30 лет аниме-классике: вспоминаем культовое аниме 1995 года

от admin

2025 год приносит нам не только новых представителей анимации, но и паутину воспоминаний, связанных с юбилеями культовых произведений. Тридцать лет назад вышли фильмы и сериалы, которые впоследствии легли в фундамент аниме-индустрии. Мало кто из зрителей не слышал про «Евангелион», а «Призрак в доспехах» и вовсе стал эталоном анимационной фантастики.

Предлагаем вместе вспомнить произведения, навсегда изменившие аниме-жанр.

Евангелион нового поколения / Shinseiki Evangelion

30 лет аниме-классике: вспоминаем культовое аниме 1995 года

Хидэаки Анно называл свой замкнутый образ жизни отаку некой формой аутизма. В этом кроется одна из причин последующей мрачности «Евангелиона».

Источник: студия Gaina

Студия: Gainax

Жанры: фантастика, драма, триллер, меха

При упоминании «Евангелиона» сразу возникает проблема: с чего правильнее начать разговор. Поэтому без колебаний обратимся к самой сердцевине. Режиссёр Хидэаки Анно, ныне награждённый пурпурной лентой за достижения в искусстве, в конце восьмидесятых годов всё ещё находился на подступах к своему главному детищу. Экранизация «Ганбастера», работа над «Надей из загадочного моря», а также багаж опыта в режиссуре эпизодов, верстке и ключевой анимации позволили Анно проявить себя на высоком уровне в жанрах меха и фантастики. В итоге студия Gainax вышла к нему с предложением: хочешь сделать что-то необычное и оригинальное — делай.

Тогда же Анно сталкивался с последствиями прошлых проектов, чьи рейтинги не оправдали личных ожиданий. Именно в этот период он произнёс известную фразу, за которой последовали изменения в детском таймслоте: «мы должны положить щепотку яда в наши проекты, особенно для детей». Так, в 1995 году появился сериал, который своей жесткостью заставил зрителей всех возрастов прилипнуть к экранам. Сюжет закрутился вокруг юноши по имени Синдзи Икари, сына главы организации Nerv, которому выпало сражаться с таинственными Ангелами. Неуверенному в себе школьнику, ставшему пилотом гигантской боевой машины, предстояло познать тяжесть жертвы и отдать всего себя этой миссии.

30 лет аниме-классике: вспоминаем культовое аниме 1995 года

Автор «Евангелиона» имеет привычку регулярно давать обратную связь фанатам, заявляя, что интерпретированные ими моменты, как глубокие и философские, всего лишь несли цель казаться таковыми. Последнее подобное откровение состоялось в интервью для NHK в апреле 2025 года.

Источник: студия Gainax

Анно стремился отойти от привычной сказочности и бросить ужасающие реалии прямо в лицо зрителю. 26 эпизодов и финал в виде полуторачасового фильма стали настоящими эмоциональными горками с одной мыслью: куда уж трагичнее? Завершающая часть оказалась на больших экранах не случайно — на решение повлияли агрессивные требования фанатов. Зрители были разочарованы тем, что сериал с исчерпавшим себя бюджетом завершился камерным финалом. У ошарашенной студии Gainax попросту не осталось выбора. Попытка разобраться в финале «Евангелиона» со временем превратилась в отдельный мем, отголоски которого можно встретить в фандоме и сегодня.

Произведение эпохи, в котором три из четырёх главных героев — девушки, породило ещё один неизбежный аспект. Старые форумы взорвались обсуждениями: Аска или Рей? Кажется, даже сам режиссёр не ожидал, что выведет сражения за любимую вайфу на новый уровень. Что касается Мисато, любительницы пива на завтрак, её поддержка всегда была крепка, а на последующей дистанции в три десятилетия, пожалуй, она максимально приблизилась к парочке девиц из Евы-02 и Евы-00.

30 лет аниме-классике: вспоминаем культовое аниме 1995 года

Режиссер находил странным запредельную популярность сериала. По его мнению, персонажи там слишком больны на голову. Без исключений.

Источник: студия Gainax

Количество моментов, которые сегодня можно отнести к мемам, в «Евангелионе» зашкаливало, а сам Анно, будучи крайне необычной личностью, становился идейным флагманом генерации. Его методы нередко выходили за привычные рамки. Для достижения нужного эффекта в одной из сцен он предложил одной сейю душить другую прямо в студии звукозаписи. А позже обратился к Юко Миямуре, голосу Аски, с весьма провокационным описанием ситуации:

«Представь, что ты спишь в своей постели, а в комнате оказывается незнакомец. Он может проявить насилие над тобой в любой момент, но пока этого не делает. Вместо этого он занимается мастурбацией, смотря на тебя спящую. Когда ты проснёшься и узнаешь правду, какова будет твоя реакция?»

Ошарашенная актриса ответила одним словом: «Отвратительно». На что Хидэаки Анно только вздохнул и заметил: «Я так и думал». Для самой Миямуры успех сериала обернулся серьёзным стрессом — ей пришлось уехать в Австралию из-за навязчивого внимания и пугающих инцидентов с поклонниками.

30 лет аниме-классике: вспоминаем культовое аниме 1995 года

После успеха проекта режиссёр выпускает переосмысление в виде четырёх фильмов-ремейков, получивших общее наименование Rebuild of Evangelion.

Источник: студия Gainax

Но основным персонажем, который углубил произведение, был именно Синдзи. Стремление Анно показать обыкновенного школьника в тяжелейших условиях, обрело запредельную честность. Синдзи не является героем с легендарной отвагой — вся его фрагментарная смелость невероятно человечна. Весомый процент зрителей возненавидели его слабости, с учётом симпатии к окружающим его женским образам. Но именно этот паренёк рисует «Евангелиону» его идейную целостность. А вкупе с дерзким сценарием и необычной режиссурой сериал стал феноменом, коим и остаётся по сей день.

Банкротство за кадром — тёмная сторона индустрии аниме

Шёпот сердца / Mimi wo Sumaseba

30 лет аниме-классике: вспоминаем культовое аниме 1995 года

Сейю Ёко Хонна во время озвучивания Сидзуки Цукисимы была одногодкой главной героини.

Источник: студия Ghibli

Студия: Ghibli

Жанры: сёдзё, драма, романтика

Экранизация студией Ghibli, но не от Миядзаки, при этом сумевшая удержать привычную планку качества. Удивительно, что уникальный 1995 год стал для Хаяо не режиссёрским, а сценарным, раскадровочным и продюсерским опытом. За постановку отвечал Ёсифуми Кондо, который, экранизируя мангу Аой Хираги, создал опус магнум своей карьеры. Это история о героине, чей образ долгое время украшал визуализацию Lofi Girl, пока правообладатели не потребовали удалить отсылку. История о том, как стремление к мечте способно оправдать любые усилия.

Сюжет фильма рассказывает о Сидзуку Цукисиме, ученице средних классов, которая, следуя за заинтересовавшим её котом, находит загадочную лавку антиквариата. Там ей предстоит раскрыть тайну кота-статуэтки Барона и познакомиться с хозяевами магазинчика, среди которых оказывается её ровесник.

30 лет аниме-классике: вспоминаем культовое аниме 1995 года

«Шепот сердца» стал самым кассовым японским фильмом на внутреннем рынке в 1995 году, заработав 1,85 миллиарда иен в прокате. Общие же сборы составили 3,15 миллиарда иен.

Источник: студия Ghibli

Красивый, выверенный, мягкий визуал переплетается с душевной историей про нахождения собственной дороги. Сложно отыскать главную героиню, которая находится в столь непрерывном ритме жизни через постоянное движение. Анимация бега и расширение фоновой анимации — два гигантских плюса данного фильма. Прибавьте к этому уютную, инструментальную музыку, а также свойственный студии Ghibli юмор, и вы осознаете столпы модели успеха. При этом жанр сёдзё, обычно нацеленный на девочек от 12 до 18 лет, прекрасно адаптирован для зрителя любого возраста и пола. Один из идеальных вариантов для семейного просмотра.

Помимо поиска собственного пути, сердцевиной фильма является его искренность. История статуэтки кота Барона базируется на реализме. Аой Хираги однажды увидела подобную фигурку на витрине, а когда накопила деньги, не обнаружила товар на старом месте. Как выяснилось позже, её ухажер выкупил Барона как подарок для будущей жены. «Шёпот сердца» — это история про вдохновение и для вдохновения.

Золотой парень / Golden Boy

30 лет аниме-классике: вспоминаем культовое аниме 1995 года

Аниме-экранизация «Золотого парня» состоит из шести эпизодов.

Источник: студия APPP

Студия: APPP

Жанры: сэйнэн, комедия, этти

Если к «Евангелиону» сложно подступиться глобально, то в случае с «Золотым парнем» приходится сдерживать улыбку уже на старте. Сразу стоит отметить: этот тайтл — не для каждого зрителя. Главный герой, обожающий обнимать женские унитазы как величайшую ценность, вряд ли способен вызвать симпатию у широкой аудитории. Но при всём этом произведение любят — и любят искренне. За что? Ответ кроется в проработанности идейного порыва.

«Золотой парень» рассказывает историю Кинтаро Оэ — одарённого выпускника университета, который колесит по стране на велосипеде в поисках работы и нового опыта. Любой труд для него становится вызовом: будь то программирование, плавание или создание анимации. И почти на каждом этапе пути появляется красивая и сексуальная девушка. А где популярные девушки — там и дополнительные трудности.

30 лет аниме-классике: вспоминаем культовое аниме 1995 года

Начиная со второго тома манги, «Золотой парень» становится порнографической историей. Экранизация же выбрала более сдержанный и сюжетный путь.

Источник: студия APPP

С учётом того, что данный сериал принадлежит 1995 году, в нынешние дни большинство трудившихся над ним работяг — пенсионеры или люди предпенсионного возраста. Цель, которую ставили перед собой создатели, заключалась в создании творчества, которое невозможно забыть. С этим они справились. Достойный уровень анимации и режиссуры, особенно для этти-проекта 90-х годов. Чардизы встроены крепко, музыка успешно дополняет происходящее на экране. Присутствует ощутимое разнообразие среди персонажей. Ну, а сюжет вам почти гарантирует психический урон нормальной дозировки. Ситуационный юмор отражает ушедшую эпоху со всеми её плюсами и минусами. «Золотой парень» определённо не для семейного просмотра — это скорее сборник простых историй, каждая из которых подаёт зрителю ложку морали в доступной форме.

Click here to preview your posts with PRO themes ››

Чтобы принять этот сериал в полной мере, необходимо попасть на одну волну с авторами. Главный герой цепляет для себя жизненную мораль даже из самых абсурдных ситуаций, поскольку осознаёт — мы живы, пока мы учимся. В этом главная ценность тайтла. Когда-нибудь Кинтаро Оэ спасёт Японию и весь мир, но это уже история другого дня и иных грёз.

Воспоминания о будущем / Memories

30 лет аниме-классике: вспоминаем культовое аниме 1995 года

Отличительной чертой данного трёхступенчатого произведения можно назвать творческую мультизадачность.

Источник: студия 4°C

Студии: Madhouse и 4°C

Жанры: фантастика, триллер, драма, экшен

Конец декабря 1995 года был ознаменован экспериментом, на которые с трудом можно рассчитывать в нынешних реалиях. Режиссёр с большим именем, Кацухиро Отомо, стёр пыль со своих ранних рассказов и привлёк к экранизации талантов индустрии. Фильм поделился на три этапа, каждый из которых не похож друг на друга во всех аспектах, кроме крепкого продакшена. И каждый из которых стоил потраченного времени.

В первой части, носящей название «Магнитная роза», сценаристом выступил Сатоси Кон. Это предопределило специфику формирования истории, паутины из пересечений реальности и мистики. Сюжет первой части рассказывает о группе мусорщиков, которые в опасном космосе натыкаются на загадочный корабль, сотканный из воспоминаний и вобравший в себя всё человеческое. Судно транслирует сигнал SOS, отзывающийся в тревогах главных героев и выливающийся в незабываемые сюжетные мотивы.

Мягкие тона, душевные истории, знакомые музыкальные нотки от Ёко Канно (впоследствии написавшей саундтрек к «Ковбою Бибопу»), умная повествовательная модель и точные аллегории, переданные визуальными приёмами, — всё это превращает «Магнитную розу» в по-настоящему атмосферное зрелище для свободного вечера. Арка Хайнца Бекнера оставляет сильный внутренний отклик. Именно эту часть большинство зрителей называет своей любимой, хотя и к последующим историям равнодушными они не остались.

30 лет аниме-классике: вспоминаем культовое аниме 1995 года

Музыкальная составляющая второй части фильма содержит элементы джаза и фанка, что добавило происходящему на экране комедийности и хаотичности.

Источник: студия Madhouse

Второй сюжет, одаренный названием «Бомба-вонючка» олицетворяет собой сказ о работнике лаборатории, который случайно глотает опасный препарат. Отныне вооруженные силы Японии и альянса нацелены поймать беглеца и защитить страну от биологической катастрофы.

Непросто найти столь же первоклассное 2D в аниме. Каждый из кадров просится в рамочку. Сложная анимация, постоянная смена локаций, яркая динамика. Это продукт ушедшей эпохи.

Вне всяких сомнений, смотреть за данной историей нужно с предельной иронией. То, что вторая часть следует за сложно структурированной «Магнитной розой», шло немного во вред зрительскому восприятию. Это чистая комедия с большими сюжетными допущениями. Именно нехватка изначальных знаний, может сделать послевкусие смешанным. Но данным переход, как оказалось, не являлся главным контрастом.

30 лет аниме-классике: вспоминаем культовое аниме 1995 года

Режиссёром «Магнитной розы» выступил Кодзи Моримото, а «Бомбы-вонючки» — Тэнсай Окамура.

Источник: студия 4°C

На третьем этапе фильма, «Пушечном мясе», где Кацухиро Отомо взял на себя полную ответственность, как за режиссуру, так и за сценарий, атмосфера меняется ещё раз. Перед зрителем предстаёт антиутопия о городе, который ежедневно наносит удары гигантским оружием по неизвестному противнику. Повествование сосредоточено на трёх ключевых персонажах, а замысел этой части состоит в стремлении показать всё действие одним непрерывным кадром, лишь изредка разбавленным точечными переходами. Эксперимент, безусловно, заслуживающий аплодисментов.

Это мрачная и тяжёлая картина, к которой в реальности никто не хотел бы прийти. Однако для некоторых утопия уже сегодня оказывается завершённой — достаточно лишь отвести взгляд от экрана к окну. Режиссёр щедро делится собственными переживаниями через героев, которые и сами до конца не понимают, с кем на самом деле воюет их город.

Таким образом без малого два часа вмещают в себя трио историй с отличающимися целями и разным исполнением. А это, как оказалось, беспроигрышный способ достучаться до куда большего процента людей. «Воспоминания о будущем» снискало общую похвалу критиков и закрепило за собой статус одного из самых успешных аниме-фильмов девяностых годов.

Раньше было лучше — аниме для любителей классики

Призрак в доспехах / Koukaku Kidoutai

30 лет аниме-классике: вспоминаем культовое аниме 1995 года

«Я — форма жизни, родившаяся в океане информации».

Источник: студия Production I.G

Студия: Production I.G

Жанры: сэйнен, триллер, фантастика, экшен, меха

Пора окунуться в, пожалуй, самый значимый аниме-фильм девяностых. Найти человека, увлекающегося анимацией и не слышавшего о «Призраке в доспехах», практически невозможно. Это настоящий взрыв качества, закрепивший эпоху расцвета киберпанка и предложивший зрителю сложный, многослойный сюжет. Мамору Осии, уже тогда один из самых известных режиссёров жанра, взялся адаптировать одиннадцать глав одноимённой манги в свой магнум опус.

Передовой визуальный ряд картины включал приёмы, которые позже вдохновили создателей «Матрицы» и сериала Джеймса Кэмерона «Тёмный ангел». Хвалить графику «Призрака в доспехах» — всё равно что нахваливать пиццу за её вкус: название стало брендом, говорящим само за себя. История сосредоточена вокруг Мотоко Кусанаги, девушки, живущей в 2029 году в мире, где кибернетика, интернет и реальность практически слились воедино. Хакерским атакам подвергаются не только технологии, но и люди, внедрившие их в своё тело. Мотоко, агенту министерства внутренних дел, предстоит отыскать таинственного Кукловода в обществе, где границы между человеком и машиной окончательно истончились.

30 лет аниме-классике: вспоминаем культовое аниме 1995 года

В фильме «Призрак в доспехах» использовался новый процесс, называемый «цифровой графикой и анимацией» (DGA), представляющий собой комбинацию сел-анимации, компьютерной графики (CG) и звука, вводимого в качестве цифровых данных.

Источник: студия Production I.G

Нарратив фильма изначально ориентирован на взрослую аудиторию — не только из-за сложности подачи, но и из-за той базы знаний, с которой стоит подходить к просмотру.

Умелое упрощение манги свело её философскую многослойность к акценту на противостоянии протагониста и антагониста. При этом сама картина стала уникальным опытом: скромные кассовые сборы в 10 миллионов долларов были компенсированы популярностью на носителях, где фильм заработал около 43 миллионов. Именно благодаря крепкой фанбазе «Призрак в доспехах» получил продолжения в виде фильмов и сериалов.

Экранизация оказалась мрачнее оригинала и изначально нацеливалась на мировую аудиторию. Саундтрек Кэндзи Каваи прочно врезался в память, а сюжет, не предназначенный для широкой публики, в итоге всё же сумел достучаться до неё.

Яйцо ангела / Tenshi no Tamago

30 лет аниме-классике: вспоминаем культовое аниме 1995 года

«– Я тоже забыл, откуда родом. А, быть может, я с самого начала не знал, куда иду.

— Пойдёшь ли ты дальше?»

Источник: студия Deen

Студия: Deen

Жанры: драма, фэнтези, авангард

Раз уж речь зашла о творчестве Мамору Осии, нельзя не упомянуть фильм, которому в декабре исполнится уже не тридцать, а сорок лет. «Яйцо ангела» длится всего 70 минут, но этого времени хватает, чтобы рассказать историю девочки, живущей в мёртвом готическом городе. Однажды туда прибывает мужчина с оружием в форме креста. Его внимание привлекает сокровище-яйцо, которое девочка всегда носит с собой. Разговор с загадочным гостем пробуждает в городе теневую жизнь.

Религиозные отсылки, масштабные локации, минимальное количество реплик и диссонирующий саундтрек превращают картину в незабываемое путешествие по миру таинственности и личных переживаний. «Яйцо ангела» впечатляет умением рассказать историю практически без слов — образы и визуальный ряд остаются в памяти надолго. Особая ценность фильма в том, что каждый зритель находит собственную, уникальную трактовку происходящего. Сам же режиссёр подлил масла в огонь, заявив, что это аниме в целом не несёт конкретного смысла.

30 лет аниме-классике: вспоминаем культовое аниме 1995 года

4K ремастер фильма был представлен на 76 Каннском кинофестивале весной 2025 года.

Источник: студия Deen

Отзывы кинокритиков были смешанные, а сам Осии говорил, что увяз в его производстве. Популярность и репутацию картина добирала со временем. Символизм, абстрактность, тревожность и неопределенность — таков творческий портрет одной из лучших работ Мамору Осии.

Открой мир аниме — гид для начинающих

Что ещё?

30 лет аниме-классике: вспоминаем культовое аниме 1995 года

После завершения сериала «Макросс Плюс», материал был перемонтирован для кинотеатрального релиза. Новая версия, получившая название Macross Plus: Movie Edition, включала в себя несколько свежих и альтернативных сцен, а также сокращение некоторых фрагментов из оригинального тайтла.

Источник: студия Triangle Staff

1995 год является одним из самых насыщенных в XX веке на культовые работы японской анимации. Помимо упомянутых выше, зрители видели на экранах «Макросс Плюс», «Голубые небеса Ромео», «Рубак» и многие другие проекты. За тридцать лет индустрия изменилась до неузнаваемости, и пересмотр классики позволяет увидеть, что утрачено: отличия в монтаже, режиссуре, построении истории во многом объясняются тем, что целый пласт творцов уже ушёл из жизни.

Современное аниме обладает своими сильными сторонами, но пришло к ним через калейдоскоп достоинств прошлого, часть которых осталась в истории. Именно поэтому юбилеи становятся идеальным поводом освежить воспоминания или познакомиться с классикой впервые.

А что из юбилейных работ близко вашему сердцу? Пишите своё мнение в комментариях.

В КВЦ «Патриот» пройдет второй этап международной «Битвы роботов»Железный «Гусь»: новая разработка от команды «Concrete mixer»«Жаба»: мощь и упорство от команды WolframЧитать ещё

Вам также может понравиться

Последние игровые новости, гайды по прохождению, новинки игр, железные новости и многое другое на страницах нашего блога!

Присоединяйся!

ТОП месяца

Copyright @2024 — Profigamer.ru. Все права защищены.