Ни для кого не секрет, что мобильный киберспорт уже успел утвердиться в статусе одного из самых быстрорастущих направлений в индустрии видеоигр. От локальных экспериментальных проектов мобильные соревновательные игры превратились в зрелищный бизнес с миллионами игроков, сотнями профессиональных команд и значительными призами.
Рассказываем, откуда пошла популярность мобильных киберспортивных игр.
С чего всё началось

Источник: видеоигра Mobile Legends: Bang Bang
Путь мобильного киберспорта начался в 2010-х с первых попыток адаптировать привычные компьютерные MOBA и шутеры под формат смартфонов. Поначалу мобильные игры воспринимались как ширпотреб, не способный конкурировать с проектами для ПК и консолей. Несмотря на старт буквально со дна, с развитием технологий мобильные устройства стали «тянуть» сложные игровые механики и обеспечивать плавный процесс с минимальной сетевой задержкой.
Это позволило создать полноценные соревновательные платформы, а в 2020-м наконец случился прорыв: мобильный киберспорт вышел на уровень крупномасштабных международных турниров и привлёк солидные инвестиции. Важным рубежом стало появление крупных лиг и глобальных чемпионатов, которые перевели мобильные игры из категории развлечения «для убийства времени» в серьёзный киберспортивный сегмент с профессиональными организациями.
Мобильные гиганты

Источник: видеоигра Mobile Legends: Bang bang
В центре внимания в 2025 году остаётся Mobile Legends: Bang bang (MLBB). Игра задаёт тон всему мобильному MOBA-сообществу. По данным Esports Charts, MLBB собрала 50,32 млн часов просмотра — более четверти всей аудитории EWC и лучший результат среди всех дисциплин турнира. Для сравнения, такие гиганты компьютерной индустрии, как Dota 2 и Counter-Strike 2, показали результаты в 15,2 и 14,41 млн часов соответственно.
Такой показатель для мобильной игры впечатлил сообщество, особенно с учётом конкуренции на мировом рынке и обилия альтернативных дисциплин. Подобным успехом MLBB обязана сильной региональной концентрации: Юго-Восточная Азия и Индонезия остаются главными центрами активности. Здесь развиваются лиги с богатой историей, такие как MPL Indonesia, а топовые матчи регулярно достигают пиковых значений в 2–4 миллиона зрителей, что ставит игру на уровень популярных ПК-проектов.
Важным аспектом успеха стало и международное расширение: азиатские традиции и игровые стили получили признание в Европе и Латинской Америке. Этому способствовали приобретения и партнёрства известных организаций — например, Team Vitality, расширяющая своё присутствие через покупку Bigetron Esports. Mobile Legends демонстрирует, что успех в мобильном киберспорте строится на сочетании локальной преданности и глобальной экспансии.

Источник: PUBG
Другим мощным игроком остаётся PUBG Mobile, которая по-прежнему сохраняет впечатляющую массовость и активность. Главное событие года — PUBG Mobile Global Open 2025, прошедшее в Ташкенте, — привлекло более 100 тысяч зарегистрированных участников из 150 стран, что свидетельствует о широте аудитории и масштабах вовлечения.
PUBG Mobile — не просто соревновательная игра, а культурный феномен, охватывающий Индию, Индонезию, а теперь и Ближний Восток с Северной Африкой. По данным Esports Charts, суммарный призовой фонд турниров в 2025 году превысил $12 млн, а пиковая аудитория крупных матчей достигала 2,9 млн зрителей. Игра действует по сложной системе с множеством региональных слотов и отборочных этапов, что придаёт турнирам динамику и делает их привлекательными для спонсоров и инвесторов.
Экономика дисциплины подпитывается активным маркетингом — пожалуй, только ленивый не слышал о продукте от Tencent Games и Krafton. Кроме того, игра активно сотрудничает с локальными брендами, расширяя спектр взаимодействия со зрителями и игроками.

Источник: видеоигра Honor of Kings
Отдельно стоит отметить Honor of Kings, которая в 2025 году демонстрирует устойчивый рост и привлекает значительные инвестиции. Крупнейший онлайн-турнир Honor of Kings World Championship 2025 в Шанхае собрал 16 команд из шести регионов мира с призовым фондом $3 млн. Honor of Kings World Cup 2025 привлёк 653 тысячи пиковых зрителей и продемонстрировал стабильный рост по часам просмотра.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
В целом киберспортивный сегмент игры за год вырос на 40% по зрительским показателям, а объём спонсорских сделок увеличился более чем на 60% по сравнению с предыдущим годом. Такой рост говорит о профессионализации сцены и укреплении позиций игры среди мобильных дисциплин. Помимо лидерства в Китае, проект активно развивает стратегию региональной адаптации, что позволяет успешно конкурировать на мировом рынке и выстраивать инфраструктуру профессиональных команд и лиг.
Перспективные проекты

Источник: видеоигра Call of Duty Mobile
Call of Duty Mobile в 2025 году продолжает наращивать медийную мощь, развивая киберспортивные сцены и активно проводя турниры. Call of Duty Mobile Championship и Call of Duty Mobile Pro League, собирающие сотни тысяч зрителей, уже обладают внушительными призовыми фондами. Эти соревнования особенно популярны в Северной Америке и Европе, где поддержка киберспортивных организаций и спонсоров способствует их стабильному росту.
Ещё один игрок на арене мобильного гейминга — League of Legends: Wild Rift — расширяет список крупных мероприятий, включая Wild Rift Global Championship и региональные чемпионаты. Riot Games продолжает активно инвестировать в поддержку мобильной MOBA, развивая инфраструктуру киберспорта, поддерживая команды и обеспечивая плавный переход игроков с ПК-версии. Несмотря на растущее мнение о том, что Wild Rift «умирает», проект продолжает привлекать аудиторию узнаваемым игровым процессом, адаптированным под мобильные устройства.

Источник: Supercell
Brawl Stars и Clash Royale, хотя и менее масштабные по сравнению с вышеупомянутыми играми, формируют устойчивые экосистемы с локальными и международными чемпионатами. Brawl Stars Championship и Clash Royale League демонстрируют стабильный рост аудитории, особенно в Европе и Латинской Америке. Их форматы ориентированы на короткие, динамичные матчи, что повышает вовлечённость зрителей и делает трансляции удобными для восприятия.
Финансовый аспект мобильного киберспорта в 2025 году заслуживает отдельного внимания. По оценкам аналитиков индустрии, объём ставок на мобильные киберспортивные события достиг почти 2,8 миллиарда долларов, что отражает растущую экономическую значимость направления. Мобильные игры с быстрым темпом и частыми матчами становятся идеальной базой для букмекерских операций. Интеграция с индустрией азартных игр создаёт дополнительный источник доходов и стимулирует развитие платформ и зрительской базы, одновременно поддерживая профессиональный рост команд и турниров.
Заключение

Источник: видеоигра Honor of Kings
Форматы турниров, масштабы призовых фондов и растущая зрительская база подтверждают зрелость новой ниши. Старые границы между платформами стираются, а мобильный киберспорт становится катализатором новых инвестиций и расширения международного влияния.
Итогом 2025 года стало доминирование трёх киберспортивных гигантов мобильного сегмента — Mobile Legends: Bang bang, PUBG Mobile и Honor of Kings. Каждый из них по-своему влияет на экономику, аудиторию и развитие киберспорта, формируя новые стандарты и задавая направления для роста. Их регулярность турниров, финансовые достижения и степень вовлечённости доказывают, что мобильный киберспорт достиг зрелости и готов к новым вызовам.
А как вы считаете, какие новые игры или жанры могут изменить сложившийся порядок в мобильном киберспорте? Ждём ваших мыслей и прогнозов!
Белгородская команда подготовила к чемпионату «Битва роботов» машину под названием «Ежуля»Иркутская команда «Байкальские звери» представила на «Битве роботов» свою машину «BABR MONSTER»Команда «Energy Girls» представила машину «Барракуда» на международном чемпионате «Битва Роботов»Читать ещё
