Painkiller: от классики до перезапуска — ретроспектива культового шутера

от admin

В начале нулевых за место под солнцем боролись две категории шутеров от первого лица. Серьёзные приключения в духе Half-Life 2, Far Cry и Call of Duty делали упор на сюжет или реалистичные механики, но в качестве противовеса им существовали такие игры, как Serious Sam: The First Encounter и Will Rock. Это зубодробительные шутеры, ныне прозванные «бумерскими», ставящие во главу угла перестрелки с толпами монстров на живописных аренах — всё в духе классических Doom, Blood, Shadow Warrior и Duke Nukem 3D. Но была двадцать лет назад ещё одна примечательная серия.

Речь идёт о Painkiller (2004). Она не сыскала славы того же «Крутого Сэма», но остаётся в памяти игроков того времени — выход перезапуска в 2025 году говорит сам за себя. Мрачная стилистика, жестокие образы противников, абсолютно неожиданные уровни — всё это до сих пор делает Painkiller шутером, на который стоит обратить внимание всем фанатам мясного «мочилова».

Давайте погрузимся в ретроспективу Painkiller и пройдёмся по нескольким кругам ада с пушкой наперевес, чтобы узнать историю зарождения, расцвета и падения серии!

Зарождение новой звезды мясных шутеров

Painkiller: от классики до перезапуска — ретроспектива культового шутера

Локации в Painkiller отличались своей мрачностью в сравнении с другими мясными шутерами из нулевых.

Источник: видеоигра Painkiller (2004)

Пятый круг ада в концепции «Божественной комедии» Данте Алигьери предназначался для тех, кто не мог сдержать свой гнев. Видимо, разработчики из People Can Fly очень не хотели угодить в преисподнюю — было решено делать шутер, который поможет выпустить пар и злобу. Коломёт в руки — тварь к стенке.

Первая часть Painkiller (2004) вышла весной 2004 года. Критики встретили тогдашнюю новинку в целом положительно — игра выделялась на фоне тех же Call of Duty или Medal of Honor: Allied Assault и позволяла спокойно откинуться в кресле, расстреливая монстров. В далёкие времена автор «Игромании» остался от Painkiller в восторге и назвал её «отменным» одиночным шутером с разнообразными врагами, большим количеством уровней в необычном антураже и качественной графикой. Спустя годы с многими из этих тезисов можно поспорить, но неизменным останется одно — проект студии People Can Fly сумел произвести впечатление на игроков.

Painkiller: от классики до перезапуска — ретроспектива культового шутера

Главный герой Painkiller не обладал такими атрибутами «крутизны», как гора мышц или солнцезащитные очки, зато щеголял в брутальной кожанке.

Источник: видеоигра Painkiller (2004)

В центре внимания Painkiller (2004) находится Дэниел Гарнер. В дождливую погоду мужчина со своей женой отправился в ресторан, но произошла страшная авария — машина столкнулась с грузовиком на встречной полосе. Пара погибает, но вот Дэниелом случилось нечто не менее страшное. Брутал в кожаной куртке застрял в чистилище, выход откуда есть только один — через трупы врагов, ведь местные представители Рая обязали главного героя расквитаться с адскими генералами. Для простого мясного шутера в Painkiller довольно продуманная завязка и большое количество персонажей. Такая проработка — остатки прошлой концепции, к которой мы ещё вернёмся.

Будем честны — каждому из читателей Painkiller (2004) интересен исключительно из-за игрового процесса. Формула уже стала классикой для бумер-шутеров. Игроки продвигаются по линейным уровням с множеством комнат-арен, для прохождения которых нужно уничтожить всех врагов. Постепенно монстров становится всё больше, а уровни отправят Гарнера в самые необычные уголки чистилища — и на кладбище, и в готические храмы, и в оперный театр, и в золотодобывающие шахты. Причём на многих локациях противники подобраны тематически: в той же психушке сражаться предстоит с пациентами в смирительных рубашках.

Без чего не может обойтись ни один хороший шутер, так это без джентльменского набора пушек. В Painkiller с этим было всё в порядке, однако разработчики не стали делать отдельное оружие под каждый тип атаки. Например, местная вариация минигана совмещена с ракетницей — за один из двух видов снарядов отвечает своя кнопка мыши. А обычный, на первый взгляд, дробовик способен замораживать противников. Проще говоря, у каждой из пяти пушек есть альтернативный режим огня, а также дополнительная атака (увы, не всегда интересная).

Painkiller: от классики до перезапуска — ретроспектива культового шутера

Пушки даже с первых уровней ощущались свежо и полезно в конце прохождения, всё благодаря альтернативному огню.

Источник: видеоигра Painkiller (2004)

Отдельно хотелось бы выделить двух конкретных представителей арсенала. Первая среди пушек Дэниела получила название в честь игры — Painkiller (2004) — и имеет неограниченный боезапас. Основная атака позволяет резать монстров на кусочки, а альтернативная — выпускать лазерный луч. Дополнительная же даёт возможность метнуть лезвие прямо во врага.

А вот коломёт можно назвать одним из символов всей серии — он позволяет прибивать тварей к поверхностям с помощью деревянных кольев, а также подрывать их гранатами, которыми и ведётся альтернативный огонь.

Мы рассмотрели уровни, противников и оружие, но всё это можно было увидеть ещё в Serious Sam: The First Encounter и Will Rock. Разработчики понимали, что Painkiller нужны особые «фишки», которые при этом не разрушат концепцию и не перегрузят игроков лишними механиками. И в первую очередь преданные фанаты вспомнят карты таро. На локациях разбросано золото, за которое можно приобрести карты с особыми бонусами: серебряные действуют на протяжении всего уровня, тогда как золотые можно активировать лишь один раз.

Painkiller: от классики до перезапуска — ретроспектива культового шутера

Заработанное на уровнях золото предстояло тратить на полезные карты, дающие уникальные бонусы.

Источник: видеоигра Painkiller (2004)

Тут есть и замедление времени, и поглощение урона, и бесконечные патроны — на высоких сложностях карты действительно могут спасти жизнь Дэниела. Помимо этого, предусмотрена механика поглощения душ врагов. Их оставляют убитые монстры, а за сбор 66 душ главный герой переходит в режим демона. Бессмертие и возможность убивать врагов одним попаданием — те самые особенности, ради которых и стоит собирать души. Правда, такие эффекты длятся всего 20 секунд.

Сегодня Painkiller (2004) уже легко выдаёт свой возраст. Сюжетные заставки сопровождаются довольно посредственной анимацией, атаки врагов не блещут разнообразием, а сами главы представляют собой набор слабо связанных между собой уровней. Однако игра по-прежнему способна увлечь и доставить удовольствие. Наблюдать за уровнями и дизайном монстров всё ещё интересно, а перестрелки отлично помогают расслабиться после рабочего дня. Всем любителям бумер-шутеров однозначно стоит познакомиться с Painkiller, но ждать проработки уровня Serious Sam: The First Encounter точно не стоит.

Какой могла быть Painkiller

Painkiller: от классики до перезапуска — ретроспектива культового шутера

Изначально Painkiller отличалась от финального видения, однако разработчики адаптировали свои идеи под реалии чистилища и переработанный сюжет.

Источник: People Can Fly

Предатели страдают на девятом круге ада. Можно ли отнести к иудам первоначальную задумку Painkiller? Пусть каждый примет собственное решение, взглянув на первые идеи разработчиков — абсолютно иных концепций сюжета и даже главного героя.

Та игра, что увидела свет в 2004 году — вовсе не та Painkiller, что была задумана изначально. Идея геймплея не менялась — в People Can Fly хотели сделать зубодробительный шутер, благо фанатов жанра в студии нашлось предостаточно. Однако история должна была крутиться вокруг Оскара Эрреры — наёмного убийцы в довольно клишированном образе с солнцезащитными очками и в эпатажной куртке. Этот показательно крутой чувак, чьим источником вдохновения стали персонажи из фильма «От заката до рассвета», должен был добыть древний артефакт, но в итоге оказался втянут в войну демонических кланов.

Painkiller: от классики до перезапуска — ретроспектива культового шутера

В первоначальном образе главного героя можно узнать элементы персонажей из классических боевиков: очки, небольшая бородка и броский пиджак.

Источник: People Can Fly

Что же помешало реализовать первоначальную задумку? Издатель DreamCatcher Interactive захотел сделать историю «попроще» — обязал разработчиков переработать сюжет, а в качестве пряника подсыпал деньжат и вдвое увеличил бюджет Painkiller (2004). Несмотря на резкую смену сценария, разработчикам не пришлось переделывать уровни: уже созданные «земные» локации удалось обыграть как различные зоны чистилища, которое и стало главным местом событий в новой версии истории.

Изначально сюжет планировалось подавать в виде комиксов — прямо как в Max Payne. От этой идеи сперва отказались, решив сосредоточиться на игровом процессе, однако увеличенный бюджет позволил добавить полноценные кат-сцены. Увы, в последующих продолжениях от проработанных роликов отказались.

И, вероятно, все эти изменения пошли игре только на пользу: история Дэниела и его стремления попасть в рай к жене ощущается свежее, чем приключения очередного юморного «бэдбоя». Однако корни изначальной концепции можно проследить и в финальной версии — в аду и раю есть свои начальники и предатели, а также существа, жаждущие власти и контроля. Это, к слову, нашло отражение и в названии порта на Xbox — он получил подзаголовок Hell Wars.

Продолжения Painkiller

Painkiller: от классики до перезапуска — ретроспектива культового шутера

Дэниелу Гарнеру нашли замену другими персонажами для дополнений, хотя позднее он вернулся в серию.

Источник: видеоигра Painkiller (2004)

Чревоугодие — порок, за который грешников ждёт наказание на третьем круге ада. К сожалению, с серией Painkiller тоже обошлись «прожорливо» — на классическом и устаревшем движке выпустили несколько самостоятельных дополнений, которые так и не смогли превзойти оригинал. А ведь потраченные деньги можно было вложить в полноценное продолжение.

Мы переходим к той странице истории Painkiller, которая в своё время у многих вызывала смех. Дело в том, что для первой части выпустили несколько самостоятельных дополнений. Если в первые пару раз поклонники получили неплохие наборы уровней, позволяющие продлить удовольствие, то затем аддоны стали походить на настоящее издевательство. Уровни получались огромными и скучными из-за сотен монстров, некоторых из которых ещё нужно было умудриться найти — они то застревали в коридорах, то просто не могли обнаружить путь до игрока.

Но начнём с позитивной ноты. Уже через несколько месяцев после релиза Painkiller оригинальные разработчики из People Can Fly выпустили дополнение Painkiller: Battle out of Hell, которое сейчас входит в состав Painkiller: Black Edition — единственного издания игры, доступного на цифровых площадках. Аддон не принёс в игру ничего кардинально нового, но сохранил подход с уникальными уровнями. Многим запомнился Ленинград времён Великой Отечественной войны, где нужно сражаться с зомбированными фашистскими солдатами под гимн СССР. Пачка новых карт таро, пара видов оружия и продолжение истории Дэниела — всё это сделало «Битву за пределами ада» неотъемлемой частью оригинальной Painkiller (2004).

Painkiller: от классики до перезапуска — ретроспектива культового шутера

Если к геймдизайну уровней из разных DLC ещё могут быть вопросы, то их концепция практически всегда оставалась необычной для шутеров и отправляла игроков в атмосферные локации.

Источник: видеоигра Painkiller (2004)

А вот все последующие самостоятельные дополнения, формально являвшиеся отдельными играми, едва ли достойны внимания. Их разрабатывала уже не People Can Fly, а несколько разных студий, в чьих портфолио сложно найти что-то примечательное. Хотя Mindware Studios, ответственная за второе DLC для Painkiller, в 2009 году выпустила Dreamkiller. Шутер был создан под руководством одного из ветеранов People Can Fly и получил низкие оценки, но выделялся необычной концепцией: главная героиня-психолог путешествует по сознанию пациентов и сражается с их потаёнными демонами. Но давайте сосредоточимся именно на Painkiller.

Painkiller: Overdose вышла в 2007 году и предлагала взять на себя роль падшего ангела Белиала, а не знакомого по оригиналу Дэниела Гарнера. Новый главный герой встаёт на путь мести демонам, которые на тысячелетия заточили Белиала. В момент выхода «Передозировку» встретили неоднозначно — игру критиковали за устаревшую графику и проблемы с балансом. Однако на фоне последующих «продолжений» Painkiller: Overdose всё ещё ощущается сносно: на месте пачка из 17 уровней, продолжающих традицию помещать игроков в самые неожиданные локации, а также новая пушка и несколько видов противников. До оригинала шутер явно не дотягивает, но способен заинтересовать тех, кому не хватило приключений Дэниела.

Click here to preview your posts with PRO themes ››

Painkiller: от классики до перезапуска — ретроспектива культового шутера

На самом деле смена главного героя проявляет себя лишь в сюжете — геймплейно все воины в чистилище соответствуют Дэниелу .

Источник: видеоигра Painkiller: Resurrection

Следующий аддон — Painkiller: Resurrection — вышел в 2009 году и вновь сменил разработчика: на этот раз им стала студия Homegrown Games, состоящая из моддеров оригинальной игры. Описание звучит сочно: главным героем стал наёмный убийца Билл, который подорвался на собственной бомбе во время попытки устранить главу картеля. Однако под волну попал и автобус с невинными людьми, из-за чего Билл оказался в чистилище. Кампания интересна наличием нескольких концовок, открывающихся в зависимости от уровня сложности, а также набором уровней с необычной концепцией — например, город с районами из разных эпох или архипелаг мелких островков в море — и даже самой мощной пушкой в истории серии.

Но есть загвоздка: Painkiller: Resurrection полна багов и долгих загрузок, а на уровнях легко обнаружить «дыры» в геометрии, позволяющие провалиться под карту, и прочие технические проблемы. В целом геймдизайн оставляет желать лучшего: локации выглядят интересно, но пусты и страдают от гигантизма, а найти верный проход или последних оставшихся врагов бывает непросто. Увы, аддон Painkiller: Redemption от тех же разработчиков снова оказался проблемным. На этот раз уровни, в большинстве своём, представляют собой компактные арены, где предлагается отстреливать сотни монстров, появляющихся волнами. Скучно и неоригинально — ситуацию не спасает даже возвращение в сюжет Дэниела Гарнера.

Painkiller: от классики до перезапуска — ретроспектива культового шутера

Графика в дополнениях для Painkiller никогда не выходила на новый уровень, из-за чего эти самостоятельные игры смотрелись тухло на фоне актуальных релизов.

Источник: видеоигра Painkiller: Recurring Evil

Пришла пора покончить с дополнениями — в феврале 2012 года свет увидела Painkiller: Recurring Evil. На этот раз разработкой занялась команда Med-Art, у которой, как и у предшественников, не получилось приблизиться к уровню оригинала. Зато удалось найти чувство меры: число противников сократилось по сравнению с двумя предыдущими дополнениями, а уровни перестали быть чрезмерно большими или, наоборот, слишком маленькими. Найти выход из них несложно, а прохождение займёт всего несколько часов — фанаты серии вполне смогут получить удовольствие. Только вот выпускать подобную игру спустя восемь лет после оригинала было кощунством: графика безнадёжно устарела, а серьёзных нововведений не появилось вовсе.

Отметим, что у серии также есть мобильное ответвление под названием Painkiller: Purgatory HD. Оно вышло в 2010 году и не может похвастаться ничем примечательным. Главная цель — выполнять незамысловатые достижения по убийству врагов, прохождению без урона и так далее. Делать это придётся на единственной доступной локации в виде собора, причём с отвратной графикой и ограниченным числом оружия — в игре есть лишь две пушки. Стан противников также поредел, хотя в финале игроков ждёт босс, что хоть как-то спасает ситуацию.

Ремейк Painkiller

Painkiller: от классики до перезапуска — ретроспектива культового шутера

Ремейк Painkiller смог передать классическую атмосферу и узнаваемые дизайны, однако к наполнению контентом и сюжету есть множество вопросов.

Источник: видеоигра Painkiller: Hell & Damnation

Отправимся на шестой адский круг — место, где обитают еретики и лжецы. Подходящее место для Painkiller: Hell & Damnation, которая была призвана возродить оригинал в новом виде и с современными на момент выхода технологиями. Однако разработчиками были допущены серьёзные ошибки, из-за которых ремейк так и не смог полюбиться давним фанатам.

Единственной частью серии, выбившейся за рамки своего устаревшего движка, стала Painkiller: Hell & Damnation. Её выпустила студия The Farm 51 — основанная выходцами из People Can Fly команда, ныне известная по дилогии Chernobylite. Формально игру можно назвать ремейком оригинальной Painkiller: с помощью новых технологий были пересобраны 18 классических уровней, а также добавлена ещё одна пачка карт, доступных в DLC. Такой способ монетизации вызвал шквал критики, из-за чего многие до сих пор предпочитают именно оригинал.

Однако в Hell & Damnation не просто сменили движок. На старых уровнях разворачивается продолжение сюжета Painkiller: Overdose, которое игнорирует события остальных дополнений. В этот раз Дэниел Гарнер вновь заключает сделку с местным обитателем: герою предстоит собрать семь тысяч душ, чтобы наконец попасть в рай и воссоединиться с женой. Для этого придётся пройтись по знакомым местам чистилища и заполучить в руки Ловец душ — новую пушку, чья дополнительная атака позволяет переманивать монстров на свою сторону.

Финал Painkiller: Hell & Damnation намекал на то, что игрокам стоит ждать продолжения. Однако его так и не случилось — вероятно, из-за критики со стороны профильной прессы и низких продаж. Новички вряд ли заметят серьёзные проблемы в игре: в ремейке появился кооператив, и играть по сети действительно приятно. Но давние поклонники прекрасно понимают главную беду переосмысления: это довольно ленивая попытка возродить серию, где продолжение сюжета просто «натянули» на знакомые уровни. Сейчас у шутера в целом положительные пользовательские отзывы в Steam — за сущие копейки можно снова пробежаться по любимым локациям с обновлённой графикой, а поддержка мастерской Steam с фанатскими модификациями лишь добавляет интереса.

Painkiller: от классики до перезапуска — ретроспектива культового шутера

Фишкой Hell & Damnation стал кооперативный режим, в котором можно устраивать мочилово вместе с другом.

Источник: видеоигра Painkiller: Hell & Damnation

Именно на Painkiller: Hell & Damnation история серии могла бы завершиться. Многие и вовсе не надеялись на какое-либо возрождение, в том числе из-за того, что оригинальных разработчиков разбросало по разным студиям. Однако несколько лет назад произошёл неожиданный анонс…

Перезапуск Painkiller

Painkiller: от классики до перезапуска — ретроспектива культового шутера

Долгое время деталей о перезапуске практически не было, но его направленность на кооператив и отсутствие Дэниела стало неожиданностью для многих фанатов.

Источник: видеоигра Painkiller (2025)

Первый круг ада. Некрещёные души, за которыми не стоят грехи и пороки. Почему сюда попал перезапуск Painkiller, выходящий в октябре 2025 года? Вероятно, всё дело в пересмотренной концепции и игроках, которые отказываются принимать новое направление серии. А значит, они могут неосознанно вырыть могилу для её будущих частей.

Перезапуск Painkiller (2025) был анонсирован в далёком 2021 году — тогда показали лишь логотип будущего шутера. А затем разработчики из Saber Interactive решили хранить молчание, которое затянулось вплоть до марта 2025 года. Именно тогда состоялся повторный анонс игры — с дебютным трейлером и первыми кадрами геймплея. Тогда же выяснилось, что созданием проекта занимается польская Anshar Studios при непосредственном участии Saber. Новинка выйдет уже 21 октября на PC, PlayStation 5 и Xbox Series X|S — и она будет серьёзно отличаться от оригинала.

Во-первых, игровой процесс рассчитан на кооператив из трёх человек — даже в одиночном режиме предстоит играть бок о бок с ботами. Во-вторых, перед началом нужно выбрать одного из четырёх играбельных персонажей. Инк, Войд, Сол и Рок отличаются не только внешностью, но и уникальными способностями, влияющими на характеристики. Многие давние фанаты до сих пор относятся к перезапуску с негативом: ругают излишнюю цветастость и упор на кооперативное прохождение. Однако, если судить по доступным материалам, новинка сохранит ряд ключевых особенностей игры 2004 года.

Painkiller: от классики до перезапуска — ретроспектива культового шутера

Пока дизайны монстров и окружения для перезапуска смотрятся не так ярко на фоне оригинала, однако собственный стиль у игры присутствует.

Источник: видеоигра Painkiller (2025)

Местом действия вновь станет чистилище, где герои были заточены из-за неких преступлений против Небес. К счастью, Глас Творца позволит игрокам искупить вину, но для этого предстоит поквитаться с падшим ангелом Азазелем. Поможет в этом арсенал пушек: уже по роликам видно, что стоит ждать возвращение классических оружий, включая коломёт и другие фирменные стволы. Однако на аренах будет гораздо больше возможностей для мобильности. Например, с помощью крюка удастся притягиваться к объектам. А карты таро добавят изюминку в прохождение, как это было в оригинальной Painkiller (2004).

Уже сейчас очевидно, что разработчики новой Painkiller (2025) не собираются слепо копировать формулу первой части — в превью журналистов игру даже сравнили с актуальными частями DOOM. Из современных новшеств есть даже режим рогалика со случайными элементами, в котором игроки смогут улучшать своих персонажей после каждого успешного забега. Также ожидается поддержка новым контентом — в сезонный пропуск обещают добавлять косметические предметы для персонажей. Всё это злит многих старых фанатов, но, вероятно, виноват ностальгический фактор — очень трудно привыкнуть к чему-то новому, особенно на фоне того, что серия Painkiller базировалась исключительно на фундаменте, заложенном в 2004 году.

Будущее Painkiller

Painkiller: от классики до перезапуска — ретроспектива культового шутера

Многие старые фанаты принципиально не хотят принимать перезапуск, хотя ключевые разработчики оригинала считают, что серии нужна встряска и обновление.

Источник: видеоигра Painkiller (2025)

Завершим наше приключение не в аду, а в чистилище. Ведь именно в нём пребывает серия Painkiller — с одной стороны у неё есть потенциал привлечь новую аудиторию и старых поклонников. А с другой — слишком много воды утекло, поэтому о каком-либо возрождении на долгие годы сможет сказать лишь перезапуск. А говорить придётся числами проданных копий и интересом игроков.

Serious Sam: The First Encounter, Shadow Warrior, естественно современные части DOOM, а также многочисленные бумер-шутеры за авторством независимых разработчиков — всё это говорит о том, что у игроков есть интерес к жанру. Да и с чего бы ему не быть? Концепция битв против армий монстров никогда не устареет, потому что использует простейшие, но эффективные механизмы — это «игры» в самом прямом смысле, которые позволяют расслабиться с клавиатурой и мышью или контроллером в руках. Но найдётся ли в этой идиллии место для Painkiller?

Painkiller: от классики до перезапуска — ретроспектива культового шутера

Куча монстров, брутальные пушки, заполонившие чистилище реки крови — ну чем не Painkiller?

Источник: видеоигра Painkiller (2025)

Ответом на вопрос станут лишь успехи перезапуска. В сети действительно можно услышать много негатива в адрес новой части Painkiller (2025), но при этом шутер всё равно остаётся ожидаемым. Если проект сумеет привлечь аудиторию, его наверняка ждёт обширная поддержка новым контентом — как это было с World War Z (2019) и Warhammer 40,000: Space Marine 2. Невооружённым взглядом заметно, что авторы Painkiller полагаются на успешный опыт Saber Interactive. А нам же остаётся лишь пожелать разработчикам удачи.

Painkiller стала яркой искрой, которая быстро потухла, но запомнилась тысячам игроков по всему миру. Доказательств этому полно: от попыток реанимировать оригинальную игру с помощью трассировки лучей до многочисленных фанатских кампаний. Хочется верить, что перезапуск возгорится яркой звездой, неожиданно появившейся на небе мясных шутеров и способной порадовать как старых поклонников, так и привлечь совершенно новое поколение игроков.

На курорте «Игора» 18 октября состоится третий этап «Битвы роботов»Команда из Фрязино разработала гусеничного робота «RedHorn 3»Четвёртый этап чемпионата «Битва роботов» состоится в Международном выставочном центре «Екатеринбург-Экспо»Читать ещё

Вам также может понравиться

Последние игровые новости, гайды по прохождению, новинки игр, железные новости и многое другое на страницах нашего блога!

Присоединяйся!

ТОП месяца

Copyright @2024 — Profigamer.ru. Все права защищены.