Содержание
Отношение игроков к Ubisoft и серии Assassin’s Creed разнится: кто-то фанатеет от франшизы и с нетерпением ждёт каждую новую часть, другие считают очередной ролевой экшен посредственной игрой без глубины. Однако вряд ли кто-то станет спорить с тем, что за долгие годы французские разработчики научились мастерски создавать проработанные открытые миры — с множеством активностей и увлекательными историческими эпохами, тесно переплетающимися с мифологией разных народов. И если судить по вышедшей в марте Assassin’s Creed Shadows, франшиза отлично себя чувствует и продолжает развиваться.
Так давайте же погрузимся в историю серии Assassin’s Creed — от её истоков до наших дней!
От принца к убийце
Игромания уже вспоминала историю серии Prince of Persia в подробной ретроспективе. Но при чём тут спасение принцессы и Пески времени? Всё просто: Assassin’s Creed выросла именно из Принца Персии. Работа над первой частью «Ассасинов» началась ещё в 2004 году — как перезапуск легендарной серии.
Долгое время проект, задуманный как свежий взгляд на франшизу, носил рабочее название Prince of Persia: Assassins. Сначала разработке мешали ограничения устаревшего «железа», но появление нового поколения консолей — PlayStation 3 и Xbox 360 — вдохновило команду Ubisoft на более амбициозные решения. Знакомую по Принцу акробатику решили перенести в открытый мир, что привело к созданию по тем временам революционной системы паркура с возможностью забираться почти на любое здание.
Ретроспектива Prince of Persia — путь сквозь время
Вряд ли бы серия Assassin’s Creed появилась без Патриса Дезиле — ветерана студии Ubisoft Montreal. Для новой части Prince of Persia, которой было суждено стать началом сверхпопулярной франшизы об ассасинах, ставший гейм-директором Дезиле искал вдохновение в учебных пособиях по истории. Например, одна из книг о тайных обществах натолкнула его на идею сделать главным героем ассасина, стремящегося возглавить своё братство. Имя Альтаиру тоже выбрали неслучайно — с арабского оно переводится как «хищная птица». Именно птицы стали одним из источников вдохновения при создании костюмов ассасинов. Причём над нарядами команде пришлось изрядно потрудиться: книги по истории давали лишь общее представление о цветах и одежде, открывая простор для фантазии дизайнеров.
Многие идеи разработчиков пересекались с романом «Аламут» Владимира Бартола — чего стоит хотя бы знаменитый прыжок веры в стог сена, помогающий скрыться от преследователей. А Яблоко Эдема, сперва казавшееся разработчикам лишь забавной и несерьёзной идеей, нашло воплощение после просмотра средневековых картин. На многих из них короли и знатные особы держат шарообразные предметы — символы власти и могущества. Отголоски этих образов можно найти даже сейчас: достаточно взглянуть на герб России. В Ubisoft поняли, что Яблоко Эдема отлично вписывается в историческую концепцию противостояния ассасинов и тамплиеров — в качестве загадочного и могущественного артефакта.
Наконец, «Анимус». Именно Патрис Дезиле, вдохновившись материалами по изучению ДНК, придумал концепцию машины, способную заглянуть в память предков благодаря генетическому коду. В конечном итоге это не только придало сюжету Assassin’s Creed больше уникальности, но и отчасти объяснило большинство ключевых элементов интерфейса. Поражения игрока также можно было запросто объяснить, и ранее Дезиле уже применял схожий подход. В Prince of Persia: The Sands of Time главный герой выступал рассказчиком уже произошедшей истории, где ошибки игроков были не более чем искажением фактов.
История, ассасины, паркур и элементы научной фантастики — с главными особенностями Assassin’s Creed определились. Своё привычное название первая часть получила незадолго до конференции GDC в 2006 году, а уже осенью 2007 года игроки в роли Дезмонда Майлза начали копаться в памяти Альтаира. Сейчас назвать оригинальную Assassin’s Creed современной игрой не получится из-за устаревшей графики и неудобного управления. В момент выхода приключенческий экшен заимел первых поклонников, но проблем у игры тоже хватало. Вот что писал о приключениях Альтаира автор Игромании в те незапамятные времена:
Стоит ли играть в Assassins Creed? Однозначно стоит. Команда разработчиков действительно вложила в неё душу. Согласитесь, подобное отношение нечасто встретишь в наше время. Проект есть за что любить. За перышко с кровью жертвы в качестве доказательства совершенного убийства. За возможность забраться на самую высокую башню и совершить головокружительный “прыжок веры”. Наконец, за отсутствие заботливо проложенных дизайнерами дорожек. Возможно, Assassins Creed станет основой для видеоигр будущего. Это первый за долгое время проект, который при всем желании не получится назвать “новой обложкой при старом содержании”.
Именно на Assassin’s Creed началась история легендарной серии, которая привлекает внимание миллионов геймеров по всему миру даже спустя практически два десятилетия. И сразу после выхода первой части Ubisoft воспользовалась бессмертным правилом — куй железо, пока горячо.
Куй железо, пока горячо
В 2009 году на свет появилась Assassin’s Creed II. Многие поклонники до сих пор без ума от «двойки» — именно она положила начало приключениям Эцио Аудиторе и сформировала обособленную трилогию внутри франшизы. Если в первой части игроки изучали знаковые места Сирии и Израиля 1191 года, то сиквел перевернул атмосферу с ног на голову, радуя пейзажами Италии эпохи Возрождения. Причём скачок произошёл не только географически, но и во времени: сюжет охватывает период с 1476 по 1499 год, а на своём пути Эцио встречает множество реальных исторических личностей — от изобретателя Леонардо да Винчи до философа Никколо Макиавелли.
Геймплей Assassin’s Creed II тоже получил серьёзное развитие. Эцио теперь может, например, выхватывать оружие из рук врагов или нырять под воду, а миссии стали гораздо разнообразнее. Чего стоит хотя бы момент, когда герой становится испытателем летательного аппарата Леонардо! Месть Эцио всё так же полна драматизма, но теперь в его истории появляется больше красок и глубины — во многом благодаря Кристине. Герой спас флорентийскую красавицу от неподобающего ухажёра, но не сумел завоевать уважение её влиятельного отца. Так сиквел хвалил автор Игромании:
Избавившись от дурацких условностей первой части, Assassin’s Creed на глазах превратился в лучший симулятор убийцы со времен Hitman. Проблема только в том, что по большому счету эту игру мы ждали ещё два года назад
Многие догадывались, что на Assassin’s Creed II история Эцио не закончится — так и вышло. В 2010 и 2011 годах свет увидели Assassin’s Creed: Brotherhood и Assassin’s Creed: Revelations. «Братство» продолжает сюжет практически с того места, где оборвалась вторая часть, и переносит игроков в Рим, тогда как «Откровения» предлагают задержаться в Константинополе.
Обе игры получили высокие оценки. Формула, заложенная во второй части, осталась на месте, но разработчики не забыли порадовать поклонников новыми возможностями. Например, в финальной главе трилогии Эцио научится скользить по натянутым тросам с помощью ножа-крюка. Сегодня вся сага о герое доступна на актуальных консолях в составе сборника The Ezio Collection.
Эпоха ассасинов
Внимательные читатели обратили внимание, что после Assassin’s Creed 2 новые части серии выходили год за годом (честно говоря, уже в 2008 году франшиза пополнилась портативным спин-оффом, но ответвления рассмотрим немного позднее). И так продолжалось несколько плодотворных лет даже после завершения трилогии Эцио — в 2012 году Ubisoft выпустила Assassin’s Creed III. Давние поклонники считают, что именно на третьей части закончилась «классическая» эпоха «Ассасинов», которая пыталась двигать сюжет в настоящем времени вперёд. Главным героем здесь стал Коннор Кенуэй — индеец-полукровка, который пытался помешать Тамплиерам изменить ход Американской революции и мстил за смерть близких.
А вот в Assassin’s Creed IV: Black Flag разработчики пошли на крайне неожиданный шаг. Во-первых, сюжет в современности с «Анимусом» и корпорацией Абстерго Индастриз стал всё больше отходить на второй план — отныне в «реальности» игроки будут управлять безымянным персонажем, а не Дезмондом. Во-вторых, главным героем исторической части, а значит и ассасином, становится Эдвард Кенуэй — дед Коннора, а по совместительству и отпетый пират с соответствующими манерами. Прикрываясь личиной убитого ассасина, Эдвард хотел лишь заработать денег, только вот оказался втянут в заговор между высокопоставленными Тамплиерами в Британской и Испанской империях.
К счастью, главный герой не обделён ловкостью и силой — уже с первых минут трудно поверить, что Эдвард никогда прежде не был скрытным убийцей и мастером акробатики. Все ключевые механики из прошлых частей остались, но были дополнены неожиданным нововведением — морскими сражениями. Да, они появлялись и в Assassin’s Creed III, но Black Flag возвела корабельное управление в абсолют: улучшаемое судно позволяет свободно исследовать открытый мир, а пушки — топить вражеские корабли. Любители ближнего боя тоже не остались без внимания: можно брать врага на абордаж и вступать в рукопашную.
Переходим к 2014 году — он оказался необычайно интересным для франшизы. В ноябре эксклюзивно для PlayStation 3 и Xbox 360 (на ПК игра добралась лишь год спустя) вышла Assassin’s Creed Rogue. Платформы на тот момент уже считались устаревшими, поэтому «Изгой» базировался на механиках и технической базе Black Flag — морские сражения никуда не делись. Зато исчез Эдвард Кенуэй: на смену ему пришёл Шэй Патрик Кормак, бывший ассасин, разочаровавшийся в ордене и покинувший его, прихватив с собой важные артефакты.
Что это означало для игрока? Погружение в динамичные битвы с бывшими товарищами и тяжёлые моральные дилеммы.
Если Rogue была попыткой выжать последние соки из уходящего поколения консолей, то Assassin’s Creed Unity открыла новую главу в серии — это первая часть, разработанная специально для PlayStation 4 и Xbox One. Новое поколение — новая эпоха и новое место действия. На этот раз паркур предстоит осваивать в антураже Парижа времён Великой французской революции 1789 года, а в центре сюжета — новый герой.
Арно Виктор Дориан — невиновный узник, которого обвинили в убийстве высокопоставленного тамплиера. Всё осложняется тем, что жертвой оказался отец возлюбленной Арно, и доказать свою невиновность герой не может.
А поможет ему в этом ассасин, с которым Арно знакомится за решёткой. Успешный побег знаменует начало новой жизни — герой присоединяется к Братству, чтобы раскрыть правду и доказать свою невиновность. Многие фанаты называют Unity возвращением к истокам Assassin’s Creed, и это неудивительно: на смену необитаемым островам, портовым городам и морским просторам пришёл детализированный Париж, полный жителей, переулков и достопримечательностей.
При этом Unity не стала шагом назад. Дерево навыков позволяет развивать персонажа под собственный стиль игры, а во время скрытных эпизодов появляется возможность воспользоваться простым, но наконец-то реализованным передвижением в приседе.
Несмотря на классический геймплей, приправленный новшествами, пресса осталась не в восторге от Unity. И если мнения о сюжете и механиках разделились, то мало кто в 2014 году спорил с тем, что новенькая Assassin’s Creed может «похвастаться» обилием багов и проблемами с производительностью. Общий негативный фон сделал «Единство» едва ли не самой ненавидимой игрой франшизы, поэтому перед Ubisoft стояла важная задача — вернуть доверие фанатов. Смог ли это сделать «Синдикат»? Как минимум, вокруг игры не было громких скандалов из-за багов, а её открытый мир пригласил фанатов посетить новую историческую эпоху.
На этот раз история оказалась не такой далёкой от современности, как в прошлых частях серии: в 1868 году близнецы-ассасины Джейкоб и Иви Фрай оказываются в самом центре Промышленной революции в Лондоне. Сюжет показывает, как влиятельные силы используют преступный мир в своих интересах. Именно поэтому главные герои — между которыми можно свободно переключаться — создают собственный синдикат, чтобы бросить вызов банде, действующей под покровительством тамплиеров.
Assassin’s Creed: Syndicate получила высокие оценки, однако многие отмечали: Ubisoft уже много лет эксплуатирует одну и ту же формулу, которая постепенно начинает приедаться. И, похоже, разработчики это понимали — «Синдикат» стал последней игрой в конвейере, запущенном ещё в 2009 году.
Немного о спин-оффах
Если всех вышеупомянутых игр вам мало, как насчёт взглянуть на многочисленные спин-оффы? Во время бурного роста франшизы в серии Assassin’s Creed появилось немало второстепенных проектов. Первая из них вышла ещё в 2008 году — Assassin’s Creed: Altaïr’s Chronicles для портативной консоли Nintendo DS стала коротким приключением с видом сбоку. Несмотря на то что игра демонстрирует предысторию к первой части, её геймплей сильно отличается.
Паркуру здесь уделено гораздо меньше внимания, а большинство уровней — это линейные сегменты с простыми сражениями. Сегодня Altaïr’s Chronicles — это скорее привет из прошлого, который может заинтересовать разве что хардкорных поклонников Assassin’s Creed и Альтаира в частности.
А вот Assassin’s Creed: Bloodlines рассказывает о приключениях Альтаира после событий первой части. С точки зрения геймплея этот эксклюзив для PlayStation Portable во многом повторяет оригинал: вид от третьего лица, механики скрытности, паркур и даже пара городов, открытых для изучения, остались на месте. Однако технические ограничения сказались на уровне искусственного интеллекта врагов и общем ощущении живого мира. Анимации и сражения также заметно упростили, из-за чего Bloodlines не снискала любви критиков и утонула в волне смешанных оценок.
Тем не менее ценности в Assassin’s Creed: Bloodlines куда больше, чем в Altaïr’s Chronicles, так что поклонникам Альтаира определённо стоит с ней ознакомиться. К тому же, если вы изучаете библиотеку PSP, пропускать эту портативную адаптацию не стоит: разработчики постарались передать опыт «большой» игры с домашних платформ на маломощное железо — с возможностью следить за похождениями Альтаира где угодно.
Что точно может вызвать интерес, так это Assassin’s Creed III: Liberation — изначально игра была эксклюзивом для PlayStation Vita, но сегодня доступна и на актуальных консолях, и на ПК. Впервые в истории франшизы главным героем стала женщина — Авелина де Гранпре, сражающаяся за свободу во времена Войны за независимость США. Сюжет Liberation пересекается с третьей частью: обе игры вышли одновременно и во многом схожи по механикам. Более того, Авелина становится напарницей Коннора Кенуэя.
В своё время Liberation критиковали за скучные задания и слабый сюжет, однако поклонников Assassin’s Creed игра может заинтересовать связью с «тройкой» и рядом оригинальных механик.
К последним относится возможность быстрой смены облика, который влияет на доступные возможности. Стандартный образ Авелины-ассасина даёт доступ ко всем привычным возможностям: паркур, скрытные убийства, использование разных видов оружия. Однако для незаметного проникновения на вражескую территорию лучше подойдёт образ госпожи — в нём героиня выглядит как уважаемая дама, что позволяет не привлекать лишнего внимания и подкупать стражников. Правда, арсеналом и мобильностью придётся пожертвовать: из оружия становятся доступны лишь скрытые клинки и зонтик-ружьё, а возможность карабкаться по стенам и выполнять прочие акробатические трюки отключается. Образ рабыни же поможет смешиваться с толпой в обмен на ограничение носимого оружия.
В 2015 году стартовала трилогия Assassin’s Creed Chronicles. Спин-офф Assassin’s Creed Chronicles: China радикально изменил привычный геймплей серии: привычный приключенческий экшен с открытым миром уступил место платформеру с видом сбоку. Тем не менее ключевые элементы вроде паркура и скрытности остались на месте.
Главная героиня, Шао Цзюнь, возвращается в Китай, чтобы отомстить за уничтожение местного братства ассасинов и возродить Орден. Причём Цзюнь не просто скиталась по миру — она прошла обучение у самого Эцио Аудиторе. Неудивительно, что в её арсенале есть скрытый клинок, спрятанный в ботинке, и целый набор хитроумных приёмов для скрытных атак.
Через год свет увидели новые части Chronicles — India и Russia, причём с релизом последней «Хроники» и объединили в единую трилогию (хотя игры всё ещё можно купить по отдельности). В Assassin’s Creed Chronicles: India поменялось немногое, ведь основа игрового процесса осталась прежней. Однако главным героям в продолжениях дали и свои уникальные «фишки».
На этом поприще особенно выделилась Assassin’s Creed Chronicles: Russia в которой ассасин Николай Орлов и княжна Анастасия пытаются выжить в ходе событий после революции 1917 года. В разных сегментах можно играть за обоих персонажей: Орлов ловко орудует снайперской винтовкой, тогда как царская особа мастерски скрывается от противников.
Трилогия Assassin’s Creed Chronicles не смогла заполучить всеобщее признание. Это и неудивительно — экспериментальные игры отошли от основных частей, оставив лишь ряд знаковых элементов, но в корне поменяв геймплей. Зато у приключений в Китае, Индии и России есть уникальное очарование. Оно заключается как в выбранных периодах и местах действий, которые расширили мета-повествование о борьбе ассасинов и Тамплиеров, так и в визуальной стилистике. Каждая игра трилогии имеет собственный подход к графике: в China дизайнеры использовали китайские акварели 16-го века, тогда как картинка Russia сочетает мрачный стиль и рисовку советских агитационных плакатов.
Думали, что это всё? Совсем нет — за годы существования Assassin’s Creed в серии появились и другие спин-оффы. Однако они имеют мало ценности даже для преданных поклонников, а большинство из этих игр не получится легально приобрести или даже опробовать из-за закрытия серверов.
- Assassin’s Creed II: Discovery (2009) — двухмерный платформер о приключениях Эцио между событиями второй части, вышедший на Nintendo DS и iOS;
- Assassin’s Creed: Multiplayer Rearmed (2011) — многопользовательская экшен-стратегия с видом сверху для устройств Apple;
- Assassin’s Creed: Recollection (2011) — тактическая карточная игра для устройств Apple;
- Assassin’s Creed: Pirates (2013) — мобильная трёхмерная игра о корабельных сражениях и развитии экипажа;
- Assassin’s Creed: Memories (2014) — ещё одна коллекционная карточная игра для iOS;
- Assassin’s Creed Identity (2016) — короткий приключенческий экшен, который попытался перенести геймплей основных частей серии на мобильные устройства;
- Assassin’s Creed Unity: Arno’s Chronicles (2017) — короткий двухмерный платформер для Android-смартфонах о приключениях Арно из Unity.
От исторического экшена к масштабной RPG
Ранее уже упоминалось, что Assassin’s Creed: Syndicate стала той самой игрой, после которой Ubisoft прекратила ежегодный выпуск основных частей. И это неудивительно — многим фанатам наскучила устоявшаяся формула, где менялись лишь сюжет, антураж и графика. Компании потребовалось два года, чтобы переосмыслить Кредо убийцы и начать новый этап в истории франшизы.
Так, в 2017 году вышла Assassin’s Creed Origins — ролевой экшен с открытым миром, действие которого разворачивается в Древнем Египте. Игра заметно отличается от предшественников и предлагает куда больше свободы действий.
Главный герой, Байек, отправляется в личный крестовый поход, чтобы отомстить за убийство своего сына. Игрокам предстоит посетить разнообразные регионы Египта: от песчаных дюн и красочных оазисов до отвесных скал и оживлённых городов с величественными храмами. Мир получился по-настоящему огромным, и его масштаб напрямую связан с количеством побочных активностей. Почти каждое уникальное место или строение представляет собой точку интереса, где нужно найти спрятанный предмет, победить особого противника или открыть все сундуки.
Помимо основной сюжетной линии, Origins делает ставку на побочные задания — и некоторые игроки считают их лучшими во всей серии. Зачем же в игре столько контента?
Красивое объяснение — чтобы дольше оставаться в Древнем Египте и продлить удовольствие от геймплея. Но основная причина кроется в системе прокачки. В Истоках прохождение Assassin’s Creed неожиданно начинает напоминать Borderlands: задания, оружие и броня жёстко завязаны на уровень персонажа. Экипировку можно получить в награду, купить у торговцев или снять с поверженных врагов.
Поэтому в 2017 году игрокам приходилось активно зачищать открытый мир, чтобы не погибать от пары ударов во время сюжетных миссий. Недовольство геймеров усиливалось тем, что за реальные деньги можно было приобрести «наборы экономии времени» и мощное снаряжение. Сейчас проблему гринда можно легально решить парой кликов — в расширенном издании с дополнениями игрок сразу получает 45 уровень, чего вполне достаточно, чтобы спокойно пройти всю сюжетную кампанию.
Да, Assassin’s Creed Origins могла не понравиться поклонникам более линейных и компактных частей серии. Однако это не отменяет того, что приключения Байека вдохнули в франшизу второе дыхание. Идеи открытого мира из «Истоков» до сих пор находят отражение в других играх Ubisoft. Origins хороша именно тем, что позволяет как спокойно исследовать мир и выполнять побочные задания, так и двигаться по основному сюжету. Такой подход нашёл отклик у игроков, которые уже полюбили масштабные RPG в духе «Ведьмак 3» и Horizon Zero Dawn. Поэтому неудивительно, что разработчики уже готовили следующую часть — с ещё более развитыми ролевыми механиками. Автору Игромании продолжение пришлось по душе:
Ubisoft дали франшизе два года передохнуть, и “Истоки” стали вторым рождением для серии. Боевая система теперь гораздо глубже и разнообразней, да и сценарий сильно подтянули: в новых “ассасинах” увлекательно проходить не только сюжетные задания, но и побочные миссии
Закрепление успеха
Ubisoft решила развивать формулу масштабной RPG, заложенную в Истоках, но по классическому принципу: тех же щей, да погуще налей. Уже в 2018 году, всего через год после релиза Origins, вышла Assassin’s Creed Odyssey. На этот раз игроки отправились в Древнюю Грецию времён Пелопоннесской войны — исторический период вновь оказался весьма ранним по меркам прошлых частей серии.
С механической точки зрения Odyssey во многом повторяет приключение Байека: в ещё более обширном открытом мире можно заниматься побочными активностями, чтобы повышать уровень и разблокировать сюжетные задания. В бою, как и прежде, доминируют прокачка и снаряжение — а низкоуровневых противников зачастую можно буквально «закликивать» до победы.
Несмотря на заимствование многих идей из предыдущей части, Assassin’s Creed Odyssey стала удобнее и современнее, а акцент на ролевой составляющей — ещё сильнее. Например, теперь игрок может выбрать пол главного героя, заводить романтические отношения с различными персонажами, а в некоторых сюжетных моментах — делать выбор, влияющий на дальнейшие события.
Мнение поклонников по поводу ещё большего уклона в RPG оказалось неоднозначным. Одни рады, что Odyssey предоставляет больше свободы и вариантов для прохождения. Другие же жаловались на слабое повествование: Ubisoft пришлось разъяснять, какие варианты считаются каноничными, и учитывать ошибки в будущих частях.
Следующей стала Assassin’s Creed Valhalla , вышедшая в 2020 году. Очередной двухгодовой перерыв — за это время Odyssey успела получить ряд обновлений и сюжетных DLC — не привёл к новой революции в рамках франшизы. По крайней мере, в плане игровых механик: Вальгалла продолжила развивать принципы и идеи двух предыдущих частей. На месте остался огромный открытый мир, наполненный самыми разными побочными активностями — от помощи NPC в бытовых делах до набегов на аванпосты и поиска коллекционных предметов.
А вот историческая эпоха и главный герой сумели удивить фанатов. Местным ассасином стал викинг Эйвор, который вместе с соплеменниками отправляется захватывать новые земли в Англии IX века. Выбор пола героя теперь играет меньшую роль: сменить его можно прямо по ходу прохождения, что объясняется сбоем в работе «Анимуса».
Assassin’s Creed Valhalla оказалась самой быстропродаваемой игрой франшизы и принесла создателям свыше миллиарда долларов первой в серии. Ubisoft считает, что повторить подобный успех вряд ли получится. «Вальгалла» вышла практически вровень с появлением PlayStation 5 и Xbox Series, которые ещё не обладали обширной библиотекой новых игр. Да и времена коронавирусных ограничений сыграли свою роль: осенью 2020 года многие продолжали оставаться дома и активно проходить игры.
На фоне Valhalla скромными смотрятся и результаты следующей части серии. Ubisoft неожиданно взяла перерыв на целые три года — Assassin’s Creed Mirage вышла в 2023 году и попыталась вернуться к истокам франшизы, из-за чего многие даже сравнивают её с первой частью. Ролевые элементы с открытыми столкновениями отошли на второй план, тогда как в основу геймплея легли паркур и скрытность.
Как и в ранних играх серии, главный герой Басим, появлявшийся в «Вальгалле», боролся против Тамплиеров в разделённом на районы Багдаде, а не громадном открытом мире. Сюжетно «Мираж» стал приквелом к прошлой части и показывает историю становления Басима, а прохождение занимает около 20 часов, что гораздо меньше мифологической трилогии RPG.
Однако назвать Mirage «классической» можно лишь с натяжкой. Более линейный геймплей из ранних частей серии умело сочетался с механиками, которые развивались с Origins вплоть до Valhalla. А давние фанаты обрадовались акценту на скрытном прохождении и живых жителях Багдада, которые реагировали на действия игрока и звали стражу в случае каких-либо преступлений. В итоге «Мираж» получился интересным ностальгическим приветом и прощанием со второй эпохой Assassin’s Creed, которая длилась с 2017 года. Пришлось ждать менее двух лет, прежде чем на прилавках появилась Assassin’s Creed Shadows.
С момента полноценного анонса Assassin’s Creed Shadows игра неоднократно становилась объектом критики и попадала в громкие скандалы. Одним из поводов стало решение Ubisoft сделать главными героями приключения в феодальной Японии девушку-синоби Наоэ и чернокожего самурая Ясуке, который исторически прибыл на остров как раб. Кроме того, внимательные игроки обнаружили в трейлерах и промоматериалах Shadows различные неточности и спорные детали: от прилавков, ломящихся от арбузов не в сезон, до возможности разрушать религиозные храмы без всяких последствий.
Тем не менее релиз оказался успешным, а сама игра получила тёплый приём.
Как призналась Ubisoft, Shadows показала лучшие стартовые результаты с момента выхода Valhalla. Хотя точные продажи не раскрываются, в игру уже успели поиграть более трёх миллионов человек — включая подписчиков Ubisoft+. Отзывы игроков в целом положительные. Да, Assassin’s Creed Shadows сохранила формулу ролевого экшена с обширным открытым миром и множеством побочных активностей, однако ей удалось освежить серию — прежде всего за счёт сеттинга. Феодальная Япония, которую фанаты отмечали в опросах Ubisoft ещё десять лет назад, радует живописными пейзажами и самобытной культурой.
Между двумя главными героями можно свободно переключаться, подбирая стиль прохождения под себя. Ясуке подойдёт тем, кто предпочитает открытые столкновения и самурайские дуэли, а Наоэ — отличный выбор для поклонников скрытности и бесшумных убийств. Если так можно выразиться, Shadows даёт больше воздуха: теперь успех в боях зависит скорее от снаряжения, чем от прокачки. Кроме того, игрокам дают возможность принимать сюжетные решения, однако Ubisoft учла критику Odyssey и добавила «каноничный» режим, в котором история развивается строго по версии сценаристов.
Assassin’s Creed Shadows вышла в марте и продолжает получать различные обновления. А в дальнейшем Ubisoft выпустит и сюжетное дополнение Claws of Awaji. Также ходят слухи, что в 2026 году наслаждаться приключениями получится в кооперативном режиме. Учитывая длительную поддержку прошлых частей, можно не сомневаться — и «Тени» обрастут разнообразными DLC и обновлениями, которые помогут удерживать аудиторию и привлекать к серии новых фанатов.
Также стоит поговорить о двух современных спин-оффах. В 2018 году вышла Assassin’s Creed Rebellion. Простенькая мобильная игра предлагает основать собственное братство ассасинов, переманивая на свою сторону персонажей из различных частей серии. Именно они будут совершать пошаговые вылазки в двухмерной перспективе. У каждого героя есть уникальные характеристики, поэтому подбирать отряд для приключений нужно с умом. Например, у кого-то повышен шанс сразить врага с помощью клинка, другие же лучше прячутся и обводят противников вокруг пальца. А полученные за прохождение заданий ресурсы предстоит тратить на прокачку и развитие базы.
Assassin’s Creed Nexus VR, вышедшая в 2023 году, стала первой игрой серии для виртуальной реальности — и, возможно, последней на долгие годы. Спин-офф заинтересовал лишь нишевую аудиторию VR-энтузиастов и даже не добрался до PS VR2, что серьёзно сократило потенциальную пользовательскую базу. Тем не менее оценки прессы оказались довольно высокими.
Во-первых, хвалили крупные и открытые локации: игрокам предстоит исследовать Италию, Бостон и Древнюю Грецию — причём в роли уже знакомых героев: Эцио, Коннора и Кассандры. Во-вторых, сражения с использованием арсенала ассасинов в VR приобрели новые краски. А вот паркур, хоть и присутствует, не столь свободный и интуитивный, как в привычных частях на ПК и консолях — эту часть геймплея сочли самой слабой.
Assassin’s Creed за рамками видеоигр
Assassin’s Creed — это не только серия игр, но и масштабная франшиза с собственным мета-сюжетом о противостоянии ассасинов и тамплиеров. С разными героями серии были созданы книги и комиксы, которые расширяют общую историю. Почувствовать себя ассасином можно и за пределами экрана — например, с помощью настольных игр. Но главную ставку Ubisoft долгое время пыталась делать на кино — и именно здесь компанию поджидали серьёзные трудности.
Пробой пера стала короткометражка Assassin’s Creed: Lineage, выходившая в трёх частях в 2009 году в рамках рекламной кампании Assassin’s Creed II. Кроме того, Ubisoft выпустила несколько анимационных короткометражек, дополняющих сюжет отдельных игр.
Но самым масштабным проектом на поприще кино стала лента «Кредо убийцы», премьера которой состоялась в 2016 году. И многие считают, что фильму вовсе не стоило появляться — критики разгромили невнятную историю и низкое качество спецэффектов, а также назвали боевик одной из худших экранизаций видеоигр в истории.
Отзывы обычных зрителей оказались немного мягче, но тоже далеки даже от прохладного приёма. Главным достоинством «Кредо убийцы» чаще всего называют актёрскую игру. Состав действительно получился звёздным: Майкл Фассбендер (Люди Икс, Стыд), Марион Котийяр (Такси, Начало) и другие сделали сюжет, пусть и незамысловатый, хотя бы смотрибельным. Кроме того, зрители отметили реалистичный паркур и зрелищные бои — то, чем славится игровая серия.
Тем не менее после 2016 года Assassin’s Creed так и не получила другой экранизации. Хотя, возможно, ситуация изменится в ближайшие годы: ещё в 2020 году Ubisoft и Netflix объявили о партнёрстве, в рамках которого планируется как минимум два проекта — игровой сериал с живыми актёрами и многосерийное аниме. Однако с тех пор никаких значимых новостей не поступало. Лишь в начале этого года глава игрового направления Netflix подтвердил, что работа над сериалом продолжается. Всё, что остаётся поклонникам, — ждать дальнейших объявлений.
Тени над Ubisoft и будущее Assassin’s Creed
Будем честны — последние годы выдались для Ubisoft совсем несладкими. Компания Будем честны: последние годы выдались для Ubisoft совсем несладкими. Компания закрыла поддержку нескольких провальных многопользовательских проектов, а продажи Avatar: Frontiers of Pandora и Star Wars Outlaws оказались значительно ниже ожиданий французского издателя. Прибавим к этому падение акций, череду сокращений и репутационные скандалы — и получим тяжёлое положение, из которого нужно срочно выбираться.
И руку помощи Иву Гиймо, главе Ubisoft, протянула китайская Tencent, которая профинансирует новую дочернюю компанию, которая будет владеть Far Cry, Rainbow Six и, конечно же, Assassin’s Creed — ключевыми активами Ubisoft.
Успех Assassin’s Creed Shadows стал хорошим подспорьем как для Ubisoft, так и для самой серии. Но её будущее пока остаётся туманным: из официально анонсированных проектов на горизонте — мобильная Assassin’s Creed Jade о Древнем Китае и Assassin’s Creed: Codename Hexe, более камерное приключение в духе Mirage.
Тем не менее, по словам проверенного инсайдера Тома Хендерсона, Ubisoft готовит куда больше: от экспериментального мультиплеера в духе Fall Guys до ремейков классических частей и двух новых RPG в духе Odyssey и Valhalla.
Так что одно можно сказать наверняка: Assassin’s Creed никуда не уходит. Серия, которая почти двадцать лет путешествует по страницам истории,продолжит удивлять, захватывать и увлекать.
Её любят за возможность побывать в самых разных эпохах, о которых мы читали только в книгах или слышали на уроках; за персонажей, которые ошибаются, страдают, сражаются и растут вместе с нами; за великолепный паркур и акробатику, после которого многие хотя бы раз пробовали повторять самые безопасные игровые движения.
Assassin’s Creed — это наш билет в приключения во времени с искусными ассасинами и коварными тамплиерами. И каким бы ни было это путешествие, местами спорным или перегруженным, здорово, что оно продолжается. Что спустя годы мы всё ещё можем сбежать из повседневности в мир древнего Египта, холодной Скандинавии или цветущей Японии. Что у нас всё ещё есть шанс прятаться в толпе, карабкаться по крышам, совершать невозможное во имя справедливости или просто ради азарта.
Мы всё ещё идём по этому пути: возможно, уже не так фанатично, как раньше. Но главное помнить: ничто не истинно, всё дозволено.
«Базис» стал титульным спонсором робототехнической команды «Атом»Бизнес и образование станут главными драйверами развития робототехники в РФБолее трёхсот команд из четырнадцати стран подали заявки на участие в «Битве роботов»Читать ещё