id Software ещё тридцать лет назад подмигивала фанатам Говарда Филлипса Лавкрафта. В первой части Quake финальным боссом была Шуб-Ниггурат — одно из божеств родом из «Мифов Ктулху». Да и в оригинальной Doom была пара кивков к творчеству любителя неописуемого — правда, уже менее явных.
Впрочем, кто удивлён? Лавкрафт вот уже девяносто лет не отпускает массовую культуру, засунув тентакли своего влияния повсюду. Довольно иронично, особенно учитывая тот факт, что при жизни Говард едва сводил концы с концами и умер в безвестности — в 46 лет. Настоящая популярность пришла к его работам только в 70-х годах прошлого века, после чего мир захлестнули потоки неописуемых, ужасных чудовищ на любой вкус.
Впрочем, не будем отвлекаться. История самого Лавкрафта, безусловно, увлекательна, да и о его творчестве (и влиянии на мировую культуру) говорить можно бесконечно, но мы тут собрались немного не для этого.
Наша сегодняшняя цель — взглянуть на то, как id Software снова обратилась к творчеству писателя в своей новой игре, DOOM: The Dark Ages. Впечатления, откровенно говоря, двоякие. Но давайте по порядку.
Добро пожаловать в Космическое царство
Doom с самого начала заметно опирался на творчество Говарда Филлипса Лавкрафта. Дизайны некоторых монстров явно были им вдохновлены, а сам прорыв чуждой реальности в нашу невольно наводил на мысли о чём-то запредельном.
В новом выпуске серии, впрочем, id Software отошли от простых кивков и намёков, и перешли к действиям в лоб. Так что добро пожаловать в Космическое царство — совершенно новый мир, вдохновлённый работами именитого писателя, и полный странных, гротескных чудовищ. Тентакли в пол-экрана, разумеется, прилагаются — куда же без этого?
Уже само внутриигровое описание этого загадочного измерения — один большой кивок в сторону мистера Лавкрафта. «Измерение непостижимого ужаса, искажающее реальность и лишающее рассудка» — как вам такое? Авторы (да и локализаторы тоже) не постеснялись пройтись по всем любимым лавкрафтовским «неописуемым», «непостижимым» и «неведомым», благодаря чему эта страничка в кодексе и появилась. Там же, кстати, можно прочитать и про «нечестивые руны», «неведомые цвета» и «не укладывающихся в сознании» исполинских монстров. В общем, будь эти описания чуть-чуть длиннее — и их уже можно было бы издавать как отдельный рассказ из «Мифов Ктулху».
Впрочем, визуал не отстаёт. Палача ждут циклопическая, нечеловеческая архитектура, вырвиглазные цвета и изломанная неевклидова геометрия — полный набор. Шутки шутками, но тут есть даже несколько загадок, которые реально заставляют поDOOMать — именно в Космическом царстве, а не где-то ещё.
С точки зрения лора (да-да, знаем, сюжет в Doom — это как сюжет в порно) Космическое царство крайне важная штука. Именно отсюда пришли Призраки — первородные боги, которые прибыли в мир Аргент Д’Нура на Копье Мира. Эти самые Призраки фигурировали, например, в сюжете DOOM (2016) — увидеть их можно ближе к финалу игры. Да и в сюжете DOOM: The Dark Ages они играют довольно важную роль — не появляясь, впрочем, во плоти.
3 фото
Есть, правда, один тонкий момент. Визуал — роскошный, атмосфера — давит как надо, но вот с монстрами, вдохновлёнными творчеством великого и ужасного Говарда Лавкрафта, вышла осечка. Почти все враги — самые обычные знакомые демоны. Получается, самый настоящий «неописуемый ужас» — это то, как мало здесь новых существ.
Царство дало нам всего парочку новичков — космического барона, исполинского монстра с двумя руками-катарами, который стремительно кидается в ближний бой, да новую версию какодемона. С тем самым улыбчивым «глазиком» из классических Doom или пухляшом из DOOM Eternal нового монстра почти ничего не связывает. Новичок больше похож на огромный летающий мозг с щупальцами, и выглядит он откровенно жутковато. И как противник этот какодемон куда опаснее своих предшественников: атакует дальнобойной магией с уроном по площади, а вблизи легко может огреть тентаклем. Также есть раздражающие аколиты, которые вполне проходят по статье «смесь человека и ужасающей хтони с щупальцами», но их тоже сравнительно мало.
Ктулху в трёх актах
Ещё один противник, к которому игра подводит особенно неспешно, — сам Ктулху. Могущественный Древний, который дрыхнет в своём подводном городе Р’Льехе (на который, кстати, игра тоже ссылается — только тут он зовётся Ри’юул) здесь выступает сразу в нескольких ипостасях.
Впервые в игре мы находим его спящим. Ну правда, чем ещё может заниматься Ктулху? Зловещий монстр — билет Палача в Космическое царство, так что ему приходится самолично будить кошмарное создание. Да, в DOOM: The Dark Ages чудовищное божество не просто спит на дне океана — его заточили в особой ловушке, которую вам придётся разрушить. Что, разумеется, входило в планы антагонистов, но это уже к делу не относится.
6 фото
Краткий ликбез — Древние (да, Ктулху их не называют) были богами Космического царства, и именно для того, чтобы воскресить их, Ведьма и идёт на союз с адским принцем Азраком. Получивший макгаффин под названием Аргент-сердце злодей воскрешает троицу таких существ, чтобы они удержали Палача Рока в западне, пока он громит Ночных Стражей Аргент Д’Нура. И среди них троих мы не учитываем того, которого разбудил Палач. Всё из-за того, что в определённый момент, пробиваясь с боем через орды демонов, герой пересекается с пробуждённым им монстром. И тот, особо не размышляя, просто съедает его.
2 фото
В принципе, ктулхуподобного понять можно. Он огромный, он бог, а тут какая-то жалкая козявка со щитом. Ну подумаешь, правда? Древний не знал одного маленького нюанса — кого именно он сожрал.
В общем, вторая ипостась Древнего — это уровень. Не совсем Древнего, конечно. Скорее, его внутренностей. Вы побродите по кишкам чудовища, устроите ему инфаркт и в конечном счёте прикончите к чёртовой матери. Один из тех моментов, за который DOOM: The Dark Ages действительно хочется похвалить — очень оригинальный способ битвы с чудовищем, которое больше вас в десятки и сотни раз.
3 фото
Но будет и третье пришествие. Одно хорошенько побитое чудовище адские орды превратили в огромного кайдзю, нечестивый союз плоти и машины, с которым вам придётся сразиться один на один, сидя в мехе. У этого Древнего искусственные тентакли, руки превращены в оружие, а голову прикрывает пластина металла, на которой вырезаны сатанинские символы. Никаким союзом между Адом и Космическим царством тут уже и не пахнет — здесь мы видим полную и безальтернативную доминацию.
К сожалению, на этом бестиарий хтонических чудищ в новой Doom внезапно обрывается. Да, оторвать Ктулху щупальца — занятие достойное и запоминающееся, но всё равно остаётся стойкое ощущение, что хочется добавки.
Прекрасное далёко
Впрочем, не можем сказать, что Космическое царство в The Dark Ages оказалось разочарованием. Вовсе нет. Это, пожалуй, одна из самых лучших частей игры: тут вам и любопытные решения в плане дизайна, и возможность побаловаться с нестандартной геометрией пространства, да и в целом это всё очень отличается от всего, что мы уже видели в играх серии.
Другой вопрос, что хотелось-то большего! На некоторые уровни, например, можно было бы подселить Глубоководных. Или шогготов (нет, гигантские тентакли, которые встречаются на тех или иных локациях, — это точно не они). В роли летающих противников id Software вполне могла бы задействовать ми-го или хотя бы существ, внешне им подобных. В Космическом царстве определённо существует множество странных созданий: часть из них Палач Рока даже видит собственными глазами, пока бродит по циклопических размеров строениям. Но все они находятся вне досягаемости, за краем карты, и взаимодействовать с ними нельзя.
Кстати, любопытное наблюдение. Учитывая, на чём завязан основной сюжет и против кого в итоге сражается Думгай, новой части куда логичнее подошло бы название The Ancient Gods. Увы, но id Software уже успела потратить этот тайтл на DLC к DOOM Eternal. А жаль.
MSI лидирует в производстве игровых мониторов с искусственным интеллектомКак патч 7.38 поменял драфт?Продлится ли эра Vitality до мейджора?Читать ещё