Содержание
Серия Heroes of Might and Magic — одна из самых культовых, созданных когда-либо. Недаром третья её часть даже спустя двадцать шесть лет после релиза остаётся невероятно популярной. И недаром поклонники до сих пор, не особо стесняясь в выражениях, матерят Ubisoft за то, что та сотворила с «Героями».
После пятой части от Nival нас ждали лишь так себе шестая и совсем никакая седьмая игры серии… А также автошахматы и разного рода мобильная муть, о которой многие и слыхом не слыхивали (и слава, блин, богу). Иными словами, новой нормальной части поклонники ждут года эдак с 2007-го — аккурат с выхода аддона «Повелители орды» к пятой части. И ждали бы ещё чёрт знает сколько, если бы не студия Unfrozen.
Анонсированная в августе 2024-го стратегия в очередной раз расколола фанатский лагерь. Некоторые с изрядным скепсисом встретили Olden Era, другие же отнеслись к ней с осторожным оптимизмом. Бесспорно, Ubisoft веры с «Героями» нет никакой, но в случае с новой частью, кажется, всё не так уж и плохо. Unfrozen сами пришли к французскому издательству с предложением, сами занимаются игрой, а господа-лягушатники лишь приглядывают со стороны и особо не вмешиваются. Уже одного этого достаточно, чтобы следить за проектом с удвоенным интересом.
Одна проблема — дождаться релиза. Изначально Heroes of Might and Magic: Olden Era должна была выйти ещё в начале 2025-го — в раннем доступе, конечно, но всё же. Авторы проводили тесты, потихоньку делились новостями, но релизное окно держали в секрете. А недавно и вовсе объявили, что игра уезжает на 2026 год. Горькую пилюлю ожидания подсластили свежей публичной демо-версией, которая позволила ознакомиться с базовыми элементами игры и четырьмя фракциями из шести запланированных.
Мы, разумеется, не стали терять возможность взглянуть на возможное возрождение «Героев» и отправились проверять, что к чему.
Знакомые все лица
Город людей выглядит весьма уютно и живо.
Источник: видеоигра Heroes of Might and Magic: Olden Era
В демке состав фракций почти целиком стандартный. Есть людишки с конными юнитами, арбалетчиками и ангелами. Есть Подземелье — некий гибрид Темницы из HoMM3 и Лиги Теней из пятой части. Есть вездесущая нежить, которую снова будут поминать незлым тихим словом в каждом втором мультиплеерном матче. Эти фракции и выглядят, и играются довольно знакомо (хотя и тут есть свои нюансы) — чего не скажешь о новичках, «раскольниках».
Изначально представители «Раскола» — это просто эльфы-отступники, которые в погоне за знанием копнули глубже, чем следовало. Во всех смыслах. В результате они добрались до наследия Говарда Филлипса Лавкрафта и, кажется, пробудили местную версию Ктулху. С понятным результатом.
Карта мира вышла детальной, и по ней практически всё понятно — хотя иногда понять, что есть что и сложновато.
Источник: видеоигра Heroes of Might and Magic: Olden Era
В Unfrozen упоминали, что хотят добавить в игру нечто такое, чего не было в предыдущих частях серии — и в этом плане фракция новичков работает как нельзя лучше. Всякие потусторонние ужасы и демоны с иных планов бытия мелькали в серии и раньше, но обычно в виде одного-двух юнитов на всю игру. Здесь же таких — целая фракция. В сюжетной кампании, скорее всего, объяснят, как они до такой жизни докатились, однако пока остаётся лишь гадать, перелопачивать килотонны лора предыдущих частей (причём не только Heroes of Might and Magic, но и основной серии — ролевой Might and Magic), и строить предположения.
Геймплей за них довольно любопытен: они чем-то напоминают Инферно из предыдущих частей (в том плане, что умеют призывать подкрепления из трупов), а ещё старательно «гадят» вражеским магам, мешая им применять заклинания тем или иным способом.
Сложно пока сказать, что будут представлять собой бойцы Лесного союза и местные демонические тараканы, однако предполагаем, что в целом это будут уже известные нам по предыдущим играм фракции. Потому что даже «раскольники», несмотря на свой «свежий» внешний вид, опираются на уже знакомые фишки. Хотя их «причастие к Бездне», позволяющее за каждый выигранный бой добавлять в армию временных существ до конца сражения, — фишка забавная. Но требующая, разумеется, определённого планирования.
По канонам старой школы — вроде как
В бою юниты выглядят здорово, но вот отличий между разными апгрейдами юнитов хотелось бы побольше.
Источник: видеоигра Heroes of Might and Magic: Olden Era
Поначалу кажется, что перед нами буквально те же самые «Герои», что и тридцать лет назад. Ну, с поправкой на чуть более современный визуал и общую незавершённость. Впечатление обманчивое: на самом деле мелких и крупных изменений тут — вагон и маленькая тележка.
Прежде всего, Unfrozen решили сделать морду кирпичом и проигнорировать все «гениальные» нововведения шестой и седьмой частей. Упрощения, связанные с глобальной картой и сражениями (вроде отсутствия разных ресурсов), выкинули нафиг, вернувшись к привычной схеме из третьей — пятой игр серии. Правда, разработчики Heroes of Might and Magic: Olden Era тоже решили поэкспериментировать: вернули все ресурсы, кроме серы, а её заменили алхимической пылью. Оная не добывается в шахтах — получить её можно разными способами: просто наткнуться в мире, отыскать алхимическую лабораторию и там создать, ну или разобрать парочку ненужных артефактов.
Идея получилась вроде бы и интересной, но не без нюансов. О них — чуть позже.
Осады тут прямо как встарь — правда, теперь вы можете улучшать оборонительные сооружения!
Источник: видеоигра Heroes of Might and Magic: Olden Era
Что ещё? Города получились близкими к пятой части — как визуально, так и в плане их отстройки. Любопытно, что в Heroes of Might and Magic: Olden Era можно выбирать конкретные улучшения для городских укреплений, а также развивать юнитов нелинейно: у каждого вида войск есть два альтернативных пути развития. Да-да, прямо как в «Повелителях орды», аддоне к пятой части. Сразу видно, что в Unfrozen работают люди, некогда трудившиеся в Nival (а заодно видно, что они совершенно не стесняются собирать все действительно хорошие идеи в одной игре). Причём, что приятно, переобучение отрядов не стоит ни копейки — это позволяет проявлять тактическую гибкость, подстраиваясь под ситуацию.
Сами герои, которые таскают с собой армии, как и встарь, делятся на воинов и магов. Но теперь — с нюансами: авторы дополнительно углубили систему развития героев из Heroes of Might and Magic 5, добавив свои уникальные фишки.
Как раньше это было? В дополнение к основному навыку вы могли выучить ещё и дополнительные. Теперь же для получения таких навыков не нужно тратить целый уровень: взяли уровень, скажем, в «Арканной магии» — вуаля, получите дополнительный навык на выбор. У каждого такого навыка есть пять мелких дополнений, и выучить можно два из них. Какие — решать, разумеется, только вам.
Эльфов в игре пока что нет. Увы.
Источник: видеоигра Heroes of Might and Magic: Olden Era
Ещё один довольно любопытный момент — углублённая классовая система. Она чем-то напоминает, внезапно, не третьих или пятых, а уже четвёртых «Героев». Прокачав определённые навыки до нужного уровня, вы получите экстра-класс. Причём вы, скорее всего, очень захотите его освоить. Получать десять тысяч золота в день? Не тратить на заклинания ни капельки маны? Всегда наносить максимально возможный урон, при этом терпя лишь минимальный? Варианты там примерно такие — что делает хорошо прокачанных героев ещё более смертоносными, чем раньше. До абсурда «четвёрок», когда один-единственный персонаж-рукопашник узлом завязывал полчища драконов, не доходит — но всё же.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Теперь у навыков есть и синергия, и она порой весьма важна. Хотя сделать из героя терминатора не выйдет при всём желании — слотов под навыки ограниченное количество.
На карте мира появились совершенно новые объекты (и их немало!), а заклинания пополнились рядом свежих и довольно любопытных образчиков. Что особенно приятно — так это тот факт, что некоторые из жизненно необходимых заклинаний вроде «Городского портала» полностью отвязали и от магических школ, и от рандома: теперь вы гарантированно можете их изучить, построив определённый уровень гильдии магов. Вроде бы мелочь, но как же, чёрт возьми, приятно!
Аккуратно подсмотреть и адаптировать
Обиталище некромантов настолько мрачное, насколько нужно.
Источник: видеоигра Heroes of Might and Magic: Olden Era
Вообще самое смешное тут в том, что осваиваются все нововведения моментально. Вам не придётся ломать привычную картину мира или переучиваться — если вы играли хоть в каких-то «Героев», то привыкнете ко всем новинкам быстро.
Любопытно, что Unfrozen явно смотрела не только на предыдущие части HoMM. Разработчики прошлись по всем играм, хоть как-то попадающим под определение «Ещё одна попытка сделать “Героев”», — и подрезали оттуда самые интересные идеи. Например, юнитов с особыми активными навыками.
Или, скажем, дерево законов — эта фишка, кажется, перекочевала в Heroes of Might and Magic: Olden Era из Songs of Conquest и смотрится тут крайне органично. Соль в том, что вы можете усиливать свою фракцию особыми эдиктами, которые действуют с момента принятия постоянно. Усиление тех или иных видов войск, увеличение характеристик персонажей… Есть даже возможность строить здания дважды в день в одном городе! Законы отличаются в зависимости от фракции и дают весьма приятные бонусы — игнорировать их ни в коем случае нельзя.
Есть тут и возможность собирать наборы артефактов (для серии не новинка), а также улучшать их. Последнее — уже любопытнее. Свои предметы можно «прокачивать» за алхимическую пыль, делая их мощнее. Сама по себе идея интересная и позволяет даже всякое барахло сделать более-менее вменяемым — если бы не парочка «но».
Книга заклинаний максимально понятная.
Источник: видеоигра Heroes of Might and Magic: Olden Era
Во-первых, в текущей демо-версии нет проблем обойти карту и набрать целую гору всяких эпических шмоток, владея которыми вы попросту не будете видеть смысла носить обноски. А во-вторых, эта трижды проклятая пыль, как уже говорилось ранее, — ресурс довольно ограниченный. Она не добывается в шахтах, и её прирост зависит от того, есть ли у вас под рукой алхимическая лаборатория. Ключевая беда в том, что для улучшения жилищ существ в городах требуется солидное количество этой самой пыли — и чем мощнее юниты, тем больше ресурса будет уходить. Так что на первых порах ни о каком улучшении артефактов речи даже не пойдёт — всё будет улетать в армию.
Что ещё немного огорчает, так это то, что некоторые действительно полезные идеи предыдущих частей в Heroes of Might and Magic: Olden Era так и не нашли применения. Скажем, караваны, введённые в четвёрке. Было бы круто, если бы вы могли щелчком пары кнопок снаряжать армии и отправлять их из города в город — но увы!
Вместо этого разработчики снова предлагают пользоваться услугами героев-«мулов», а также походными заклинаниями. Спору нет, схема проверенная временем, но раздражает она всё равно. Да и нужно учитывать, что новая часть «Героев» несколько связывает вам руки тем фактом, что персонажей под вашим началом может быть лишь ограниченное количество. Да-да, вы не ослышались. Хотите больше героев — идите захватывайте города, растягивая цепочки «поставок» ещё сильнее. Очень надеемся, что ближе к релизу авторы всё-таки что-нибудь интересное с этим придумают.
Мелочи, проблемы, выводы
Источник: видеоигра Heroes of Might and Magic: Olden Era
Впрочем, ладно. Вы уже, должно быть, поняли, что играется всё это как знакомые всем «Герои», пусть и с парой нюансов. Но что насчёт остальных аспектов?
Сразу после анонса, например, много споров вызвал визуал. Одним казалось, что игра дьявольски похожа на третью часть серии, другие же с пеной у рта утверждали, что Unfrozen явно делает мобильную игру и просто ошиблась платформой. Отвечаем: нет, визуал тут явно не от мобильного проекта. И города, и карта мира, и юниты выглядят опрятно, красиво и добротно. Есть, конечно, некоторые проблемы с читаемостью карты (что плохо), но будем надеяться, что это временное явление. К тому же подсветку интерактивных объектов по нажатию на волшебную кнопку Alt никто не отменял — с ней жить попроще.
Но дьявол с ней, с графикой. Выглядит пристойно? Пристойно. Возможно, города не настолько помпезные и захватывающие, как в Heroes of Might and Magic 5, но и ладно бы с ним. Вот что критиковать стоит, так это интерфейс.
Очень, очень надеемся, что Unfrozen к полноценному релизу его поменяют, потому что сейчас он… мягко скажем, так себе. Меню строительства и окно персонажа ещё куда ни шло, но вот экран набора войск и окно улучшения бойцов — это просто никуда не годится. Вот там действительно закрадывается впечатление, что заглянул в какую-то мобильную игру — что прискорбно. Есть проблемы с горячими клавишами (разбить армию на стеки — легко, а вот собрать обратно извольте вручную), с тем, что при переключении с героя на героя они «забывают» намеченные маршруты, и вам приходится прокладывать их заново… Короче, таких вот вроде бы мелких, но раздражающих вещей тут вагон и тележка.
Источник: видеоигра Heroes of Might and Magic: Olden Era
Звуки и музыка? О да, тут «Герои» ощущаются на все сто. Там, где эти самые музыка и звуки вообще есть (то есть далеко не везде). Аудиальных отсылок к предыдущим частям, кстати, великое множество — не уверены, что услышали их все. Может, у вас получится лучше?
Багов тоже хватает, но это в целом нормально для демо-версии раннего доступа. Раздражать, впрочем, они всё равно раздражают. Не загружающиеся сохранения. Бесконечно прокручивающийся ход. Герой, который при применении того или иного «походного» заклинания просто застывает — и лечится это исключительно пропуском хода. И так далее, и тому подобное.
И всё же демка настраивает скорее на позитивный лад. Да, не без проблем. Да, местами отчётливо виднеются уши предыдущих частей (и, чего греха таить, других игр и серий — от King’s Bounty до Disciples). Да, баланс пока хромает, а интерфейс откровенно отталкивает. Но вот геймплей способен всё это компенсировать — потому что он снова затягивает, как и почти тридцать лет назад. И это при том, что сейчас в игре не все фракции, нет ни сюжета, ни мультиплеера, ни полноценного редактора карт! На релизе, кажется, мы рискуем зайти в Heroes of Might and Magic: Olden Era — и больше никогда не выйти.
В общем, наш вам совет: даже если вы непримиримый поклонник третьей части серии, сходите и установите демку. Поиграйте. А уж потом идите воевать на форумы, крича о том, что серию опять пытаются убить. Потому что на самом-то деле «Героев» пытаются не убить, а реанимировать. С убийством Ubisoft вполне успешно справилась с десяток лет назад — теперь же Unfrozen должна сделать всё, что можно, чтобы вытащить пациента из комы.
И мы очень надеемся, что у студии всё получится.
Четвёртый этап чемпионата «Битва роботов» состоится в Международном выставочном центре «Екатеринбург-Экспо»Самарская команда «Robotic Unit» представила робота «Кот Матроскин 3.0» для чемпионата «Битва роботов»«Дуболом седьмой» и его спутник: команда «Урфин» представила мощную пару роботов из НовосибирскаЧитать ещё