Лучшие аниме Хаяо Миядзаки: полный список и рейтинг всех работ

от admin

Хаяо Миядзаки — живая легенда и один из величайших режиссёров в истории анимации. Его фильмы цитируют, пересматривают, ими вдохновляются художники по всему миру. Кто-то находит в них утешение, кто-то — магию. Сам Миядзаки — личность сложная и противоречивая: пессимист, упрямец, строгий критик мира и себя, но в то же время он рассказывает истории, полные надежды.

«Мир проклят, но всё равно найдётся причина жить» — говорят его герои, и это, кажется, суть всего его творчества. Составить рейтинг его фильмов в духе от «плохого к хорошему» — задумка довольно дерзкая, ведь даже самые спорные ленты мастера технически безупречны и богаты смыслами.

В этом топе мы попробуем проследить авторский путь Миядзаки, разобраться, какие темы его волновали, и попытаться понять, в чём кроется секрет его мастерства.

Ключевые черты творчества мастера

Лучшие аниме Хаяо Миядзаки: полный список и рейтинг всех работ

Хаяо Миядзаки создавал «Унесённых призраками» без заранее написанного сценария, придумывая сюжет прямо во время раскадровки.

Источник: студия Ghibli

Воспоминания о детстве — ключ к пониманию творчества Хаяо Миядзаки. В своей речи, произнесенной в 1982 году в в университете Васэда в Токио, Миядзаки вспоминал:

«В пору детства я был, как говорится, хорошим мальчиком. Я не делал то, что хотел, потому что пытался соответствовать ожиданиям родителей. Когда я впервые увидел «Легенду о Белой Змее» , у меня будто открылись глаза; я понял, что хочу рисовать мангу, которая говорила бы детям: «Дети, не дайте родителям задушить вас в объятиях» или «Перестаньте зависеть от своих родителей».

Будущий аниматор родился 5 января 1941 года, в период, когда мир был полон нестабильности. Детские годы режиссёра прошли в окружении природы, за пределами шумных городов в поместье его деда. Эта близость к природе сформировала у него своё особое восприятие мира, как живого, дышащего организма, в котором каждое дерево или ветер могут обрести характер и душу. Отсюда берёт начало его интерес к теме отношений человека и природы, обострённое внимание к проблемам экологии и появление добрых, но загадочных духов стихий в таких работах, как «Мой сосед Тоторо» и «Унесённые призраками», что отсылали к японским традициям.

Сложная семейная история тоже оставила заметный след на юном художнике: мать Миядзаки долго боролась с тяжёлой болезнью. Наблюдение с детства за её стойкостью позже выльется в любимый женский образ Миядзаки, что сочетает в себе как силу, так и уязвимость, лишённый всякой пошлости. А интерес к авиации, небу и приключениям — отголосок детских впечатлений: отец, будучи расчетливым бизнесменом и нигилистом, владел заводом, производившим детали для военной авиации. Это внутреннее противоречие — восхищение полётом и отвращение к войне — со временем оформилось в ярко выраженное антивоенное мировоззрение.

Миядзаки не скрывал, что с юных лет ощущал протест против милитаризма и насилия, считая действия Японии в войне бессмысленными. Тема сопротивления жестокости и стремления к миру стала сквозной в его творчестве, что ярко проявляется в таких фильмах, как «Порко Россо», «Ветер крепчает», «Навсикая из Долины ветров» и «Принцесса Мононоке».

Гид по 12 полнометражных аниме Хаяо Миядзаки

Люпен III: Замок Калиостро (Lupin III: The Castle of Cagliostro)

Лучшие аниме Хаяо Миядзаки: полный список и рейтинг всех работ

В «Люпене III: Замке Калиостро» Миядзаки впервые показал свой фирменный стиль, превратив вора Люпена из циничного антигероя в благородного романтика.

Источник: студия Ghibli

Год: 1979

Рейтинг: MAL — 8.15

Это первый полнометражный фильм, поставленный Хаяо Миядзаки, и одна из самых ярких частей культовой японской франшизы про джентльмена-вора Арсена Люпена III. Главный герой приезжает в крошечное европейское княжество Калиостро, где сталкивается с заговором вокруг юной наследницы престола Клариссы, которую местный граф хочет заставить выйти за него замуж. Люпен решает спасти девушку, взломать замок, полный ловушек, и, конечно, не упустить шанс сорвать куш. В это же время на его след выходит настырный инспектор Дзэнигата из Интерпола.

Несмотря на скромную по меркам Ghibli анимацию, «Замок Калиостро» очаровывает своим стилем, легкостью и виртуозной постановкой. В аниме уже угадываются характерные черты режиссёра — внимание к архитектуре, любовь к механизмам и динамичным погоням. Фильм ощущается более простым по сравнению с его поздними работами, но именно в этом и кроется его шарм: Миядзаки показывает, что способен вдохнуть собственное видение и жизнь даже в лёгкое развлекательное аниме.

Навсикая из Долины ветров (Nausicaä of the Valley of the Wind)

Лучшие аниме Хаяо Миядзаки: полный список и рейтинг всех работ

Хотя «Навсикая из Долины ветров» вышла до основания Studio Ghibli, именно её успех позволил Миядзаки создать студию и начать новую эру японской анимации.

Источник: студия Ghibli

Год: 1984

Рейтинг: MAL — 8.5

«Навсикая из Долины ветров» сначала может показаться наивным фильмом. Он прост в посыле, перегружен деталями, с чуть затянут моментами, но при этом воспринимается словно пророчество в форме анимационной сказки.

Миядзаки в 1984 году ещё только нащупывал свой ритм, но уже успел создать удивительно цельный мир, в котором постапокалипсис, дух природы и дизельпанковая техника существуют на равных. Это кино не столько о катастрофе, сколько о возможности примирения. Причём, как это часто бывает у Миядзаки, опасность исходит вовсе не от условных чудовищ, а от самих людей.

Мир Навсикаи, по традиции студии Гибли, не делится на чёрное и белое: у каждого персонажа есть причины действовать именно так, как они действуют. Саму Навсикаю нельзя назвать воительницей в привычном смысле — она не завоёвывает, а оберегает, не мстит, а жертвует собой, что сильно выбивается из шаблонов женского образа того времени.

Небесный замок Лапута (Tenkuu no Shiro Laputa)

Лучшие аниме Хаяо Миядзаки: полный список и рейтинг всех работ

Название «Лапута» вызвало споры в испаноязычных странах, поскольку в переводе с испанского это слово звучит как грубое ругательство.

Источник: Ghibli

Год: 1986

Рейтинг: MAL —  8.26

«Небесный замок Лапута» — третий полнометражный фильм Хаяо Миядзаки и первый проект студии Ghibli, который, хоть и не стал хитом в японском прокате 1986 года, со временем приобрёл культовый статус. Вдохновлённый «Путешествиями Гулливера» Джонатана Свифта, фильм рассказывает о двух сиротах — шахтёре Пазу и таинственной девочке Сите, владеющей магическим кристаллом. Вместе они пытаются добраться до легендарного парящего в небе острова Лапута, пока за ними гонятся правительственные агенты и воздушные пираты.

Визуально «Лапута» до сих пор выглядит завораживающе. Миядзаки с любовью прорисовал и небесные дирижабли, и уютные шахтёрские городки, и таинственные руины, поросшие зеленью. «Лапута» — один из самых воздушных проектов Миядзаки, так как ощущение полёта и свободы, вместе с мягкими и волнующими композициями Дзё Хисаиси, тут пронизывает каждый кадр.

Мой сосед Тоторо (Tonari no Totoro)

Лучшие аниме Хаяо Миядзаки: полный список и рейтинг всех работ

Во время выхода «Мой сосед Тоторо» был настолько непопулярен, что студия едва не разорилась — и лишь с годами Тоторо стал культовым символом Ghibli и японской анимации.

Источник: Ghibli

Год: 1988

Рейтинг: MAL — 8.25

В первую очередь «Тоторо» — рассказ о радостях счастливого детства, когда мир вокруг ещё кажется волшебным и неизведанным. Миядзаки не навязывает никаких конфликтов или драмы, а просто показывает детство как оно есть: с любопытством, спонтанностью, лёгким страхом перед неизвестным и, главное, безусловной верой в чудо.

«Тоторо» можно назвать самым добрым и узнаваемым фильмом Хаяо Миядзаки, ведь он стал настоящим символом студии Ghibli. Это простая, но волшебная история двух сестёр, Сацуки и Мэй, переехавших с отцом в деревню, пока мама лежит в больнице. Новый дом оказывается полон тайн — начиная от крохотных духов, обитающих в тени, и заканчивая огромным пушистым существом по имени Тоторо, которое становится проводником девочек в мир лесных чудес. Фантазия детей и духи природы переплетаются так естественно, что граница между реальностью и воображением стирается.

Ведьмина служба доставки (Majo no Takkyuubin)

Лучшие аниме Хаяо Миядзаки: полный список и рейтинг всех работ

В «Ведьминой службе доставки» Хаяо Миядзаки переписал финал уже после завершения анимации, чтобы добавить драматичный момент с дирижаблем и показать внутренний рост Кики.

Источник: Ghibli

Год: 1989

Рейтинг: MAL — 8.23

История о ведьмочке Кики — пожалуй, самое недооценённое сокровище в фильмографии Миядзаки. В отличие от эпических историй вроде «Принцессы Мононоке» или «Унесённых призраками», тут нет масштабных тем вроде экологии или борьбы добра со злом. Но именно в своей скромности эта история раскрывает нечто куда более интимное — страх взросления, одиночество, поиски себя в чужом городе. Кики оставляет привычную деревенскую жизнь и оказывается в шумном, незнакомом городе, где приходится учиться быть самостоятельной — и всё это с метлой в руках и чёрным котом в качестве компаньона.

Миядзаки мастерски передаёт внутренние перемены героини через повседневные мелочи — от первых успехов и признания до чувства усталости, одиночества в большом городе. Кризис становится ключевым моментом в становлении и взрослении героини: фильм показывает, как важно не просто «делать своё дело», но и не терять веру в себя, даже когда кажется, что всё идёт наперекосяк.

Порко Россо (Kurenai no Buta)

Лучшие аниме Хаяо Миядзаки: полный список и рейтинг всех работ

Миядзаки изначально задумывал «Порко Россо» как короткий фильм для авиалиний Japan Airlines, но в итоге создал полнометражную антивоенную притчу о разочарованном герое-пилоте.

Источник: Ghibli

Год: 1992

Рейтинг: MAL — 7.96

«Порко Россо» — один из главных шедевров Хаяо Миядзаки, адресованный взрослой аудитории. Аниме кажется простым, но уносит на глубину, если задержаться в нём чуть дольше. Это самая настоящая меланхоличная открытка из прошлого — с тянущим чувством ностальгии, небом и свободой.

Аниме рассказывает историю Марко, который устал от мира, но всё равно держится за небо. Его прошлое — это боль, потеря и усталость от идеалов, за которые когда-то боролся. Он не герой — он просто человек, выбравший остаться в стороне. Проживая уединённо, главный герой сражается с воздушными пиратами и избегает любой привязанности — к людям, странам, идеям. Всё меняется, когда он встречает Фио — молодого инженера, которая постепенно возвращает ему веру в людей.

Click here to preview your posts with PRO themes ››

Анимация в этом фильме — спокойная, тёплая, без чрезмерной динамики, но с невероятной атмосферой. Пейзажи нарисованы с любовью: закатное небо, блеск воды, старые городки, облупившиеся стены и винтажные кафе. Это тихое, глубокое аниме о потерянной эпохе и людях, которые не вписываются в новый мир — с уважением к тем, кто живёт по совести.

«Лучше быть свиньёй, чем фашистом» — одна из самых известных фраз, прозвучавших в «Порко Россо», что прямо говорит о мировоззрении Миядзаки.

Принцесса Мононоке (Mononoke Hime)

Лучшие аниме Хаяо Миядзаки: полный список и рейтинг всех работ

Во время производства «Принцессы Мононоке» американскими дистрибьюторами предлагалось сократить фильм, на что продюсер Studio Ghibli отправил им меч с надписью «Без сокращений».

Источник: Ghibli

Год: 1997

Рейтинг: MAL — 8.67

«Принцесса Мононоке» ощущается как мощное исследование хрупкого баланса между человеком и природой. Это вечное противостояние, где каждый прав по-своему, где никто не готов идти на компромиссы, — и ценно то, что Миядзаки не пытается призвать зрителя только к одной «правильной» стороне конфликта. Первозданная красота природы переплетается с разрушительными амбициями человека, а в центре всего — молодой воин Аситака и загадочная Сан, воспитанная волчьими богами.

Персонажи здесь удивительно многогранны. Сан — дикая и преданная лесу — одновременно пугает и очаровывает. Леди Эбоси, стоящая на стороне прогресса, — не злодейка, а сильная женщина с ясной целью: защитить свой народ. На этом фоне Аситака, вечно спокойный и правильный, воспринимается почти сверхчеловеком — что немного отдаляет его от зрителя, но не мешает сочувствовать. Каждый герой — отражение противоречий, живущих в нас самих.

Успех «Принцессы Мононоке» открыл японскому аниме путь на западный рынок и сыграл ключевую роль в заключении партнёрства между студией Ghibli и Walt Disney Company, обеспечив международную дистрибуцию фильмов студии. Американская публика, обычно прохладная к иностранному кино, была очарована яркой визуальной эстетикой и необычной фантазией восточных авторов.

Унесённые призраками (Sen to Chihiro no Kamikakushi)

Лучшие аниме Хаяо Миядзаки: полный список и рейтинг всех работ

Во время создания «Унесённых призраками» Миядзаки лично нарисовал более 80 000 кадров, что крайне необычно для режиссёра и подчёркивает его перфекционизм.

Источник: Ghibli

Год: 2001

Рейтинг: MAL —  8.77

Хаяо Миядзаки, как никто другой, умеет создавать миры, в которых зритель полностью растворяется, и, наверное, самый популярный фильм Миядзаки — «Унесённые призраками» — яркое тому подтверждение.

Тихиро предстоит найти себя, и всё, что с ней происходит в фильме, можно воспринимать как путь взросления. Она учится действовать в трудных условиях, принимать решения, нести ответственность, сохранять доброту и сострадание. Мир духов, несмотря на свою абсурдность, устроен по чётким правилам, и Тихиро учится находить в нём своё место.

Одной из самых сильных сторон фильма является темп. Миядзаки позволяет истории разворачиваться в идеальном ритме, выделяя место для медленных моментов рефлексии героев, а сюжет всё время держит в своеобразном «лёгком напряжении».

Ходячий замок (Howl no Ugoku Shiro)

Лучшие аниме Хаяо Миядзаки: полный список и рейтинг всех работ

Во время работы над «Ходячим замком» команда аниматоров столкнулась с трудностями при рисовании замка, поэтому его движения были частично созданы с помощью 3D-графики — что стало редким случаем использования CGI в фильмах Миядзаки.

Источник: Ghibli

Год: 2004

Рейтинг: MAL — 8.67

Сюжет «Ходячего замка» основан на книге Дианы Уинн Джонс, однако звучит он отчётливо голосом самого Хаяо Миядзаки. История начинается с Софи — скромной девушки, превращённой в милую старушку заклятием ведьмы. В поисках спасения она оказывается в загадочном замке мага Хаула, где постепенно меняется не только внешне, но и внутренне. Однако помимо личной трансформации героев, на фоне разворачивается бессмысленная война — критика Миядзаки в адрес современных конфликтов, в том числе бомбардировки Ирака в 2000-х.

Визуально «Ходячий замок» — настоящий праздник для глаз и демонстрация мастерства студии Ghibli. Замок, словно собранный из металлолома, буквально оживает, перемещаясь по живописным просторам. Аниматоры вдохновлялись архитектурой Франции, Ирландии и Германии, а сам Миядзаки черпал идеи из европейского фольклора и старых сказок. Каждый пейзаж, каждый механизм, каждая деталь здесь выполнены с любовью и вниманием. Визуальный стиль фильма — уникальный, запоминающийся, абсолютно штучный товар, что делает «Ходячий замок» настоящим произведением искусства.

Рыбка Поньо на утёсе (Gake no Ue no Ponyo)

Лучшие аниме Хаяо Миядзаки: полный список и рейтинг всех работ

Чтобы добиться ощущения «детского рисунка» в «Рыбке Поньо на утёсе», Миядзаки отказался от компьютерной анимации и нарисовал более 170 тысяч кадров вручную — рекорд для Ghibli.

Источник: Ghibli

Год: 2008

Рейтинг: MAL — 7.95

По сравнению с другими фильмами студии Ghibli «Поньо» выделяется своим намеренно упрощённым визуальным стилем. Миядзаки ушёл от сложных композиций и деталей, выбрав яркую, акварельную эстетику — будто сам фильм нарисован детской рукой. И это отлично сочетается с его настроением: здесь нет тягостных тем, войн или философских раздумий о будущем человечества. Вместо этого — нежная, почти наивная история о доверии, заботе и о том, как мир может меняться от желания быть рядом.

Это трогательная история о дружбе пятилетнего мальчика по имени Соскэ и необычной рыбки, которую он находит у берега и называет Поньо. На самом деле Поньо — дочь морского волшебника и богини моря. Она решает стать человеком, чтобы остаться с мальчиком, однако её выбор нарушает хрупкое равновесие природы, и детям предстоит пройти испытание, чтобы восстановить баланс.

Ветер крепчает (Kaze Tachinu)

Лучшие аниме Хаяо Миядзаки: полный список и рейтинг всех работ

«Ветер крепчает» стал самым личным фильмом Миядзаки — он вложил в главного героя не только биографию авиаконструктора Дзиро Хорикоси, но и собственные размышления о цене творчества и войны.

Источник: Ghibli

Год: 2013

Рейтинг: MAL — 8.13

«Ветер крепчает» объединяет в себе всё, за что ценят творчество Хаяо Миядзаки. Основанный на реальной биографии инженера Дзиро Хорикоси, фильм рассказывает о человеке, посвятившем свою жизнь авиации и созданию легендарного истребителя Mitsubishi Zero. Несмотря на военную тематику, аниме вовсе не оправдывает войну — напротив, оно сосредоточено на внутреннем мире героя, его мечтах и той цене, которую приходится платить за воплощение собственных идей.

Миядзаки не предлагает традиционного конфликта между добром и злом. Здесь нет антагонистов — только люди, движимые своими убеждениями, страхами и стремлениями. Дзиро — не герой в привычном смысле, а обычный человек, чей путь становится размышлением о моральной ответственности, о тонкой грани между созиданием и разрушением, о любви и потере. Финал ощущается лирично и тяжело, оставляя послевкусие светлой грусти и повод для долгого размышления.

Мальчик и птица (Kimitachi wa Dou Ikiru ka)

Лучшие аниме Хаяо Миядзаки: полный список и рейтинг всех работ

Миядзаки держал в секрете сюжет «Мальчика и птицы» до самого релиза — фильм вышел без трейлеров, описания и постеров, что стало беспрецедентным шагом даже для Studio Ghibli.

Источник: Ghibli

Год: 2023

Рейтинг: MAL — 7.60

Волшебный последний фильм Хаяо Миядзаки ощущается как новый опыт, отличающийся от всего, что он делал прежде. Будто переходя из одного сна в другой, мы исследуем тему утраты, горя по близким, завернутую в визуально ошеломляющую оболочку.

Миядзаки по-прежнему смотрит на мир глазами ребёнка, но в этот раз его взгляд стал куда более взрослым. Главный герой переживает потерю матери и отправляется жить к отцу в деревню, где находит таинственную башню, ведущую в фантастический мир, наполненный и красотой, и тьмой. Мир вокруг Махито кажется мрачнее, тревожнее, наполненным тишиной и тоской. Сквозь всё повествование тянется густая меланхолия — и именно она остаётся главным ощущением после просмотра.

Это фильм-рассуждение и подведение определённой черты под собственным творчеством. Миядзаки размышляет о своём наследии и о том, что происходит, когда творец теряет контроль над созданным им миром. В образе пожилого правителя фантастического мира легко угадывается сам Миядзаки — наблюдающий за тем, как его миры трещат по швам, ускользают и начинают жить собственной жизнью.

Роль Миядзаки в других проектах Ghibli

Лучшие аниме Хаяо Миядзаки: полный список и рейтинг всех работ

Хотя «Шёпот сердца» был снят Ёсифуми Кондо, а не Миядзаки, именно Миядзаки написал к нему сценарий и лично нарисовал сцену с полётом Барона — одну из самых волшебных в фильме.

Источник: Ghibli

Помимо режиссёрской работы, Хаяо Миядзаки также участвовал в создании других фильмов Ghibli в качестве сценариста, продюсера и даже автора раскадровок. Яркие примеры — «Шёпот сердца», где он выступил сценаристом и автором концепции, и «Ариэтти из страны лилипутов», для которого Миядзаки написал сценарий и помогал в разработке визуального стиля. Эти проекты сохраняют дух и эстетику Ghibli, отражая взгляды мастера, даже если он не сидел к кресле режиссера

С чего начать знакомство с Миядзаки?

Лучшие аниме Хаяо Миядзаки: полный список и рейтинг всех работ

Образ Тоторо был вдохновлён существами из японского фольклора, но его имя появилось случайно — от того, что младшая сестра героини неправильно произнесла слово «тролль» из сказки о Билли-козлах.

Источник: Ghibli

Творчество Хаяо Миядзаки многогранно — здесь есть место и сказочной нежности, и глубоким философским размышлениям. Вот как можно выбрать свой первый фильм:

  • Для детей и всей семьи:
  • Начните с тёплых, добрых историй — «Мой сосед Тоторо» и «Рыбка Поньо на утёсе». Они просты, уютны и прекрасно подходят даже для самых маленьких зрителей.
  • Для первого погружения в магию Ghibli:
  • Если вы хотите почувствовать фирменную атмосферу студии — загадочную, волшебную и слегка меланхоличную, выберите «Унесённых призраками» или «Ходячий замок».
  • Для тех, кто ищет серьёзные темы:
  • Обратите внимание на «Принцессу Мононоке» и «Навсикаю из Долины ветров» — эти фильмы поднимают экологические, политические и философские темы, оставаясь при этом эмоционально захватывающими.

Лучшие аниме Хаяо Миядзаки: полный список и рейтинг всех работ

Миядзаки начал разрабатывать идею «Принцессы Мононоке» ещё в 1980-х, и изначально это должна была быть история о девушке, укрощающей магического зверя, но со временем сюжет стал куда мрачнее и масштабнее.

Источник: Ghibli

Хотя у Миядзаки нет по-настоящему «плохих» фильмов, некоторые ленты лучше оставить на потом — когда вы уже знакомы с его стилем. Такие работы раскрываются полнее, если вы понимаете, чего ждать от режиссёра, и готовы воспринимать его фильмы не только как сказку, но и как личное высказывание.

  • — «Порко Россо» — очаровательный итальянский винтаж, летающие самолёты и меланхоличный герой-свин. Но фильм скорее понравится поклонникам артхауса, чем тем, кто ищет волшебство Ghibli.
  • — «Ветер крепчает» — самый взрослый и реалистичный фильм Миядзаки, ближе к исторической драме, чем к анимационной сказке. Прекрасен, но требует вдумчивого просмотра и определённого настроя.

В Москве построили «ЕЖК» — шипастого робота с вращающимся модулемБарракуда из металла: команда «Energy Girls» представила хищного робота для чемпионатаВ Minecraft анонсировали нового моба — Медного ГолемаЧитать ещё

Вам также может понравиться

Последние игровые новости, гайды по прохождению, новинки игр, железные новости и многое другое на страницах нашего блога!

Присоединяйся!

ТОП месяца

Copyright @2024 — Profigamer.ru. Все права защищены.