Содержание
В начале октября 2025 года стало известно, что в России готовится национальный стандарт с критериями классификации компьютерных игр и игрушек с визуальными образами из кино и анимации. Несколько больших, гигантских и неповоротливых индустрий разом хотят заставить работать по ГОСТу. Звучит, откровенно, говоря, как нечто очень тяжёлое. Ведь призвано сие действие формализовать визуальные характеристики, которые «могут транслировать сцены жестокости, страх, асоциальное поведение» и стандартное прочее да другое. А это — всегда очень тёмный и расплывчатый лес, особенно когда дело касается искусства.
Вопросов уже много: как ГОСТ будет соотноситься с действующим законодательством, не станет ли он избыточным ограничением и не затронет ли фундамент свободы творчества и международную конкурентоспособность индустрии? Потому что сейчас всё выглядит так, что уверенно — да.
Пытаемся разобраться и объяснить, почему игровой отечественной индустрии введение ГОСТа может навредить.
Действующая система
Источник: видеоигра No, I’m not a Human
Прежде всего стоит напомнить: в России уже существует обязательная возрастная маркировка для видеоигр как части «Возрастной классификации информационной продукции» в рамках закона № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».Каждая игра получает один из возрастных рейтингов: 0+, 6+, 12+, 16+ или 18+.И это – далеко не просто формальность: на рынке цифровой дистрибуции и физических носителей игра без рейтинга просто не сможет продаваться легально. То бишь без классического значка — и так никуда.
Кроме того, с недавних лет активно обсуждаются «дескрипторы содержимого» — пометки о наличии в игре жестокости, сцен насилия, сцен ужаса, наркотиков и тому подобного. Похоже это очень на используемые за рубежом PEGI-дескрипторы — что помогает пользователям, а также их родителям ориентироваться в том, что ждёт внутри заветной коробочки.
Также существует проект «зелёной маркировки» от Ассоциации развития игровой индустрии (РВИ) — это такая эмблема, используемая на добровольной основе, призванная выделить образовательные, безопасные, киберспортивные игры, как контраст к «красной маркировке», всем своим ярким и опасным цветом обозначающая, что то, что в коробке, несёт за собой элементы грубого насилия.Но даже эта инициатива уже породила споры — и по делу. Критики идеи говорят, что параллельные знаки создадут путаницу, нагрузку на разработчиков, но самое главное — они никак не облегчают маркировку, а лишь наоборот утягощают её.
Таким образом, на сегодня у отрасли есть устоявшаяся система возрастных категорий, попытки уточняющих меток, а теперь появилась инициатива загнать всё под одно — «народный» ГОСТ по стандартизации визуальных образов и критериев классификации. Делается это, судя по всему, без какого-либо диалога с самой российской игровой индустрией.
Проблемы и риски внедрения ГОСТа
Если внедрять совершенно новый для игропрома механизм одобрения, то появится очень много спорных ситуаций Остановимся на каждой отдельно, разобрав несколько кейсов, лежащих на поверхности, и парочку — что поглубже.
Юридическая избыточность
Источник: видеоигра Escape from Tarkov
Если видеоигры уже обязаны маркироваться по закону, зачем нужен ГОСТ? И как эти два уровня будут взаимодействовать?
«ГОСТ — для тиражной продукции, а игры — штучное творчество». А потому попытка стандартизировать визуальные образы и классификационные критерии выглядит как наложение нового регуляторного слоя поверх уже действующей системы. — подметил глава Организации РВИ Василий Овчинников.
Особенно остро встанет вопрос с цифровыми площадками. Steam, Epic Store, российские аналоги уже работают с системой возрастных рейтингов — как интегрировать ГОСТ на уровне платформ? Принудительное требование соответствия ГОСТу может натолкнуться на «неработоспособность» в иностранных платформах и нарушить экспортный потенциал продуктов.
Отсутствие отраслевого диалога
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Источник: видеоигра VLADiK BRUTAL
Согласно сообщениям СМИ, индустриальные ассоциации не были вовлечены на ранних стадиях разработки ГОСТа, а узнали о нём из последних новостей. Похоже, что регулятор двигает инициативу «сверху вниз». Это классический риск: стандарты, создаваемые без необходимых консультаций, часто не учитывают реальные процессы разработки, неэластичны к жанровым особенностям и быстро устаревают.
Кроме того, многие разработчики опасаются «стандартизации вкусов и визуала»: если критерии будут слишком жёстко прописаны, они могут подрывать художественное разнообразие и эксперименты. Например: фантастический мир с абстрактной визуализацией может не подойти под стандарты «реалистичного» образа и будет классифицирован как «небезопасный».
Проблемы с жанровой универсальностью
Источник: видеоигра Отряд 22: ZOV
Игры — чрезвычайно разнообразны: от визуальных новелл до хардкорных шутеров, от инди-головоломок до открытых миров. Применить единые критерии ко всем жанрам — задача практически невыполнимая. Некоторые из них работают через стилистику, и их подача может предполагать самые разные повествовательные приёмы — всё это трудно «стандартизировать» однозначно.
«Отдельный парадокс в том, что если применять ГОСТ буквально, то под удар могут попасть и проекты, созданные при поддержке самих государственных структур. Например, патриотические шутеры вроде «Отряда 22» или других игр о российских вооружённых силах, чья задача — повышение имиджа армии и популяризация службы, — формально тоже содержат сцены насилия и оружие. Следуя логике стандарта, им будет присвоена та же «жестокая» маркировка, что и условным хоррорам, — и выходит, что под риск запрета попадают игры, запрос на который идёт во имя поднятия имиджа государственных структур», — поделился мнением Сергей Невский, CEO Mensa Group.
Кроме того, стандарты устойчивых дисциплин предполагают стабильность и тиражность, чего нет в индустрии развлечений, где всё быстро меняется.
Легальность применения ГОСТа
Источник: видеоигра Indika
Надо учитывать, что национальные стандарты (ГОСТ) по умолчанию имеют рекомендательный характер, если они не включены Правительством РФ в перечень обязательных. Если этот ГОСТ останется «рекомендательным», то он и будет носить лишь рекомендательный характер. Но если его сделают обязательным — это уже будет совершенно другая история.
Если стандарт станет обязательным по умолчанию (например, через привязку к закупкам, сертификации или льготам), он может фактически заменить законодательную маркировку, что усилит административный контроль над играми как товаром.
ГОСТ и творчество
Источник: видеоигра Baldur’s Gate 3
Создание национального стандарта для видеоигр звучит как попытка привести хаос искусства к так называемому «порядку». Занятие благородное, но культура не измеряется линейкой. И если к производству болтов или детских колясок стандарты действительно применимы и важны, то к произведению, в котором сплетаются сценарий, режиссура, визуальный язык, звук и интерактивность — нет. Игра — это не серийная продукция, а авторское высказывание, в котором форма и содержание рождаются из экспериментов.
Мы живём в стране с одной из самых строгих систем возрастной маркировки. Любая игра, попадающая на российский рынок, проходит проверку и получает возрастной рейтинг — зачастую выше, чем в Европе или США. И это грамотно. Но введение ГОСТа лишь покажет, что существует дефицит доверия к целой отрасли.
ГОСТ на игры рискует стать не инструментом защиты, а символом недоверия — к игрокам, к авторам, к самой идее творческой свободы. И если мы действительно хотим, чтобы российская игровая индустрия развивалась, чтобы у нас в том числе когда-нибудь появились собственные Baldur’s Gate III и Cyberpunk 2077, то начинать нужно не с новых ограничений, а с долгого и хорошего разговора с теми, кто игровую индустрию возглавляет.
«Дуболом седьмой» и его спутник: команда «Урфин» представила мощную пару роботов из НовосибирскаСебе, семье и детям: в Hobby World рассказали о новинках в мире настольных игр«Гнутель 5.0»: робот-шахтёр из Твери готовится к участию в «Битве роботов»Читать ещё