25 культовых гангстерских фильмов, которые стоит посмотреть каждому

от admin

От итало-американской классики до странных историй о якудза. От шумных британских трагикомедий до утомлённого солнцем хаоса фавел Рио-де-Жанейро. Как и в жизни, в кино вы не увидите ни единого «правильного» бандита. Кто-то следует кодексу, кто-то действует по наитию, а кто-то вообще не одупляет, что происходит и откуда летят пули.

К выходу Mafia: The Old Country мы собрали для вас подборку из 25 разномастных гангстерских фильмов. Будьте уверены, каждый из них сулит первоклассное зрелище.

Классика жанра

«Крёстный отец» (The Godfather) / «Крёстный отец 2» (The Godfather Part II)

25 культовых гангстерских фильмов, которые стоит посмотреть каждому

«Я сделаю ему предложение, от которого он не сможет отказаться»

Кадр: Paramount Pictures

Год: 1972 / 1974

Страна: США

Режиссёр: Фрэнсис Форд Коппола

Оценка: IMDb — 9.2 / 9.0; Letterboxd — 4.5 / 4.6

Нуждается ли в представлении гангстерская сага, определившая каноны жанра и ставшая синонимом к слову «киноэталон»? Стоит ли по десятому кругу рассказывать об иконической роли Марлона Брандо, о персонажной арке Майкла Корлеоне и об играх света и тени в операторской работе Гордона Уиллиса? Определённо не стоит.

Не все, однако, знают, что первый «Крёстный отец», при всех его художествах, умудрился стать самым кассовым фильмом в истории (пока его, три года спустя, не сместили с пьедестала «Челюсти» Стивена Спилберга). Добавьте к этому факту захватывающую историю создания, вишенкой на торте которой стало требование одиозного продюсера накинуть фильму третий час хронометража (про причине «чё-то контента маловато»), — и вы получите главный памятник прекрасной эпохе Голливуда 70-х годов, когда бал правили полусумасшедшие режиссёры с дерзким авторским видением, а публика с радостью несла свои денежки их оригинальным задумкам.

25 культовых гангстерских фильмов, которые стоит посмотреть каждому

«Держи друзей близко, а врагов еще ближе»

Кадр: Paramount Pictures

Если первый «Крёстный отец» стал хитом для всех категорий зрителей, то вторая часть ещё глубже врезалась в сердца профессиональным кинематографистам и прожжёным киноманам. Нотки романтизации мафиозной жизни, которые можно было уловить в первом фильме, в продолжении (и в то же время приквеле о юности дона Вито) сменились дьявольским холодом нового Майкла, под началом которого семья Корлеоне методично перестраивается в империю бизнеса и паранойи.

«Славные парни» (GoodFellas)

25 культовых гангстерских фильмов, которые стоит посмотреть каждому

«Сколько себя помню, я всегда хотел быть гангстером»

Кадр: Warner Bros.

Год: 1990

Страна: США

Режиссёр: Мартин Скорсезе

Оценка: IMDb — 8.7; Letterboxd — 4.5

Мартин Скорсезе — бесспорно крупнейший мастер итало-американского направления криминального жанра. В первую очередь потому, что все его работы источают горячее дыхание жизни — ту самую ламповую, весёлую и время от времени поэтическую интонацию, которая не то чтобы часто встречается в жанровом кино.

В «Славных парнях», главном козыре своей киноколоды, Марти выкрутил эту ламповость на максимум, бросив все силы на проработку героев (которые ни капли не герои) и поставив их существование в кадре превыше каких-либо завихрений сценария. Отдельная же благодарность за поддержание огня экранной жизни идёт великой актёрской троице: ни разу не хорошему Рэю Лиотте, плохому Роберту Де Ниро и охренеть какому злому Джо Пеши.

«Однажды в Америке» (Once Upon a Time in America)

25 культовых гангстерских фильмов, которые стоит посмотреть каждому

«Всё что у нас осталось это воспоминания»

Кадр: Warner Bros.

Год: 1984

Страна: США

Режиссёр: Серджио Леоне

Оценка: IMDb — 8.3; Letterboxd — 4.2

Один из красивейших и грандиознейших фильмов в мире рассказывает историю гангстера по прозвищу Лапша (Роберт Де Ниро), который, прильнув к опиумной трубке, с забвенной улыбкой вспоминает всё хорошее, что пережил на своём бесславном жизненном пути.

Вопреки колоссальному размаху, неописуемо искусной операторской работе и незабываемой музыке Эннио Морриконе, смотреть и любить «Однажды в Америке» ощутимо сложнее, чем другие фильмы в криминальном жанре. Не столько потому, что эпопея Леоне (в правильной режиссёрской версии) идёт больше четырёх часов, сколько из-за непроглядной нравственной пустоты её главного героя. То же немногое, за что Лапша достоин хоть какого-то сочувствия, растёт из его горько-сладких воспоминаний об авантюрах юности, крепкой дружбе и первой любви.

«Город бога» (Cidade de Deus)

25 культовых гангстерских фильмов, которые стоит посмотреть каждому

«Убей — заставь уважать себя»

Кадр: StudioCanal

Год: 2002

Страна: Бразилия

Режиссёр: Фернанду Мейреллиш

Оценка: IMDb — 8.6; Letterboxd — 4.6

В Сидаде-де-Деуш, опаснейшей из фавел Рио-де-Жанейро, сталкиваются судьбы двух парней. Первый, по кличке Ракета, мечтает стать фотографом. Второй же, прозванный Малышом Зе, выбирает залитую потом и кровью стезю бандита.

«Город бога» иначе как феноменом не назовёшь. Причём феноменом многоуровневым. На первом уровне поражает то, что команда, решившая снимать в настоящих фавелах Рио, вообще эти съёмки пережила. Следом удивляемся тому, как со своей работой справились актёры, набранные в фильм не из профессионалов, а из реальных обитателей тех самых фавел. Добивает же всю эту феноменальность совершенство монтажа и кинематографии, превратившее фильм в неистовый музыкальный клип длиной в две оборванные молодости.

«Лицо со шрамом» (Scarface)

25 культовых гангстерских фильмов, которые стоит посмотреть каждому

Say hello to my little friend!

Кадр: Universal Pictures

Год: 1983

Страна: США

Режиссёр: Брайан Де Пальма

Оценка: IMDb — 8.3; Letterboxd — 4.1

Ещё одна не требующая представления классика, без которой мир не узнал бы GTA: Vice City и не столь бы сильно полюбил гавайские рубашки. Аль Пачино в культовой роли Тони Монтаны белым порошком выписывает портрет человека, что откусил слишком большой кусок американской мечты и до последнего отказывался выплёвывать то, что не прожевала бы ни единая акула.

Британские гангстеры

«Долгая Страстная пятница» (The Long Good Friday)

25 культовых гангстерских фильмов, которые стоит посмотреть каждому

У американцев есть «Крёстный отец». У британцев есть «Долгая Страстная пятница».

Кадр: Criterion

Год: 1980

Страна: Великобритания

Режиссёр: Джон Маккензи

Оценка: IMDb — 7.5; Letterboxd — 3.9

Неделя перед Страстной пятницей у Гарольда Шенда, мягко говоря, не задалась. Сначала какие-то ублюдки, прямо на подъезде к церкви, взорвали машину его матери. Потом друга детства Гарольда посадили на перо в бассейне. Разрываясь между необузданным гневом и полным непониманием происходящего, крупнейший воротила Лондона ростом в метр с кепкой пытается разгрести весь этот bloody hell, попутно вынашивая план по глобальной перестройке столицы бывшей империи.

«Долгая Страстная пятница» — кино ни разу не комедийное, но это не мешает ему быть батей всему лучшему, что через пару десятков лет начнёт вытворять русский народный режиссёр Гай Ричи. Это дерзкая, сдобренная прог-рокерским саундтреком история зверя в деловом костюме — и вместе с тем ненавязчивый портрет Британии, только что вступившей на порог эпохи железной Тэтчер.

Главная же фишка фильма — ведущая роль Боба Хоскинса. Его вулканическая энергетика, игра одним оскалом и ядрёная смесь снобизма и простофильства слились в один из мощнейших мужских перформансов во всём криминальном жанре.

«Большой куш» (Snatch)

25 культовых гангстерских фильмов, которые стоит посмотреть каждому

«Не стоит недооценивать предсказуемость тупизны»

Кадр: Columbia Pictures

Год: 2000

Страна: Великобритания

Режиссёр: Гай Ричи

Оценка: IMDb — 8.2; Letterboxd — 4.0

К слову о Гае Ричи, не смеем забывать про его общепризнанно лучший фильм. Сборник крылатых цитат, парад роскошных персонажей и бесконечный поток бандитской тупости, выученный наизусть каждым уважающим себя киноманом.

«Убрать Картера» (Get Carter)

25 культовых гангстерских фильмов, которые стоит посмотреть каждому

«Я почти забыл цвет твоих глаз. Всё такой же. Будто кто-то в снег нассал».

Кадр: MGM

Год: 1971

Страна: Великобритания

Режиссёр: Майк Ходжес

Оценка: IMDb — 7.3; Letterboxd — 3.7

Великий Майкл Кейн играет лондонского гангстера Джека Картера, который возвращается в родной город на похороны брата. От полицейских Картер узнает, что его брат напился и попал в аварию. Однако бандитская чуйка подсказывает, что дело было совсем не так.

Брутально-элегантная картина, непринятая современниками, но со временем возведённая в пантеон британского кино. Её сюжет неспешно, но уверенно выстраивается на беспринципных действиях главного героя, природу которого исчерпывающе описал сам Майкл Кейн:

«Одной из причин, почему я решил сыграть в этом фильме, было моё прошлое. В британских фильмах бандиты рисуются либо придурками, либо шутниками. А мне хотелось показать, что в действительности они ни то ни другое. Бандиты далеко не глупы и они уж точно не шутят. Картер — это тупиковая ветвь развития моего окружения. Моего детства. Этот тип мне хорошо знаком. Он призрак Майкла Кейна»

«Сексуальная тварь» (Sexy Beast)

25 культовых гангстерских фильмов, которые стоит посмотреть каждому

«Да или да?»

Кадр: Film4

Год: 2000

Страна: Великобритания / Испания

Режиссёр: Джонатан Глейзер

Оценка: IMDb — 7.3; Letterboxd — 3.9

Полнометражный дебют Джонатана Глейзера, в котором крайне самобытный режиссёр нашутился на всю жизнь вперёд. Для фильма-ограбления у «Сексуальной твари» крайне типичный задел: бандит (Бен Кингсли) приезжает к медвежатнику на пенсии (Рэй Уинстон), чтобы убедить того провернуть ещё одно ограбление. Нюанс в том, что второй так сладко пригрелся у бассейна на испанском солнышке, что ни в какую не убеждается. Первый же, оказавшись законченным социопатом с манией контроля, продолжает напирать, пока затянувшийся рекрутинг не превращается в полный сюр.

Если вам показалось, что всё это звучит как британский спин-офф Grand Theft Auto V, то вам не показалось. Продумывая сюжетный тон «пятёрки», Rockstar действительно вдохновлялись хладнокровно-отбитым стилем «Сексуальной твари». Бен Кингсли же, в своё время взявший «Оскар» за роль абсолютного миролюбца Махатмы Ганди, здесь выдаёт диаметрально противоположный перформанс в духе Ганди Ядерного. Сам же актёр искренне признавался, что списал этот образ со своей бабушки.

«Бронсон» (Bronson)

25 культовых гангстерских фильмов, которые стоит посмотреть каждому

It’s a sin

Кадр: Vertigo Films

Год: 2008

Страна: Великобритания

Режиссёр: Николас Виндинг Рефн

Оценка: IMDb — 7.0; Letterboxd — 3.6

До того как прославиться «Драйвом» и удариться в вязкое неоновое пижонство, Николас Виндинг Рефн снял уморительное и дико стильное кино с Томом Харди в роли реального хронического зэка Чарльза Бронсона. И если это не лучшая роль в карьере актёра, то точно самая зажигательная — будто он сожрал три кило чистой харизмы, запил её бензином и изрыгнул всё это добро в лицо зрителю.

С биографическим жанром этот фильм делает то же самое, что его герой вытворяет с тюремными порядками: то крушит их об коленку, то сводит в клоунаду. Бронсон важен Рефну не как человек, а как карикатура на вечного преступника, который, даже не будучи убийцей (в отличие от большинства героев этой подборки), всё равно оказывается абсолютным олицетворением беспричинного насилия.

Японские якудза

«Сонатина» (Sonatine)

25 культовых гангстерских фильмов, которые стоит посмотреть каждому

Взрывают машину с человеком внутри.

— Ну вот, теперь пешком идти придётся.

Кадр: Shochiku

Год: 1993

Страна: Япония

Режиссёр: Такеши Китано

Оценка: IMDb — 7.5; Letterboxd — 4.1

Такеши Китано — автор уникальный. Каким-то чудом ему удаётся сочетать своё чугунное чувство юмора с тонкой меланхолией по скоротечности жизни. Причём для пущего комедийного контраста Китано мешает этот коктейль на базе историй про якудзу, где каждый бандит держит морду кирпичом, как Лесли Нильсен в «Голом пистолете».

Свою «Сонатину» Такеши-сан построил на четырёх чисто гангстерских эпизодах: повод к разборкам, прибытие на разборки, большая перестрелка и роковой финал. Однако пространство между этими эпизодами он заполнил отборным ребячеством в стиле «пляжный эпизод». Так и получается, что пока серьёзные дядьки играются в бумажных солдатиков и стреляют друг в друга фейерверками, зритель постепенно начинает ценить каждую проведённую с ними секунду. Потому что понимает — совсем скоро этой безмятежности придёт конец.

«Бледный цветок» (Pale Flower)

25 культовых гангстерских фильмов, которые стоит посмотреть каждому

«Вот бы солнце никогда не всходило. Обожаю эти зловещие ночи».

Кадр: Shochiku

Год: 1964

Страна: Япония

Режиссёр: Масахиро Синода

Оценка: IMDb — 7.7; Letterboxd — 4.0

Заходит отмотавший срок киллер в притон, а там якудза в ханафуду играют. Сел напротив адреналинозависимой социопатки и влюбился. Смотрит на неё долго, а потом говорит: «Я могу её исправить». Будто не знает, чем заканчится такой анекдот, если режиссёр решит рассказать его в жанре нуар.

«Бледный цветок» Масахиро Синоды расцвел в эпоху, когда молодая поросль японских режиссёров осмелилась привнести в родное кино нечто новое — а именно заинтересованный взгляд на жизнь послевоенных маргиналов. Вдохновившись открытиями французской новой волны, Синода породнил густую атмосферу нуара с завораживающей японской ритуальностью. Последняя превратила азартные игры в зрелище из разряда «ничего не понятно, но очень интересно».

Click here to preview your posts with PRO themes ››

«Рождённый убивать» (Branded to Kill)

25 культовых гангстерских фильмов, которые стоит посмотреть каждому

А с чем у вас ассоциируется запах риса на пару?

Кадр: Nikkatsu

Год: 1967

Страна: Япония

Режиссёр: Сэйдзюн Судзуки

Оценка: IMDb — 7.2; Letterboxd — 3.9

Порочный холод «Бледного цветка» — лишь одна из многих форм японской новой волны. Режиссёр-хулиган Сэйдзюн Судзуки предлагает нечто совсем иное — бесшабашное авангардное безумие, сотканное из крови, абсурда, сексуальных фетишей на еду и визуальной раскрепощённости в стиле поп-арт.

Впервые увидев финальный монтаж «Рождённого убивать» за сутки до намеченной премьеры, боссы студии Nikkatsu посмотрели на Судзуки с лицом Майка Вазовски и уволили его к чёртовой онибабушке. Впрочем, разразившийся следом скандал лишь сыграл на руку будущему культовому статусу фильма, а режиссёра превратил в главное лицо японской контркультуры.

«Почему ты не играешь в аду?» (Why Don’t You Play in Hell?)

25 культовых гангстерских фильмов, которые стоит посмотреть каждому

На съёмках фильма ни один статист не пострадал

Кадр: King Records

Год: 2013

Страна: Япония

Режиссёр: Сион Соно

Оценка: IMDb — 7.1; Letterboxd — 4.0

Странности судьбы сводят команду амбициозного (и изрядно поехавшего) инди-режиссёра с главарём преступного клана, который однажды пообещал жене сделать их дочь звездой больших экранов.

Из этого лихого сюжетного задела у Сиона Соно — такого же самобытного безумца, как и его главный герой — родилось кино о любви к кино, не признающее никаких полумер. Этакий «Новый кинотеатр “Парадизо”» — только с реками крови, бесстыдным чувством юмора и горами отсылок на всё то, откуда любит красть Квентин Тарантино.

«Балет пуль» (Bullet Ballet)

25 культовых гангстерских фильмов, которые стоит посмотреть каждому

«Детишки, не играйте в плохие игры»

Кадр: Kaijyu Theater

Год: 1998

Страна: Япония

Режиссёр: Синъя Цукамото

Оценка: IMDb — 7.0; Letterboxd — 3.9

Не в силах пережить самоубийство своей невесты, мужчина пытается добыть оружие, чтобы свести счёты с жизнью. Однако у малолетних бандитов, случайно оказавшихся у него на пути, были свои жалкие планы.

Если бы лязг холодного металла под дождём был фильмом, он был бы «Балетом пуль» — монохромным месивом из физического и психологического саморазрушения, дошедшего до точки невозврата, после которой боль сменяется омертвевшим нервным напряжением и улыбкой висельника с оскалом на зубах.

Об ограблениях

«Схватка» (Heat)

25 культовых гангстерских фильмов, которые стоит посмотреть каждому

«Не привязывайся ни к чему, чего бы не смог бросить в течение тридцати секунд, когда запахнет жареным»

Кадр: Warner Bros.

Год: 1995

Страна: США

Режиссёр: Майкл Манн

Оценка: IMDb — 8.3; Letterboxd — 4.3

Эпический драматический боевик великого Майкла Манна о заочном противостоянии двух прожжённых профи — отпетого грабителя Нила Макколи (Роберт Де Ниро) и громогласного и одержимого работой копа Винсента Ханны (Аль Пачино).

В голливудской зоне криминального жанра редко складывается так, что исход битвы «добра» со «злом» остаётся непредсказуемым до самых финальных кадров. «Схватка» же бесконечно ценна тем, что наотрез отказывается сводить это противостояние к двум крайностям. Вместо этого Манн бросает все ресурсы на то, чтобы накачать своих героев мощными характерами и глубокими мотивациями, за драматизмом которых все механизмы жанровых клише уйдут далеко на задний план.

Будучи мужчиной, не стыдно плакать на фильмах. Стыдно — не пустить скупую слезу, глядя как Роберт Де Ниро устремляет усталый взор в синеву залива Санта-Моника.

«Мужские разборки» (Rififi)

25 культовых гангстерских фильмов, которые стоит посмотреть каждому

«Иди поиграй с одногодками»

Кадр: Pathé

Год: 1955

Страна: Франция

Режиссёр: Жюль Дассен

Оценка: IMDb — 8.1; Letterboxd — 4.3

Бан по причине «коммунист» выдворил режиссёра Джулиуса Дассина из Голливуда и родных США во Францию. Там, спустя пять лет безработицы, он снял главный фильм своей карьеры и по совместительству один из первых фильмов-ограблений, который позже вдохновит не только постановщиков-последователей, но и многих реальных медвежатников.

С первого взгляда «Мужские разборки» кажутся классикой жанра, сегодня требующей от зрителя щедрой скидки на возраст. А потом Дассен вкидывает сцену, в которой квартет героев полчаса (!) в полной тишине (!!) воплощают в жизнь тщательно спланированный взлом, при котором каждое резкое движение и лишний звук выбивают из колеи похлеще любого скримера.

Фильм вообще весь такой — постоянно скачет от нуля до ста, выдавая на сотке настолько яркие секвенции (взять то же ограбление, либо насильный «урок джентльменства» от Жана Серве, либо головокружительный финал), что к «нулю» со временем не остаётся никаких претензий. Ведь то, что поначалу казалось томной экспозицией, в итоге принимает очертания размеренного знакомства с героями, без которого ни одна из лучших сцен не возымела бы своего эффекта.

«Красный круг» (Le Cercle Rouge)

25 культовых гангстерских фильмов, которые стоит посмотреть каждому

«Все в чем-то виноваты, хоть и приходят в мир невинными»

Кадр: Fono Roma

Год: 1970

Страна: Франция

Режиссёр: Жан-Пьер Мельвиль

Оценка: IMDb — 7.9; Letterboxd — 4.2

Одного (усатого Алена Делона) только что выпустили из тюрьмы с особым условием. Второй (Джан Мария Волонте) спрыгнул с поезда, сбежав из рук комиссара. Третий (Ив Монтан) спился до белой горячки, но как-то умудряется держать себя в руках. Собравшись вместе, они без лишних слов затеяли ограбление ювелирного салона, о котором поутру напишут все газеты Парижа.

Пока не убежали от «Мужских разборок», стоит вспомнить, что изначально этот фильм должен был снимать Жан-Пьер Мельвиль — французская икона криминального жанра, автор культового «Самурая» с Аленом Делоном и один из главных мастеров немногословного кино. Тогда, в 1955 году, он решил уступить работу оголодавшему Жюлю Дассину. Но, как оказалось, лишь для того, чтобы через 15 лет снять всё то же самое, но на свой неповторимый манер — в холодных цветах, леденящих душу взглядах и в гробовом молчании, на этот раз растянувшемся не только на сцену взлома (столь же отточенного, как у Дассина), но и на весь остальной фильм.

«Захват поезда Пелэм 1-2-3» (The Taking of Pelham One Two Three)

25 культовых гангстерских фильмов, которые стоит посмотреть каждому

— Без паники! Ничего не случится, пока вы подчиняетесь моим приказам.

— Во Вьетнаме так же говорили, до сих пор свинец из жопы выковыриваю.

Кадр: United Artists

Год: 1974

Страна: США

Режиссёр: Джозеф Сарджент

Оценка: IMDb — 7.6; Letterboxd — 4.1

Новый рабочий день нью-йоркского метрополитена у всех начался не с той ноги. Пока крикливый начальник рубки Центрального вокзала наводит суету из-за упавшего в толчок обручального кольца, юморной лейтенант транспортной полиции проводит рабочую экскурсию японским инженерам, с каменным лицом угарая над их незнанием английского. Казалось бы, когда четверо тяжеловооружённых преступников захватывают поезд с пассажирами и начинают требовать выкуп, все шутки должны сойти на нет. Но этого не происходит. Потому что чёрный юмор — не помеха работе настоящих профессионалов.

«Захват поезда Пелэм» — по всем фронтам идеальное развлекательное зрелище, выросшее из умнейше прописанного сценария. Бесконечно нагнетаемое напряжение здесь подгоняется диалоговым драйвом, детальным погружением в структуру работы метро, целым ворохом крутейших персонажей и опасными противоречиями внутри преступного квартета. Отдельная же песня — это заочное противостояние непроницаемого лейтенанта (Уолтер Маттау) с сурово манерным инициатором захвата (Роберт Шоу), по крутости ничем не уступающее ранее упомянутой «Схватке» Де Ниро и Пачино.

«Афера» (The Sting)

25 культовых гангстерских фильмов, которые стоит посмотреть каждому

Роберт Редфорд и Пол Ньюман — один из ярчайших экранных дуэтов в истории кино (проверено не только «Аферой», но и вестерном «Бутч Кэссиди и Санденс Кид»)

Кадр: Universal Pictures

Год: 1973

Страна: США

Режиссёр: Джордж Рой Хилл

Оценка: IMDb — 8.2; Letterboxd — 4.2

В Чикаго 1930-х начинающий мошенник (Роберт Редфорд) объединяет силы с признанным мастером (Пол Ньюман), чтобы замутить супермутку против крупного гангстера (Роберт Шоу).

«Афера» — уникальное по тональности зрелище, полное сюжетных поворотов внутри поворотных сюжетов и вместе с тем работающее по лучшим законами немого кино (даже близко не будучи немым). Выйдя в 1973 году, фильм не особо вписался в канву авторского бума Нового Голливуда, из-за чего многие считают «Аферу» одним из незаслуженных победителей «Оскара». Но на деле же это один из тех случаев, когда Киноакадемия предпочла отдать победу образцовому зрительскому фильму. Что порой в разы ценнее прославления «важного» кино.

О волках-одиночках

«Самурай» (Le Samouraï)

25 культовых гангстерских фильмов, которые стоит посмотреть каждому

«Нет более глубокого одиночества, чем одиночество самурая, разве что, может быть, одиночество тигра в джунглях»

Кадр: Criterion

Год: 1967

Страна: Франция

Режиссёр: Жан-Пьер Мельвиль

Оценка: IMDb — 8.0; Letterboxd — 4.2

В ключевой роли своей карьеры Ален Делон, облачённый в доспехи из тренчкота и федоры, играет киллера Жефа Костелло — одиночку с повадками столь же холодными, как сталь его глаз, и с мотивацией столь же неявной, как всё не высказанное в этом фильме вслух.

«Самурай» Жан-Пьера Мельвиля — один из самых влиятельных фильмов в мире. Особенно когда дело касается историй о добровольных отшельниках, затмить которых в моменте удаётся разве что городу, который тот знает как свои пять пальцев. У Нью-Йорка был Трэвис Бикл из «Таксиста», у Лос-Анджелеса — Водитель из «Драйва», а у Петербурга — наш «Брат» Данила Багров. И все они так или иначе обязаны своим существованием Жефу Костелло и пасмурным бульварам Парижа.

«Наёмный убийца» (The Killer)

25 культовых гангстерских фильмов, которые стоит посмотреть каждому

«В нём есть что-то героическое. Совсем не похож на убийцу, очень спокойный, как будто погружён в мечты. Глаза полны страсти».

Кадр: Golden Princess Film Production

Год: 1989

Страна: Гоноконг

Режиссёр: Джон Ву

Оценка: IMDb — 7.7; Letterboxd — 4.1

«Этот фильм посвящен Мартину Скорсезе и памяти Жан-Пьера Мельвиля. Двум мастерам, очень повлиявшим на меня», — рассказывает Джон Ву в режиссёрском комментарии к «Наёмному убийце», фильму об элегантном киллере Джеффри (Чоу Юньфат), терзаемом чувством вины за то, что во время выполнения задания ненароком ослепил ни в чём не повинную певицу Дженни (Салли Е).

Настроение главной работе в карьере гонконгского мастера исчерпывающе задаётся открывающей сценой. Изолированный от внешнего мира, наёмный убийца сидит в церкви в окружении свечей. Играет меланхоличная музыка. От алтаря разлетаются белые голуби. В довлеющей над сценой тишине чувствуется загадка, стиль и безгранично неописуемая печаль. Уже в этот момент зритель понимает, что его ждёт кино, разрывающее сердца не только крупнокалиберными пулями, но и наваристой мужицкой мелодрамой, что ни капли не стесняется своих чувств.

«Вор» (Thief)

25 культовых гангстерских фильмов, которые стоит посмотреть каждому

«Никому не ври. Особенно близким, только всё испортишь. А чужие — кто они такие, чтобы им врать?»

Кадр: United Artists

Год: 1981

Страна: США

Режиссёр: Майкл Манн

Оценка: IMDb — 7.4; Letterboxd — 4.1

В дебютном (но уже роскошном) фильме Майкла Манна Джеймс Канн играет первоклассного взломщика, который намерен провернуть последнее крупное дело и уйти на заслуженную пенсию. Однако перед этим ему предстоит раздать столько стиля и тестостерона, что они потекут через экран и кристаллизуются в чистейший вайб, блестящий дождливым холодом городского неона.

«Револьвер» (Revolver)

25 культовых гангстерских фильмов, которые стоит посмотреть каждому

«Единственный способ стать умнее — играть с более умным противником»

Кадр: Canal+

Год: 2005

Страна: Великобритания / Франция

Режиссёр: Гай Ричи

Оценка: IMDb — 6.3; Letterboxd — 2.9

Самый нетривиальный фильм русского народного режиссёра рассказывает о том, как внезапно волосатый Джейсон Стэйтем играет в 3D-шахматы в своей голове, тем самым оттачивая мастерство выживания в криминальных кругах. Крупнейшее же преступление здесь кроется в том, как жестоко этот фильм недооценивают.

Ничего подобного «Револьверу» (что в плане смелости концепции, что в плане красоты операторской работы) Ричи не снимал ни до, ни после. И наверняка уже не снимет. Конечно, не все смелые решения работают идеально, а от философских вставок так и разит языком пацанских цитатников, — но ни в одном другом фильме Ричи не чувствуется той же страсти и тяги создать что-то по-настоящему оригинальное.

«Взрыв тишины» (Blast of Silence)

25 культовых гангстерских фильмов, которые стоит посмотреть каждому

Бэйби бой Фрэнки Боно — ходячее олицетворение тихого омута

Кадр: Universal Pictures

Год: 1961

Страна: США

Режиссёр: Аллен Барон

Оценка: IMDb — 7.4; Letterboxd — 3.8

А здесь мы можем наблюдать одного из старейших представителей вида «Вау, он буквально я». «Взрыв тишины» — это снятый на коленке за $20 тысяч и культовый в узких кругах фильм о наёмном убийце Фрэнки Боно, страдающим от плохо скрываемой тревожности и безответного любовного интереса.

По большей части этот тип (сыгранный самим режисёром Алленом Бароном) бродит по предрождественскому Нью-Йорку, с брутальным видом выслеживает жертву и пытается уговорить несговорчивого подельника продать ему револьвер с глушителем. Параллельно закадровый голос по кулдауну называет нашего героя «бэйби боем» и щитпостит ему в голову репликами в духе «Одинокий волк должен быть одинок». Так что неудивительно, что ближе к финалу Фрэнки уже не знает, кого глушить первым: цель, подельника или собственные неврозы.

«Мир танков»: особая версия 1.36.1 «Разворот»Из Саратова — на арену: робот «Чернозем» с флиппером на 1,8 тонны, как механический культиваторИз Красноярска — с флиппером и огнём: инженеры создали дуэт роботов-насекомых для «Битвы роботов»Читать ещё

Вам также может понравиться

Последние игровые новости, гайды по прохождению, новинки игр, железные новости и многое другое на страницах нашего блога!

Присоединяйся!

ТОП месяца

Copyright @2024 — Profigamer.ru. Все права защищены.