Содержание
- 1 Ключевые черты творчества мастера
- 1.1 Люпен III: Замок Калиостро (Lupin III: The Castle of Cagliostro)
- 1.2 Навсикая из Долины ветров (Nausicaä of the Valley of the Wind)
- 1.3 Небесный замок Лапута (Tenkuu no Shiro Laputa)
- 1.4 Мой сосед Тоторо (Tonari no Totoro)
- 1.5 Ведьмина служба доставки (Majo no Takkyuubin)
- 1.6 Порко Россо (Kurenai no Buta)
- 1.7 Принцесса Мононоке (Mononoke Hime)
- 1.8 Унесённые призраками (Sen to Chihiro no Kamikakushi)
- 1.9 Ходячий замок (Howl no Ugoku Shiro)
- 1.10 Рыбка Поньо на утёсе (Gake no Ue no Ponyo)
- 1.11 Ветер крепчает (Kaze Tachinu)
- 1.12 Мальчик и птица (Kimitachi wa Dou Ikiru ka)
- 2 Роль Миядзаки в других проектах Ghibli
- 3 С чего начать знакомство с Миядзаки?
Хаяо Миядзаки — живая легенда и один из величайших режиссёров в истории анимации. Его фильмы цитируют, пересматривают, ими вдохновляются художники по всему миру. Кто-то находит в них утешение, кто-то — магию. Сам Миядзаки — личность сложная и противоречивая: пессимист, упрямец, строгий критик мира и себя, но в то же время он рассказывает истории, полные надежды.
«Мир проклят, но всё равно найдётся причина жить» — говорят его герои, и это, кажется, суть всего его творчества. Составить рейтинг его фильмов в духе от «плохого к хорошему» — задумка довольно дерзкая, ведь даже самые спорные ленты мастера технически безупречны и богаты смыслами.
В этом топе мы попробуем проследить авторский путь Миядзаки, разобраться, какие темы его волновали, и попытаться понять, в чём кроется секрет его мастерства.
Ключевые черты творчества мастера
Хаяо Миядзаки создавал «Унесённых призраками» без заранее написанного сценария, придумывая сюжет прямо во время раскадровки.
Источник: студия Ghibli
Воспоминания о детстве — ключ к пониманию творчества Хаяо Миядзаки. В своей речи, произнесенной в 1982 году в в университете Васэда в Токио, Миядзаки вспоминал:
«В пору детства я был, как говорится, хорошим мальчиком. Я не делал то, что хотел, потому что пытался соответствовать ожиданиям родителей. Когда я впервые увидел «Легенду о Белой Змее» , у меня будто открылись глаза; я понял, что хочу рисовать мангу, которая говорила бы детям: «Дети, не дайте родителям задушить вас в объятиях» или «Перестаньте зависеть от своих родителей».
Будущий аниматор родился 5 января 1941 года, в период, когда мир был полон нестабильности. Детские годы режиссёра прошли в окружении природы, за пределами шумных городов в поместье его деда. Эта близость к природе сформировала у него своё особое восприятие мира, как живого, дышащего организма, в котором каждое дерево или ветер могут обрести характер и душу. Отсюда берёт начало его интерес к теме отношений человека и природы, обострённое внимание к проблемам экологии и появление добрых, но загадочных духов стихий в таких работах, как «Мой сосед Тоторо» и «Унесённые призраками», что отсылали к японским традициям.
Сложная семейная история тоже оставила заметный след на юном художнике: мать Миядзаки долго боролась с тяжёлой болезнью. Наблюдение с детства за её стойкостью позже выльется в любимый женский образ Миядзаки, что сочетает в себе как силу, так и уязвимость, лишённый всякой пошлости. А интерес к авиации, небу и приключениям — отголосок детских впечатлений: отец, будучи расчетливым бизнесменом и нигилистом, владел заводом, производившим детали для военной авиации. Это внутреннее противоречие — восхищение полётом и отвращение к войне — со временем оформилось в ярко выраженное антивоенное мировоззрение.
Миядзаки не скрывал, что с юных лет ощущал протест против милитаризма и насилия, считая действия Японии в войне бессмысленными. Тема сопротивления жестокости и стремления к миру стала сквозной в его творчестве, что ярко проявляется в таких фильмах, как «Порко Россо», «Ветер крепчает», «Навсикая из Долины ветров» и «Принцесса Мононоке».
Гид по 12 полнометражных аниме Хаяо Миядзаки
Люпен III: Замок Калиостро (Lupin III: The Castle of Cagliostro)
В «Люпене III: Замке Калиостро» Миядзаки впервые показал свой фирменный стиль, превратив вора Люпена из циничного антигероя в благородного романтика.
Источник: студия Ghibli
Год: 1979
Рейтинг: MAL — 8.15
Это первый полнометражный фильм, поставленный Хаяо Миядзаки, и одна из самых ярких частей культовой японской франшизы про джентльмена-вора Арсена Люпена III. Главный герой приезжает в крошечное европейское княжество Калиостро, где сталкивается с заговором вокруг юной наследницы престола Клариссы, которую местный граф хочет заставить выйти за него замуж. Люпен решает спасти девушку, взломать замок, полный ловушек, и, конечно, не упустить шанс сорвать куш. В это же время на его след выходит настырный инспектор Дзэнигата из Интерпола.
Несмотря на скромную по меркам Ghibli анимацию, «Замок Калиостро» очаровывает своим стилем, легкостью и виртуозной постановкой. В аниме уже угадываются характерные черты режиссёра — внимание к архитектуре, любовь к механизмам и динамичным погоням. Фильм ощущается более простым по сравнению с его поздними работами, но именно в этом и кроется его шарм: Миядзаки показывает, что способен вдохнуть собственное видение и жизнь даже в лёгкое развлекательное аниме.
Навсикая из Долины ветров (Nausicaä of the Valley of the Wind)
Хотя «Навсикая из Долины ветров» вышла до основания Studio Ghibli, именно её успех позволил Миядзаки создать студию и начать новую эру японской анимации.
Источник: студия Ghibli
Год: 1984
Рейтинг: MAL — 8.5
«Навсикая из Долины ветров» сначала может показаться наивным фильмом. Он прост в посыле, перегружен деталями, с чуть затянут моментами, но при этом воспринимается словно пророчество в форме анимационной сказки.
Миядзаки в 1984 году ещё только нащупывал свой ритм, но уже успел создать удивительно цельный мир, в котором постапокалипсис, дух природы и дизельпанковая техника существуют на равных. Это кино не столько о катастрофе, сколько о возможности примирения. Причём, как это часто бывает у Миядзаки, опасность исходит вовсе не от условных чудовищ, а от самих людей.
Мир Навсикаи, по традиции студии Гибли, не делится на чёрное и белое: у каждого персонажа есть причины действовать именно так, как они действуют. Саму Навсикаю нельзя назвать воительницей в привычном смысле — она не завоёвывает, а оберегает, не мстит, а жертвует собой, что сильно выбивается из шаблонов женского образа того времени.
Небесный замок Лапута (Tenkuu no Shiro Laputa)
Название «Лапута» вызвало споры в испаноязычных странах, поскольку в переводе с испанского это слово звучит как грубое ругательство.
Источник: Ghibli
Год: 1986
Рейтинг: MAL — 8.26
«Небесный замок Лапута» — третий полнометражный фильм Хаяо Миядзаки и первый проект студии Ghibli, который, хоть и не стал хитом в японском прокате 1986 года, со временем приобрёл культовый статус. Вдохновлённый «Путешествиями Гулливера» Джонатана Свифта, фильм рассказывает о двух сиротах — шахтёре Пазу и таинственной девочке Сите, владеющей магическим кристаллом. Вместе они пытаются добраться до легендарного парящего в небе острова Лапута, пока за ними гонятся правительственные агенты и воздушные пираты.
Визуально «Лапута» до сих пор выглядит завораживающе. Миядзаки с любовью прорисовал и небесные дирижабли, и уютные шахтёрские городки, и таинственные руины, поросшие зеленью. «Лапута» — один из самых воздушных проектов Миядзаки, так как ощущение полёта и свободы, вместе с мягкими и волнующими композициями Дзё Хисаиси, тут пронизывает каждый кадр.
Мой сосед Тоторо (Tonari no Totoro)
Во время выхода «Мой сосед Тоторо» был настолько непопулярен, что студия едва не разорилась — и лишь с годами Тоторо стал культовым символом Ghibli и японской анимации.
Источник: Ghibli
Год: 1988
Рейтинг: MAL — 8.25
В первую очередь «Тоторо» — рассказ о радостях счастливого детства, когда мир вокруг ещё кажется волшебным и неизведанным. Миядзаки не навязывает никаких конфликтов или драмы, а просто показывает детство как оно есть: с любопытством, спонтанностью, лёгким страхом перед неизвестным и, главное, безусловной верой в чудо.
«Тоторо» можно назвать самым добрым и узнаваемым фильмом Хаяо Миядзаки, ведь он стал настоящим символом студии Ghibli. Это простая, но волшебная история двух сестёр, Сацуки и Мэй, переехавших с отцом в деревню, пока мама лежит в больнице. Новый дом оказывается полон тайн — начиная от крохотных духов, обитающих в тени, и заканчивая огромным пушистым существом по имени Тоторо, которое становится проводником девочек в мир лесных чудес. Фантазия детей и духи природы переплетаются так естественно, что граница между реальностью и воображением стирается.
Ведьмина служба доставки (Majo no Takkyuubin)
В «Ведьминой службе доставки» Хаяо Миядзаки переписал финал уже после завершения анимации, чтобы добавить драматичный момент с дирижаблем и показать внутренний рост Кики.
Источник: Ghibli
Год: 1989
Рейтинг: MAL — 8.23
История о ведьмочке Кики — пожалуй, самое недооценённое сокровище в фильмографии Миядзаки. В отличие от эпических историй вроде «Принцессы Мононоке» или «Унесённых призраками», тут нет масштабных тем вроде экологии или борьбы добра со злом. Но именно в своей скромности эта история раскрывает нечто куда более интимное — страх взросления, одиночество, поиски себя в чужом городе. Кики оставляет привычную деревенскую жизнь и оказывается в шумном, незнакомом городе, где приходится учиться быть самостоятельной — и всё это с метлой в руках и чёрным котом в качестве компаньона.
Миядзаки мастерски передаёт внутренние перемены героини через повседневные мелочи — от первых успехов и признания до чувства усталости, одиночества в большом городе. Кризис становится ключевым моментом в становлении и взрослении героини: фильм показывает, как важно не просто «делать своё дело», но и не терять веру в себя, даже когда кажется, что всё идёт наперекосяк.
Порко Россо (Kurenai no Buta)
Миядзаки изначально задумывал «Порко Россо» как короткий фильм для авиалиний Japan Airlines, но в итоге создал полнометражную антивоенную притчу о разочарованном герое-пилоте.
Источник: Ghibli
Год: 1992
Рейтинг: MAL — 7.96
«Порко Россо» — один из главных шедевров Хаяо Миядзаки, адресованный взрослой аудитории. Аниме кажется простым, но уносит на глубину, если задержаться в нём чуть дольше. Это самая настоящая меланхоличная открытка из прошлого — с тянущим чувством ностальгии, небом и свободой.
Аниме рассказывает историю Марко, который устал от мира, но всё равно держится за небо. Его прошлое — это боль, потеря и усталость от идеалов, за которые когда-то боролся. Он не герой — он просто человек, выбравший остаться в стороне. Проживая уединённо, главный герой сражается с воздушными пиратами и избегает любой привязанности — к людям, странам, идеям. Всё меняется, когда он встречает Фио — молодого инженера, которая постепенно возвращает ему веру в людей.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Анимация в этом фильме — спокойная, тёплая, без чрезмерной динамики, но с невероятной атмосферой. Пейзажи нарисованы с любовью: закатное небо, блеск воды, старые городки, облупившиеся стены и винтажные кафе. Это тихое, глубокое аниме о потерянной эпохе и людях, которые не вписываются в новый мир — с уважением к тем, кто живёт по совести.
«Лучше быть свиньёй, чем фашистом» — одна из самых известных фраз, прозвучавших в «Порко Россо», что прямо говорит о мировоззрении Миядзаки.
Принцесса Мононоке (Mononoke Hime)
Во время производства «Принцессы Мононоке» американскими дистрибьюторами предлагалось сократить фильм, на что продюсер Studio Ghibli отправил им меч с надписью «Без сокращений».
Источник: Ghibli
Год: 1997
Рейтинг: MAL — 8.67
«Принцесса Мононоке» ощущается как мощное исследование хрупкого баланса между человеком и природой. Это вечное противостояние, где каждый прав по-своему, где никто не готов идти на компромиссы, — и ценно то, что Миядзаки не пытается призвать зрителя только к одной «правильной» стороне конфликта. Первозданная красота природы переплетается с разрушительными амбициями человека, а в центре всего — молодой воин Аситака и загадочная Сан, воспитанная волчьими богами.
Персонажи здесь удивительно многогранны. Сан — дикая и преданная лесу — одновременно пугает и очаровывает. Леди Эбоси, стоящая на стороне прогресса, — не злодейка, а сильная женщина с ясной целью: защитить свой народ. На этом фоне Аситака, вечно спокойный и правильный, воспринимается почти сверхчеловеком — что немного отдаляет его от зрителя, но не мешает сочувствовать. Каждый герой — отражение противоречий, живущих в нас самих.
Успех «Принцессы Мононоке» открыл японскому аниме путь на западный рынок и сыграл ключевую роль в заключении партнёрства между студией Ghibli и Walt Disney Company, обеспечив международную дистрибуцию фильмов студии. Американская публика, обычно прохладная к иностранному кино, была очарована яркой визуальной эстетикой и необычной фантазией восточных авторов.
Унесённые призраками (Sen to Chihiro no Kamikakushi)
Во время создания «Унесённых призраками» Миядзаки лично нарисовал более 80 000 кадров, что крайне необычно для режиссёра и подчёркивает его перфекционизм.
Источник: Ghibli
Год: 2001
Рейтинг: MAL — 8.77
Хаяо Миядзаки, как никто другой, умеет создавать миры, в которых зритель полностью растворяется, и, наверное, самый популярный фильм Миядзаки — «Унесённые призраками» — яркое тому подтверждение.
Тихиро предстоит найти себя, и всё, что с ней происходит в фильме, можно воспринимать как путь взросления. Она учится действовать в трудных условиях, принимать решения, нести ответственность, сохранять доброту и сострадание. Мир духов, несмотря на свою абсурдность, устроен по чётким правилам, и Тихиро учится находить в нём своё место.
Одной из самых сильных сторон фильма является темп. Миядзаки позволяет истории разворачиваться в идеальном ритме, выделяя место для медленных моментов рефлексии героев, а сюжет всё время держит в своеобразном «лёгком напряжении».
Ходячий замок (Howl no Ugoku Shiro)
Во время работы над «Ходячим замком» команда аниматоров столкнулась с трудностями при рисовании замка, поэтому его движения были частично созданы с помощью 3D-графики — что стало редким случаем использования CGI в фильмах Миядзаки.
Источник: Ghibli
Год: 2004
Рейтинг: MAL — 8.67
Сюжет «Ходячего замка» основан на книге Дианы Уинн Джонс, однако звучит он отчётливо голосом самого Хаяо Миядзаки. История начинается с Софи — скромной девушки, превращённой в милую старушку заклятием ведьмы. В поисках спасения она оказывается в загадочном замке мага Хаула, где постепенно меняется не только внешне, но и внутренне. Однако помимо личной трансформации героев, на фоне разворачивается бессмысленная война — критика Миядзаки в адрес современных конфликтов, в том числе бомбардировки Ирака в 2000-х.
Визуально «Ходячий замок» — настоящий праздник для глаз и демонстрация мастерства студии Ghibli. Замок, словно собранный из металлолома, буквально оживает, перемещаясь по живописным просторам. Аниматоры вдохновлялись архитектурой Франции, Ирландии и Германии, а сам Миядзаки черпал идеи из европейского фольклора и старых сказок. Каждый пейзаж, каждый механизм, каждая деталь здесь выполнены с любовью и вниманием. Визуальный стиль фильма — уникальный, запоминающийся, абсолютно штучный товар, что делает «Ходячий замок» настоящим произведением искусства.
Рыбка Поньо на утёсе (Gake no Ue no Ponyo)
Чтобы добиться ощущения «детского рисунка» в «Рыбке Поньо на утёсе», Миядзаки отказался от компьютерной анимации и нарисовал более 170 тысяч кадров вручную — рекорд для Ghibli.
Источник: Ghibli
Год: 2008
Рейтинг: MAL — 7.95
По сравнению с другими фильмами студии Ghibli «Поньо» выделяется своим намеренно упрощённым визуальным стилем. Миядзаки ушёл от сложных композиций и деталей, выбрав яркую, акварельную эстетику — будто сам фильм нарисован детской рукой. И это отлично сочетается с его настроением: здесь нет тягостных тем, войн или философских раздумий о будущем человечества. Вместо этого — нежная, почти наивная история о доверии, заботе и о том, как мир может меняться от желания быть рядом.
Это трогательная история о дружбе пятилетнего мальчика по имени Соскэ и необычной рыбки, которую он находит у берега и называет Поньо. На самом деле Поньо — дочь морского волшебника и богини моря. Она решает стать человеком, чтобы остаться с мальчиком, однако её выбор нарушает хрупкое равновесие природы, и детям предстоит пройти испытание, чтобы восстановить баланс.
Ветер крепчает (Kaze Tachinu)
«Ветер крепчает» стал самым личным фильмом Миядзаки — он вложил в главного героя не только биографию авиаконструктора Дзиро Хорикоси, но и собственные размышления о цене творчества и войны.
Источник: Ghibli
Год: 2013
Рейтинг: MAL — 8.13
«Ветер крепчает» объединяет в себе всё, за что ценят творчество Хаяо Миядзаки. Основанный на реальной биографии инженера Дзиро Хорикоси, фильм рассказывает о человеке, посвятившем свою жизнь авиации и созданию легендарного истребителя Mitsubishi Zero. Несмотря на военную тематику, аниме вовсе не оправдывает войну — напротив, оно сосредоточено на внутреннем мире героя, его мечтах и той цене, которую приходится платить за воплощение собственных идей.
Миядзаки не предлагает традиционного конфликта между добром и злом. Здесь нет антагонистов — только люди, движимые своими убеждениями, страхами и стремлениями. Дзиро — не герой в привычном смысле, а обычный человек, чей путь становится размышлением о моральной ответственности, о тонкой грани между созиданием и разрушением, о любви и потере. Финал ощущается лирично и тяжело, оставляя послевкусие светлой грусти и повод для долгого размышления.
Мальчик и птица (Kimitachi wa Dou Ikiru ka)
Миядзаки держал в секрете сюжет «Мальчика и птицы» до самого релиза — фильм вышел без трейлеров, описания и постеров, что стало беспрецедентным шагом даже для Studio Ghibli.
Источник: Ghibli
Год: 2023
Рейтинг: MAL — 7.60
Волшебный последний фильм Хаяо Миядзаки ощущается как новый опыт, отличающийся от всего, что он делал прежде. Будто переходя из одного сна в другой, мы исследуем тему утраты, горя по близким, завернутую в визуально ошеломляющую оболочку.
Миядзаки по-прежнему смотрит на мир глазами ребёнка, но в этот раз его взгляд стал куда более взрослым. Главный герой переживает потерю матери и отправляется жить к отцу в деревню, где находит таинственную башню, ведущую в фантастический мир, наполненный и красотой, и тьмой. Мир вокруг Махито кажется мрачнее, тревожнее, наполненным тишиной и тоской. Сквозь всё повествование тянется густая меланхолия — и именно она остаётся главным ощущением после просмотра.
Это фильм-рассуждение и подведение определённой черты под собственным творчеством. Миядзаки размышляет о своём наследии и о том, что происходит, когда творец теряет контроль над созданным им миром. В образе пожилого правителя фантастического мира легко угадывается сам Миядзаки — наблюдающий за тем, как его миры трещат по швам, ускользают и начинают жить собственной жизнью.
Роль Миядзаки в других проектах Ghibli
Хотя «Шёпот сердца» был снят Ёсифуми Кондо, а не Миядзаки, именно Миядзаки написал к нему сценарий и лично нарисовал сцену с полётом Барона — одну из самых волшебных в фильме.
Источник: Ghibli
Помимо режиссёрской работы, Хаяо Миядзаки также участвовал в создании других фильмов Ghibli в качестве сценариста, продюсера и даже автора раскадровок. Яркие примеры — «Шёпот сердца», где он выступил сценаристом и автором концепции, и «Ариэтти из страны лилипутов», для которого Миядзаки написал сценарий и помогал в разработке визуального стиля. Эти проекты сохраняют дух и эстетику Ghibli, отражая взгляды мастера, даже если он не сидел к кресле режиссера
С чего начать знакомство с Миядзаки?
Образ Тоторо был вдохновлён существами из японского фольклора, но его имя появилось случайно — от того, что младшая сестра героини неправильно произнесла слово «тролль» из сказки о Билли-козлах.
Источник: Ghibli
Творчество Хаяо Миядзаки многогранно — здесь есть место и сказочной нежности, и глубоким философским размышлениям. Вот как можно выбрать свой первый фильм:
- Для детей и всей семьи:
- Начните с тёплых, добрых историй — «Мой сосед Тоторо» и «Рыбка Поньо на утёсе». Они просты, уютны и прекрасно подходят даже для самых маленьких зрителей.
- Для первого погружения в магию Ghibli:
- Если вы хотите почувствовать фирменную атмосферу студии — загадочную, волшебную и слегка меланхоличную, выберите «Унесённых призраками» или «Ходячий замок».
- Для тех, кто ищет серьёзные темы:
- Обратите внимание на «Принцессу Мононоке» и «Навсикаю из Долины ветров» — эти фильмы поднимают экологические, политические и философские темы, оставаясь при этом эмоционально захватывающими.
Миядзаки начал разрабатывать идею «Принцессы Мононоке» ещё в 1980-х, и изначально это должна была быть история о девушке, укрощающей магического зверя, но со временем сюжет стал куда мрачнее и масштабнее.
Источник: Ghibli
Хотя у Миядзаки нет по-настоящему «плохих» фильмов, некоторые ленты лучше оставить на потом — когда вы уже знакомы с его стилем. Такие работы раскрываются полнее, если вы понимаете, чего ждать от режиссёра, и готовы воспринимать его фильмы не только как сказку, но и как личное высказывание.
- — «Порко Россо» — очаровательный итальянский винтаж, летающие самолёты и меланхоличный герой-свин. Но фильм скорее понравится поклонникам артхауса, чем тем, кто ищет волшебство Ghibli.
- — «Ветер крепчает» — самый взрослый и реалистичный фильм Миядзаки, ближе к исторической драме, чем к анимационной сказке. Прекрасен, но требует вдумчивого просмотра и определённого настроя.
В Москве построили «ЕЖК» — шипастого робота с вращающимся модулемБарракуда из металла: команда «Energy Girls» представила хищного робота для чемпионатаВ Minecraft анонсировали нового моба — Медного ГолемаЧитать ещё