Содержание
В течение десяти лет The International был синонимом не только главного турнира по Dota 2, но и беспрецедентных рекордов в призовых фондах на киберспортивных турнирах. Цифры росли благодаря мощной поддержке сообщества, готовых ради Компендиума и его содержимого донатить огромные деньги. Однако в последние годы эта магия ушла вместе с астрономическими суммами, а The International 2025 стал символом новой, куда более приземленной эры.
Почему Valve отказалась от старой модели? Куда исчезли десятки миллионов, вкладываемых фанатами? Что это значит для будущего профессиональной сцены Dota 2? Мы расскажем вам, куда пропала магия призовых, и какие изменения произошли вокруг главного турнира доты.
Новая реальность призовых на The International 2025
The International — главный праздник фанатов DotA.
Источник: championat.com
Недавно Valve анонсировала стартовый призовой фонд The International 2025 — $1,600,000. Это минимальная гарантия, ставшая стандартом, но контраст с прошлыми рекордами разителен.
Модель финансирования изменилась: теперь основа фонда — взнос Valve, а пополнение этой копилки происходит за счет 25% от продаж тематического контента, таких как новый формат компендиума или командные наборы поддержки. Однако масштаб этих внутриигровых предметов гораздо скромнее, чем был у знаменитых боевых пропусков прошлых лет, а основной акцент ушел с одномоментного хайпа на усиление вовлечённости в течение всего сезона.
Как Компендиум сделал TI самым богатым турниром
Первый компендиум появился в 2013 году на The International 3 и стал прообразом современных боевых пропусков.
Источник: видеоигра Dota 2
В 2013 году Valve впервые представила интерактивный компендиум — и всего за один год призовой фонд The International вырос с $2,8 млн до $10,9 млн. Механика оказалась революционной: 25% от всех трат игроков на компендиум и связанный с ним контент шли в общий призовой фонд турнира. Эта система породила эффект «коллективного участия»: каждый новый миллион становился праздником для комьюнити, а трансляции The International сопровождались ежедневными апдейтами по сбору средств.
Первый компендиум включал в себя виртуальную книгу с предсказаниями результатов матчей, статистикой, биографиями команд, а также систему достижений и наград. Игроки могли зарабатывать уровни, открывать внутриигровые предметы и участвовать в ивентах, объединяющих фанатов по всему миру. Компендиум также стал площадкой для голосования за выбор героя для будущего аркана — ещё одной инновационной фишкой от Valve.
К 2021 году, в разгар пандемии и на фоне общего бума игровой индустрии, The International 10 собрал рекордные $40,018,195 — абсолютный максимум в истории киберспорта. Призовой фонд превратился не просто в сумму денег, а в символ единства комьюнити Dota 2 — их мощи, вовлечённости и лояльности.
Так почему призовые начали падать? Причин несколько:
Продажи компендиумов напрямую увеличивают призовой фонд The International, который в 2021 году достиг рекордных $40 млн.
Источник: esports.ru
Усталость и разочарование комьюнити
Годы с 2019 по 2024 отметились спадом интереса: игроки всё чаще жаловались на снижение качества и разнообразия внутриигрового контента. Battle Pass всё больше напоминал «дойную корову», уступая по уровню эксклюзивности и ощущению праздника. В комьюнити нарастало чувство усталости и разочарования.
Изменение стратегии Valve
Valve открыто признаёт: концентрация на одном гигантском ивенте мешала развитию самой игры. Огромные ресурсы тратились исключительно на контент, привязанный к Battle Pass и The International, — в ущерб новым героям, патчам и другим обновлениям. Компания стремилась уйти от пиковых всплесков активности, чтобы поддерживать интерес к Dota 2 в течение всего года, а не только осенью.
Глобальные экономические и игровые тренды
Падение интереса отражает общее снижение энтузиазма и в индустрии киберспорта в целом: спонсоры перераспределяют бюджеты, меняется модель потребления контента, а за внимание аудитории теперь идёт конкуренция даже внутри MOBA-жанра — например, со стороны League of Legends.
League of Legends сохраняет стабильный интерес благодаря регулярным обновлениям, активной поддержке киберспортивной сцены и продуманной системе ивентов. Riot Games выстраивает целую медиавселенную вокруг игры — от сериалов до музыкальных проектов, — что удерживает старую аудиторию и привлекает новую.
В разные годы компендиум включал необычные награды: курьеров-драконов, предметы с автографами киберспортсменов и даже мини-игры внутри клиента.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Источник: sutori.com
Конкуренты и альтернативные турниры
Riyadh Masters с призовым фондом в $10 млн стал новым гигантом киберспортивной индустрии. Причина — в иной модели финансирования: значительная часть средств поступает не от игроков, как в случае с The International, а напрямую от организаторов и спонсоров. Это меняет расстановку сил в экосистеме Dota 2: теперь TI — не единственная вершина, а всего лишь один из нескольких престижных турниров.
Поддержка со стороны правительства Саудовской Аравии и вложения крупных брендов позволяют проводить турнир с масштабом, сопоставимым с TI, но без необходимости годами накапливать интерес через Battle Pass. Такой подход стабилизирует сцену, снижает зависимость от внутриигровых продаж и предлагает более устойчивую модель развития для киберспорта. Впервые за долгое время у The International появился реальный конкурент
Значение новой экосистемы Dota 2
Наши слоны Team Spirit — двукратные чемпионы The International.
Источник: sport-pulse.kz
Для игроков снизилось давление «единственного шанса» — возможности сорвать главный джекпот года. Появилось больше стабильных турниров в течение сезона, повысилась предсказуемость доходов, а значимость The International всё чаще воспринимается как фиктивный статус главного турнира, нежели как реальное испытание и способ определить сильнейшую команду мира.
Для самих команд и киберспортивных организаций это тоже оборачивается вызовами: приходится искать новые источники дохода, усиливать медийную активность, выстраивать работу с аудиторией на протяжении всего года, а не только в октябре — перед чемпионатом. Даже зрители всё чаще теряют ощущение финальной, судьбоносной «гонки». На первый план выходит не цифра на счётчике призового фонда, а история команд, стратегия, драматургия сезона.
Конец аномалии и здоровое начало
На The International 10 боевой пропуск собрал более $1,6 млн всего за первые 24 часа продаж.
Источник: championat.com
Огромные призовые фонды The International были уникальным явлением, которое долгое время делало этот турнир культовым событием в мире киберспорта. Однако такая модель, основанная на взрывном краудфандинге через Battle Pass, оказалась недолговечной — сообщество устало, а Valve пересмотрела свои возможности и приоритеты.
Сейчас мы видим переход к более стабильной и сбалансированной системе, где не один турнир собирает все внимание и средства, а ресурсы распределяются равномерно в течение года. Это может означать меньше громких рекордов, но даст возможность Dota 2 развиваться более устойчиво и планомерно. Конечно, спад призовых это вызов для игроков и организаций, но в долгосрочной перспективе такая модель поможет сделать про-сцену более прогнозируемой и защищенной от резких колебаний. Новый этап — шанс для Dota 2 сделать следующий шаг. В будущее с меньшими призовыми на The International, но с более стабильным вовлечением киберспортсменов и зрителей, следящих за профессиональной сценой.
Часто задаваемые вопросы (FAQ)
- Какой был самый большой призовой фонд в истории The International?
- Самым крупным призовым фондом стал TI10 (2021): $40,018,195. Этот результат был достигнут благодаря рекордным сборам с Battle Pass и невиданной прежде поддержке сообщества.
- Почему Valve отказалась от Battle Pass в его старом виде?
- Valve объясняет, что разработка масштабного Battle Pass требовала огромных ресурсов, мешая созданию других обновлений и контента для Dota 2 в течение года. Решение отказаться от старой модели освободило силы для развития самой игры.
- Как сейчас формируется призовой фонд TI?
- В 2025 году призовой фонд формируется так: базовые $1,600,000 от Valve плюс 25% от продаж внутриигровых предметов, связанных с турниром (компендиум, наборы поддержки). Контента в них заметно меньше, чем в старых Battle Pass.
- Приведет ли падение призовых к упадку Dota 2?
- Падение призовых — удар по престижу TI, но не конец про-сцены Dota 2. Многие считают новую систему шагом к стабильности и разумному распределению доходов. Комьюнити стало относиться к TI иронично, но гонка за рекордами себя исчерпала — $40 млн стали потолком, а не новой нормой.
А что думаете вы? Кто выиграл от этих изменений, а кто — потерял? Вернётся ли когда-нибудь событие к прежнему размаху, или это новая стабильная реальность для Dota 2? Делитесь своим мнением: каким вы видите будущее главного турнира по Dota 2 и всей киберспортивной сцены?
Вышел свежий анимационный ролик с анонсом новых скинов в MLBB!Московская команда представила «Буревестника» — стремительного робота со спиннером на 13000 оборотовHobby World приглашает любителей настольных игр на праздник в честь 18-летия «Стиль Жизни»Читать ещё