse
Такому масштабному проекту нужен был не просто композитор с именем, а тот, кто сумеет усилить его атмосферу. Эван Колл, родившийся в США и переехавший в Японию ради своей мечты, знаком аниме-фандому по «Вайолет Эвергарден» — истории, где героиня также переосмысливает события прошлого. Помимо «Вайолет», Колл работал над мягкими драмами вроде «Жозе, тигр и рыба» («Её заветное желание») и «Мой счастливый брак».
Перед ним стояла привычная, но непростая задача — создать музыкальное сопровождение для путешествия по жанрам. «Фрирен» начинается как драма, затем переходит в слайс, а позже примеряет на себя сёнен-батл. Чёткой последовательности нет: жанры переплетаются, но мотивы остаются едиными. В итоге молодой Эван Колл записал на свой счёт ещё одну вершину в карьере.
Теневой бриллиант

Один из ракурсов от Сэйко Ёсиоку.
Источник: Madhouse
Если вы ничего не слышали о Сэйко Ёсиоке — это нормально. В индустрии есть специалисты, которые выполняют уникальную работу, оставаясь при этом в тени. Сэйко отвечала за фоновую анимацию, но в этом проекте её роль была куда масштабнее.
Ёсиока выстраивала локации под разными ракурсами, чтобы ключевые аниматоры и режиссёры имели полное представление о фактуре, направлении света, расстановке персонажей и общем масштабе происходящего. Иными словами, когда ключевой аниматор или режиссёр анимации приступали к работе, они получали редкое удовольствие — черновая стадия для них была уже значительно упрощена. Всё это помогало команде удерживать шоу в рамках напряжённого производственного графика.

Хайтер и Ферн накрывают спящую Фрирен.
Источник: Madhouse
Плюсом ко всему, Сэйко сделала арт-работу над компонентами показанного мира: специфика населяющей живности, склянок, книг, одежды и много другого. Труд титанического уровня, который потребовал отдыха.
И так случилось, что Сэйко Ёсиоку не участвует в создании второго сезона.
Лучше, чем манга

Сверху: гостиница. Снизу: хижина Айзена.
Источник: Shounen Sunday
Многие любители японской анимации не раз сталкивались на форумах или в комментариях с незыблемой истиной: «Манга лучше. Всегда». Но если отложить шутки в сторону — далеко не всегда, и «Фрирен» тому прекрасный пример.
Первоисточник выходит еженедельно, а значит, авторы работают в условиях жёстких сроков. Из-за этого на детальную прорисовку окружения и фонов часто не остаётся времени. Например, героический дварф Айзен живёт в очередной хижине из досок; комнаты постоялых дворов абсолютно пусты — копия одна другой; а зимой герои порой спят прямо на полу (напомним, что в эпоху средневековья полов с подогревом не существовало). Швартовка кораблей в гавани оправдывает задание по извлечению обломков из моря, а порой за мангакой и вовсе заметны серьёзные ошибки, которые уже нельзя исправить из-за дедлайна. Это неточности, которые легко понять и принять.

Сверху: каменная пристань без трапа. Снизу: прямой урон от заклинания Фрирен поступает за пределы магического щита Ферн. На следующей странице урон позади виден не будет.
Источник: Shounen Sunday
Легко принять, но не для экранизации. Студия нанимает специалиста по западному фэнтези, чтобы соответствовать взятому жанру. Так тренировочные катаны становятся мечами (правда не везде), дощатые постройки — бревенчатыми, комнаты заставляются мелочами, а визуальные ошибки манги исправляются.

Кадр, где Фрирен стоит на трупах демонов, перенесен из манги. Однако, в сериальной версии в воздух поднимаются кусочки пепла, поскольку демоны после смерти растворяются. Таким образом экранизация попыталась перекрыть оплошность первоисточника, сохранив концепцию кадра.
Источник: Madhouse
Наряду с этим, для постановки лучших экшен-сцен был приглашён Коки Фудзимото — специалист, известный по работе над ключевыми эпизодами в таких хайповых аниме, как «Реинкарнация безработного», «Человек-бензопила», «Моб Психо», «Магическая битва» и «Иллюзия рая». Качество во всём становится негласным девизом экранизации.
Кэйитиро Сайто

Фрирен за готовкой.
Источник: Madhouse
Сформированной продюсерской команде для такого проекта необходимо было найти особенного режиссёра — и им стал молодой Кэйитиро Сайто. Его умение оживлять кадр, столь необходимое для непрямолинейного развития главной героини, стало первым аргументом в его пользу.
Вторым доводом было умение Сайто работать с командой. Он известен тем, что создаёт комфортные условия, в которых каждый сотрудник способен показать максимум. Даже существующего числа аниматоров оказалось недостаточно, поэтому Сайто обратился к талантам из Twitter (ныне — X). Со многими из них он уже пересекался во время работы над «Одиноким рокером» и в предыдущих проектах. Молодые художники, развивавшиеся за счёт собственной аудитории, не могли отказаться от участия в таком крупном проекте. Всё это в итоге было отшлифовано в единый, слаженно работающий механизм.

Библиотека Зерие.
Источник: Madhouse
Третьим аргументом служит понимание Сайто своих сильных и слабых сторон. Как шутил сам режиссёр, ему нужен был отдельный слот для постановщика динамичных сцен, поскольку в этом он «не очень хорош». Однако его послужной список и мнение коллег говорят об обратном. Кроме того, у Кэйитиро есть редкое умение — брать ключевые моменты первоисточника и дополнять их фрагментами не меньшего качества. Его любовь к нестандартным ракурсам придала «Фрирен» особое визуальное очарование.

«Уход» Химмеля.
Источник: Madhouse
К сожалению, Кэйитиро Сайто отказался от режиссёрского кресла как во втором сезоне «Одинокого рокера», так и в «Провожающей в последний путь Фрирен». Во «Фрирен» он теперь выступит в роли куратора для своего протеже — бывшего ассистента, повышенного до должности главного режиссёра. Сейчас Кэйитиро вместе с десятком других представителей индустрии участвует в двухлетнем проекте, цель которого — воспитание новых талантов среди аниматоров. Эта инициатива включает дорожную карту с курсами английского языка и завершится концептуальными презентациями на французском международном фестивале и на Anime Expo в 2026 году.
Разумеется, это потеря, но студия Madhouse, которая редко выпускает продолжения своих хайповых проектов, не стала бы пролонгировать «Фрирен», если бы сомневалась в качестве будущего сезона.
Немного про наследие

Фрирен и Зерие встречают рассвет человечества.
Источник: Madhouse
Принято считать, что рейтинговые заслуги для творчества ничего не значат, но с «Фрирен» произошла куда более любопытная ситуация на MyAnimeList. В аниме-коммьюнити существует один широко известный факт: группа фанатов на протяжении полутора десятилетий создавалa бот-аккаунты на сайте, искусственно повышая рейтинг Fullmetal Alchemist: Brotherhood и удерживая его на первом месте. Свои тысячи и десятки тысяч единиц в разные годы получали такие проекты, как Steins; Gate, «Атака титанов 3. Часть 2», «Гинтама: Финал», «Госпожа Кагуя: В любви как на войне 3». Всё это не позволило им удержаться на вершине, но против пикового успеха «Фрирен» старожилы уже ничего сделать не смогли. Таким образом, рейтинговая система крупнейшего аниме-сайта с 2023 года, возможно, впервые за долгое время получила шанс отразить искреннюю зрительскую оценку на самом верху топа.
Нельзя обойти стороной и наличие в сети контента 18+. Внутри фандома и за его пределами с лёгкостью можно встретить людей, которые не собираются смотреть сериал, но активно потребляют контент иного рода. Чего уж говорить — к одному из подобных проектов даже присоединился профессиональный аниматор из команды экранизации, Юта Сузухана. Не станем останавливаться на этом надолго, но стоит помнить: популярность складывается не только из «приличных» проявлений интереса.
Заключение

Кадр из тизера ко второму сезону. На экраны продолжение прибудет 16 января 2026 года.
Источник: Madhouse
Безусловно, «Провожающая в последний путь Фрирен» не строилась на сочетании случайных факторов. Это досконально продуманная экранизация, выросшая из стремления к лучшему. Можно спорить с её высокой оценкой или популярностью, но в статусе одного из передовых аниме десятилетия с точки зрения производства сомневаться не приходится. А каким будет второй сезон этой франшизы — узнаем уже этой зимой.
Московский робот «Буревестник» готовится выйти на арену чемпионата «Битва роботов»На курорте «Игора» 18 октября состоится третий этап «Битвы роботов»Команда из Фрязино разработала гусеничного робота «RedHorn 3»Читать ещё
