Содержание
В начале нулевых за место под солнцем боролись две категории шутеров от первого лица. Серьёзные приключения в духе Half-Life 2, Far Cry и Call of Duty делали упор на сюжет или реалистичные механики, но в качестве противовеса им существовали такие игры, как Serious Sam: The First Encounter и Will Rock. Это зубодробительные шутеры, ныне прозванные «бумерскими», ставящие во главу угла перестрелки с толпами монстров на живописных аренах — всё в духе классических Doom, Blood, Shadow Warrior и Duke Nukem 3D. Но была двадцать лет назад ещё одна примечательная серия.
Речь идёт о Painkiller (2004). Она не сыскала славы того же «Крутого Сэма», но остаётся в памяти игроков того времени — выход перезапуска в 2025 году говорит сам за себя. Мрачная стилистика, жестокие образы противников, абсолютно неожиданные уровни — всё это до сих пор делает Painkiller шутером, на который стоит обратить внимание всем фанатам мясного «мочилова».
Давайте погрузимся в ретроспективу Painkiller и пройдёмся по нескольким кругам ада с пушкой наперевес, чтобы узнать историю зарождения, расцвета и падения серии!
Зарождение новой звезды мясных шутеров
Локации в Painkiller отличались своей мрачностью в сравнении с другими мясными шутерами из нулевых.
Источник: видеоигра Painkiller (2004)
Пятый круг ада в концепции «Божественной комедии» Данте Алигьери предназначался для тех, кто не мог сдержать свой гнев. Видимо, разработчики из People Can Fly очень не хотели угодить в преисподнюю — было решено делать шутер, который поможет выпустить пар и злобу. Коломёт в руки — тварь к стенке.
Первая часть Painkiller (2004) вышла весной 2004 года. Критики встретили тогдашнюю новинку в целом положительно — игра выделялась на фоне тех же Call of Duty или Medal of Honor: Allied Assault и позволяла спокойно откинуться в кресле, расстреливая монстров. В далёкие времена автор «Игромании» остался от Painkiller в восторге и назвал её «отменным» одиночным шутером с разнообразными врагами, большим количеством уровней в необычном антураже и качественной графикой. Спустя годы с многими из этих тезисов можно поспорить, но неизменным останется одно — проект студии People Can Fly сумел произвести впечатление на игроков.
Главный герой Painkiller не обладал такими атрибутами «крутизны», как гора мышц или солнцезащитные очки, зато щеголял в брутальной кожанке.
Источник: видеоигра Painkiller (2004)
В центре внимания Painkiller (2004) находится Дэниел Гарнер. В дождливую погоду мужчина со своей женой отправился в ресторан, но произошла страшная авария — машина столкнулась с грузовиком на встречной полосе. Пара погибает, но вот Дэниелом случилось нечто не менее страшное. Брутал в кожаной куртке застрял в чистилище, выход откуда есть только один — через трупы врагов, ведь местные представители Рая обязали главного героя расквитаться с адскими генералами. Для простого мясного шутера в Painkiller довольно продуманная завязка и большое количество персонажей. Такая проработка — остатки прошлой концепции, к которой мы ещё вернёмся.
Будем честны — каждому из читателей Painkiller (2004) интересен исключительно из-за игрового процесса. Формула уже стала классикой для бумер-шутеров. Игроки продвигаются по линейным уровням с множеством комнат-арен, для прохождения которых нужно уничтожить всех врагов. Постепенно монстров становится всё больше, а уровни отправят Гарнера в самые необычные уголки чистилища — и на кладбище, и в готические храмы, и в оперный театр, и в золотодобывающие шахты. Причём на многих локациях противники подобраны тематически: в той же психушке сражаться предстоит с пациентами в смирительных рубашках.
Без чего не может обойтись ни один хороший шутер, так это без джентльменского набора пушек. В Painkiller с этим было всё в порядке, однако разработчики не стали делать отдельное оружие под каждый тип атаки. Например, местная вариация минигана совмещена с ракетницей — за один из двух видов снарядов отвечает своя кнопка мыши. А обычный, на первый взгляд, дробовик способен замораживать противников. Проще говоря, у каждой из пяти пушек есть альтернативный режим огня, а также дополнительная атака (увы, не всегда интересная).
Пушки даже с первых уровней ощущались свежо и полезно в конце прохождения, всё благодаря альтернативному огню.
Источник: видеоигра Painkiller (2004)
Отдельно хотелось бы выделить двух конкретных представителей арсенала. Первая среди пушек Дэниела получила название в честь игры — Painkiller (2004) — и имеет неограниченный боезапас. Основная атака позволяет резать монстров на кусочки, а альтернативная — выпускать лазерный луч. Дополнительная же даёт возможность метнуть лезвие прямо во врага.
А вот коломёт можно назвать одним из символов всей серии — он позволяет прибивать тварей к поверхностям с помощью деревянных кольев, а также подрывать их гранатами, которыми и ведётся альтернативный огонь.
Мы рассмотрели уровни, противников и оружие, но всё это можно было увидеть ещё в Serious Sam: The First Encounter и Will Rock. Разработчики понимали, что Painkiller нужны особые «фишки», которые при этом не разрушат концепцию и не перегрузят игроков лишними механиками. И в первую очередь преданные фанаты вспомнят карты таро. На локациях разбросано золото, за которое можно приобрести карты с особыми бонусами: серебряные действуют на протяжении всего уровня, тогда как золотые можно активировать лишь один раз.
Заработанное на уровнях золото предстояло тратить на полезные карты, дающие уникальные бонусы.
Источник: видеоигра Painkiller (2004)
Тут есть и замедление времени, и поглощение урона, и бесконечные патроны — на высоких сложностях карты действительно могут спасти жизнь Дэниела. Помимо этого, предусмотрена механика поглощения душ врагов. Их оставляют убитые монстры, а за сбор 66 душ главный герой переходит в режим демона. Бессмертие и возможность убивать врагов одним попаданием — те самые особенности, ради которых и стоит собирать души. Правда, такие эффекты длятся всего 20 секунд.
Сегодня Painkiller (2004) уже легко выдаёт свой возраст. Сюжетные заставки сопровождаются довольно посредственной анимацией, атаки врагов не блещут разнообразием, а сами главы представляют собой набор слабо связанных между собой уровней. Однако игра по-прежнему способна увлечь и доставить удовольствие. Наблюдать за уровнями и дизайном монстров всё ещё интересно, а перестрелки отлично помогают расслабиться после рабочего дня. Всем любителям бумер-шутеров однозначно стоит познакомиться с Painkiller, но ждать проработки уровня Serious Sam: The First Encounter точно не стоит.
Какой могла быть Painkiller
Изначально Painkiller отличалась от финального видения, однако разработчики адаптировали свои идеи под реалии чистилища и переработанный сюжет.
Источник: People Can Fly
Предатели страдают на девятом круге ада. Можно ли отнести к иудам первоначальную задумку Painkiller? Пусть каждый примет собственное решение, взглянув на первые идеи разработчиков — абсолютно иных концепций сюжета и даже главного героя.
Та игра, что увидела свет в 2004 году — вовсе не та Painkiller, что была задумана изначально. Идея геймплея не менялась — в People Can Fly хотели сделать зубодробительный шутер, благо фанатов жанра в студии нашлось предостаточно. Однако история должна была крутиться вокруг Оскара Эрреры — наёмного убийцы в довольно клишированном образе с солнцезащитными очками и в эпатажной куртке. Этот показательно крутой чувак, чьим источником вдохновения стали персонажи из фильма «От заката до рассвета», должен был добыть древний артефакт, но в итоге оказался втянут в войну демонических кланов.
В первоначальном образе главного героя можно узнать элементы персонажей из классических боевиков: очки, небольшая бородка и броский пиджак.
Источник: People Can Fly
Что же помешало реализовать первоначальную задумку? Издатель DreamCatcher Interactive захотел сделать историю «попроще» — обязал разработчиков переработать сюжет, а в качестве пряника подсыпал деньжат и вдвое увеличил бюджет Painkiller (2004). Несмотря на резкую смену сценария, разработчикам не пришлось переделывать уровни: уже созданные «земные» локации удалось обыграть как различные зоны чистилища, которое и стало главным местом событий в новой версии истории.
Изначально сюжет планировалось подавать в виде комиксов — прямо как в Max Payne. От этой идеи сперва отказались, решив сосредоточиться на игровом процессе, однако увеличенный бюджет позволил добавить полноценные кат-сцены. Увы, в последующих продолжениях от проработанных роликов отказались.
И, вероятно, все эти изменения пошли игре только на пользу: история Дэниела и его стремления попасть в рай к жене ощущается свежее, чем приключения очередного юморного «бэдбоя». Однако корни изначальной концепции можно проследить и в финальной версии — в аду и раю есть свои начальники и предатели, а также существа, жаждущие власти и контроля. Это, к слову, нашло отражение и в названии порта на Xbox — он получил подзаголовок Hell Wars.
Продолжения Painkiller
Дэниелу Гарнеру нашли замену другими персонажами для дополнений, хотя позднее он вернулся в серию.
Источник: видеоигра Painkiller (2004)
Чревоугодие — порок, за который грешников ждёт наказание на третьем круге ада. К сожалению, с серией Painkiller тоже обошлись «прожорливо» — на классическом и устаревшем движке выпустили несколько самостоятельных дополнений, которые так и не смогли превзойти оригинал. А ведь потраченные деньги можно было вложить в полноценное продолжение.
Мы переходим к той странице истории Painkiller, которая в своё время у многих вызывала смех. Дело в том, что для первой части выпустили несколько самостоятельных дополнений. Если в первые пару раз поклонники получили неплохие наборы уровней, позволяющие продлить удовольствие, то затем аддоны стали походить на настоящее издевательство. Уровни получались огромными и скучными из-за сотен монстров, некоторых из которых ещё нужно было умудриться найти — они то застревали в коридорах, то просто не могли обнаружить путь до игрока.
Но начнём с позитивной ноты. Уже через несколько месяцев после релиза Painkiller оригинальные разработчики из People Can Fly выпустили дополнение Painkiller: Battle out of Hell, которое сейчас входит в состав Painkiller: Black Edition — единственного издания игры, доступного на цифровых площадках. Аддон не принёс в игру ничего кардинально нового, но сохранил подход с уникальными уровнями. Многим запомнился Ленинград времён Великой Отечественной войны, где нужно сражаться с зомбированными фашистскими солдатами под гимн СССР. Пачка новых карт таро, пара видов оружия и продолжение истории Дэниела — всё это сделало «Битву за пределами ада» неотъемлемой частью оригинальной Painkiller (2004).
Если к геймдизайну уровней из разных DLC ещё могут быть вопросы, то их концепция практически всегда оставалась необычной для шутеров и отправляла игроков в атмосферные локации.
Источник: видеоигра Painkiller (2004)
А вот все последующие самостоятельные дополнения, формально являвшиеся отдельными играми, едва ли достойны внимания. Их разрабатывала уже не People Can Fly, а несколько разных студий, в чьих портфолио сложно найти что-то примечательное. Хотя Mindware Studios, ответственная за второе DLC для Painkiller, в 2009 году выпустила Dreamkiller. Шутер был создан под руководством одного из ветеранов People Can Fly и получил низкие оценки, но выделялся необычной концепцией: главная героиня-психолог путешествует по сознанию пациентов и сражается с их потаёнными демонами. Но давайте сосредоточимся именно на Painkiller.
Painkiller: Overdose вышла в 2007 году и предлагала взять на себя роль падшего ангела Белиала, а не знакомого по оригиналу Дэниела Гарнера. Новый главный герой встаёт на путь мести демонам, которые на тысячелетия заточили Белиала. В момент выхода «Передозировку» встретили неоднозначно — игру критиковали за устаревшую графику и проблемы с балансом. Однако на фоне последующих «продолжений» Painkiller: Overdose всё ещё ощущается сносно: на месте пачка из 17 уровней, продолжающих традицию помещать игроков в самые неожиданные локации, а также новая пушка и несколько видов противников. До оригинала шутер явно не дотягивает, но способен заинтересовать тех, кому не хватило приключений Дэниела.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
На самом деле смена главного героя проявляет себя лишь в сюжете — геймплейно все воины в чистилище соответствуют Дэниелу .
Источник: видеоигра Painkiller: Resurrection
Следующий аддон — Painkiller: Resurrection — вышел в 2009 году и вновь сменил разработчика: на этот раз им стала студия Homegrown Games, состоящая из моддеров оригинальной игры. Описание звучит сочно: главным героем стал наёмный убийца Билл, который подорвался на собственной бомбе во время попытки устранить главу картеля. Однако под волну попал и автобус с невинными людьми, из-за чего Билл оказался в чистилище. Кампания интересна наличием нескольких концовок, открывающихся в зависимости от уровня сложности, а также набором уровней с необычной концепцией — например, город с районами из разных эпох или архипелаг мелких островков в море — и даже самой мощной пушкой в истории серии.
Но есть загвоздка: Painkiller: Resurrection полна багов и долгих загрузок, а на уровнях легко обнаружить «дыры» в геометрии, позволяющие провалиться под карту, и прочие технические проблемы. В целом геймдизайн оставляет желать лучшего: локации выглядят интересно, но пусты и страдают от гигантизма, а найти верный проход или последних оставшихся врагов бывает непросто. Увы, аддон Painkiller: Redemption от тех же разработчиков снова оказался проблемным. На этот раз уровни, в большинстве своём, представляют собой компактные арены, где предлагается отстреливать сотни монстров, появляющихся волнами. Скучно и неоригинально — ситуацию не спасает даже возвращение в сюжет Дэниела Гарнера.
Графика в дополнениях для Painkiller никогда не выходила на новый уровень, из-за чего эти самостоятельные игры смотрелись тухло на фоне актуальных релизов.
Источник: видеоигра Painkiller: Recurring Evil
Пришла пора покончить с дополнениями — в феврале 2012 года свет увидела Painkiller: Recurring Evil. На этот раз разработкой занялась команда Med-Art, у которой, как и у предшественников, не получилось приблизиться к уровню оригинала. Зато удалось найти чувство меры: число противников сократилось по сравнению с двумя предыдущими дополнениями, а уровни перестали быть чрезмерно большими или, наоборот, слишком маленькими. Найти выход из них несложно, а прохождение займёт всего несколько часов — фанаты серии вполне смогут получить удовольствие. Только вот выпускать подобную игру спустя восемь лет после оригинала было кощунством: графика безнадёжно устарела, а серьёзных нововведений не появилось вовсе.
Отметим, что у серии также есть мобильное ответвление под названием Painkiller: Purgatory HD. Оно вышло в 2010 году и не может похвастаться ничем примечательным. Главная цель — выполнять незамысловатые достижения по убийству врагов, прохождению без урона и так далее. Делать это придётся на единственной доступной локации в виде собора, причём с отвратной графикой и ограниченным числом оружия — в игре есть лишь две пушки. Стан противников также поредел, хотя в финале игроков ждёт босс, что хоть как-то спасает ситуацию.
Ремейк Painkiller
Ремейк Painkiller смог передать классическую атмосферу и узнаваемые дизайны, однако к наполнению контентом и сюжету есть множество вопросов.
Источник: видеоигра Painkiller: Hell & Damnation
Отправимся на шестой адский круг — место, где обитают еретики и лжецы. Подходящее место для Painkiller: Hell & Damnation, которая была призвана возродить оригинал в новом виде и с современными на момент выхода технологиями. Однако разработчиками были допущены серьёзные ошибки, из-за которых ремейк так и не смог полюбиться давним фанатам.
Единственной частью серии, выбившейся за рамки своего устаревшего движка, стала Painkiller: Hell & Damnation. Её выпустила студия The Farm 51 — основанная выходцами из People Can Fly команда, ныне известная по дилогии Chernobylite. Формально игру можно назвать ремейком оригинальной Painkiller: с помощью новых технологий были пересобраны 18 классических уровней, а также добавлена ещё одна пачка карт, доступных в DLC. Такой способ монетизации вызвал шквал критики, из-за чего многие до сих пор предпочитают именно оригинал.
Однако в Hell & Damnation не просто сменили движок. На старых уровнях разворачивается продолжение сюжета Painkiller: Overdose, которое игнорирует события остальных дополнений. В этот раз Дэниел Гарнер вновь заключает сделку с местным обитателем: герою предстоит собрать семь тысяч душ, чтобы наконец попасть в рай и воссоединиться с женой. Для этого придётся пройтись по знакомым местам чистилища и заполучить в руки Ловец душ — новую пушку, чья дополнительная атака позволяет переманивать монстров на свою сторону.
Финал Painkiller: Hell & Damnation намекал на то, что игрокам стоит ждать продолжения. Однако его так и не случилось — вероятно, из-за критики со стороны профильной прессы и низких продаж. Новички вряд ли заметят серьёзные проблемы в игре: в ремейке появился кооператив, и играть по сети действительно приятно. Но давние поклонники прекрасно понимают главную беду переосмысления: это довольно ленивая попытка возродить серию, где продолжение сюжета просто «натянули» на знакомые уровни. Сейчас у шутера в целом положительные пользовательские отзывы в Steam — за сущие копейки можно снова пробежаться по любимым локациям с обновлённой графикой, а поддержка мастерской Steam с фанатскими модификациями лишь добавляет интереса.
Фишкой Hell & Damnation стал кооперативный режим, в котором можно устраивать мочилово вместе с другом.
Источник: видеоигра Painkiller: Hell & Damnation
Именно на Painkiller: Hell & Damnation история серии могла бы завершиться. Многие и вовсе не надеялись на какое-либо возрождение, в том числе из-за того, что оригинальных разработчиков разбросало по разным студиям. Однако несколько лет назад произошёл неожиданный анонс…
Перезапуск Painkiller
Долгое время деталей о перезапуске практически не было, но его направленность на кооператив и отсутствие Дэниела стало неожиданностью для многих фанатов.
Источник: видеоигра Painkiller (2025)
Первый круг ада. Некрещёные души, за которыми не стоят грехи и пороки. Почему сюда попал перезапуск Painkiller, выходящий в октябре 2025 года? Вероятно, всё дело в пересмотренной концепции и игроках, которые отказываются принимать новое направление серии. А значит, они могут неосознанно вырыть могилу для её будущих частей.
Перезапуск Painkiller (2025) был анонсирован в далёком 2021 году — тогда показали лишь логотип будущего шутера. А затем разработчики из Saber Interactive решили хранить молчание, которое затянулось вплоть до марта 2025 года. Именно тогда состоялся повторный анонс игры — с дебютным трейлером и первыми кадрами геймплея. Тогда же выяснилось, что созданием проекта занимается польская Anshar Studios при непосредственном участии Saber. Новинка выйдет уже 21 октября на PC, PlayStation 5 и Xbox Series X|S — и она будет серьёзно отличаться от оригинала.
Во-первых, игровой процесс рассчитан на кооператив из трёх человек — даже в одиночном режиме предстоит играть бок о бок с ботами. Во-вторых, перед началом нужно выбрать одного из четырёх играбельных персонажей. Инк, Войд, Сол и Рок отличаются не только внешностью, но и уникальными способностями, влияющими на характеристики. Многие давние фанаты до сих пор относятся к перезапуску с негативом: ругают излишнюю цветастость и упор на кооперативное прохождение. Однако, если судить по доступным материалам, новинка сохранит ряд ключевых особенностей игры 2004 года.
Пока дизайны монстров и окружения для перезапуска смотрятся не так ярко на фоне оригинала, однако собственный стиль у игры присутствует.
Источник: видеоигра Painkiller (2025)
Местом действия вновь станет чистилище, где герои были заточены из-за неких преступлений против Небес. К счастью, Глас Творца позволит игрокам искупить вину, но для этого предстоит поквитаться с падшим ангелом Азазелем. Поможет в этом арсенал пушек: уже по роликам видно, что стоит ждать возвращение классических оружий, включая коломёт и другие фирменные стволы. Однако на аренах будет гораздо больше возможностей для мобильности. Например, с помощью крюка удастся притягиваться к объектам. А карты таро добавят изюминку в прохождение, как это было в оригинальной Painkiller (2004).
Уже сейчас очевидно, что разработчики новой Painkiller (2025) не собираются слепо копировать формулу первой части — в превью журналистов игру даже сравнили с актуальными частями DOOM. Из современных новшеств есть даже режим рогалика со случайными элементами, в котором игроки смогут улучшать своих персонажей после каждого успешного забега. Также ожидается поддержка новым контентом — в сезонный пропуск обещают добавлять косметические предметы для персонажей. Всё это злит многих старых фанатов, но, вероятно, виноват ностальгический фактор — очень трудно привыкнуть к чему-то новому, особенно на фоне того, что серия Painkiller базировалась исключительно на фундаменте, заложенном в 2004 году.
Будущее Painkiller
Многие старые фанаты принципиально не хотят принимать перезапуск, хотя ключевые разработчики оригинала считают, что серии нужна встряска и обновление.
Источник: видеоигра Painkiller (2025)
Завершим наше приключение не в аду, а в чистилище. Ведь именно в нём пребывает серия Painkiller — с одной стороны у неё есть потенциал привлечь новую аудиторию и старых поклонников. А с другой — слишком много воды утекло, поэтому о каком-либо возрождении на долгие годы сможет сказать лишь перезапуск. А говорить придётся числами проданных копий и интересом игроков.
Serious Sam: The First Encounter, Shadow Warrior, естественно современные части DOOM, а также многочисленные бумер-шутеры за авторством независимых разработчиков — всё это говорит о том, что у игроков есть интерес к жанру. Да и с чего бы ему не быть? Концепция битв против армий монстров никогда не устареет, потому что использует простейшие, но эффективные механизмы — это «игры» в самом прямом смысле, которые позволяют расслабиться с клавиатурой и мышью или контроллером в руках. Но найдётся ли в этой идиллии место для Painkiller?
Куча монстров, брутальные пушки, заполонившие чистилище реки крови — ну чем не Painkiller?
Источник: видеоигра Painkiller (2025)
Ответом на вопрос станут лишь успехи перезапуска. В сети действительно можно услышать много негатива в адрес новой части Painkiller (2025), но при этом шутер всё равно остаётся ожидаемым. Если проект сумеет привлечь аудиторию, его наверняка ждёт обширная поддержка новым контентом — как это было с World War Z (2019) и Warhammer 40,000: Space Marine 2. Невооружённым взглядом заметно, что авторы Painkiller полагаются на успешный опыт Saber Interactive. А нам же остаётся лишь пожелать разработчикам удачи.
Painkiller стала яркой искрой, которая быстро потухла, но запомнилась тысячам игроков по всему миру. Доказательств этому полно: от попыток реанимировать оригинальную игру с помощью трассировки лучей до многочисленных фанатских кампаний. Хочется верить, что перезапуск возгорится яркой звездой, неожиданно появившейся на небе мясных шутеров и способной порадовать как старых поклонников, так и привлечь совершенно новое поколение игроков.
На курорте «Игора» 18 октября состоится третий этап «Битвы роботов»Команда из Фрязино разработала гусеничного робота «RedHorn 3»Четвёртый этап чемпионата «Битва роботов» состоится в Международном выставочном центре «Екатеринбург-Экспо»Читать ещё