Продолжаем праздновать день рождения Говарда Филлипса Лавкрафта разговором о настольных играх, вдохновлённых его творчеством. Но на этот раз — с подковёрными интригами, ведь на корабле завелись крысы, и скоро они прогрызут днище.
«Непостижимое» — необычная настолка из линейки Fantasy Flight Games («Ужас Аркхэма», «Древний Ужас», «Особняки безумия»). Это полукооперативная игра с механикой скрытых ролей: среди игроков будет предатель, и, скорее всего, даже не один. Она является ремейком Battlestar Galactica: The Board Game, созданной Кори Коничкой. Оригинал опирался на сюжет сериала: любой член экипажа мог оказаться сайлоном, жаждущим гибели человечества. Перенеся механику в лавкрафтовский сеттинг, авторы посадили героев на пароход «Атлантика», атакованный глубоководными во главе с Отцом Дагоном и Матерью Гидрой.
Сайлонов заменили гибриды — люди, почувствовавшие «зов моря» и подчинившиеся Монархам из глубин. А на десерт для игроков приготовили и роль культиста — ведь без этих ребят в капюшонах не обходится ни одна игра по Мифам Ктулху. Гибриды и культисты, поначалу стараясь не выдать себя, наводят шороху в и без того неспокойной обстановке: под вой монстров, шум шторма и грохот двигателя, который в любой момент может отказать.
Погружаемся подробнее в настольную игру в нашем обзоре.
Часть команды — часть корабля
Источник: настольная игра «Непостижимое»
Игровой процесс здесь заметнее всего отличается от других настолок из аркхэмской серии, и дело не только во внедрении скрытых ролей. Задача игроков состоит не в предотвращении „конца света“ (Дагон всё же помельче иных лавкрафтовских сущностей), а в банальном выживании. Нужно лишь добраться до порта и при этом не допустить трёх исходов: захвата судна глубоководными (это случается, когда заканчиваются их миниатюры), поломки „Атлантики“ (корабль идёт ко дну, если все жизненно важные отсеки повреждены) или падения одного из ресурсов до нуля. А ресурсов хватает: придётся следить за топливом, припасами, количеством выживших (в игре — „душ“) и, конечно, рассудком. В „Непостижимом“ у персонажей нет собственных параметров здоровья и рассудка: получившие урон герои отправляются в лазарет со штрафом на получение карт, а страх и ужасы отражаются на команде в целом.
Структура хода тоже может показаться непривычной. Хорошая новость: за одно действие можно переместиться не только в соседнюю, но и вообще в любую локацию. Но на этом хорошие новости заканчиваются. Ведь за один ход действия совершает не вся группа по очереди, а только один ведущий. А значит, после фазы действий каждого персонажа активируются глубоководные и зачитываются неприятности из колоды Мифа.
Источник: настольная игра «Непостижимое»
Вариантов действий немного: мы перемещаемся, атакуем врагов и спасаем пассажиров, что то и дело вылезают на палубу вместо того, чтобы забиться под койку в своей каюте. Если их жетоны вовремя не убрать, можно всего за одну фазу мифа лишиться всех душ и уйти в морскую пучину на радость древнему злу. Игроки также могут выполнять особые действия со своих карт и внутренних отсеков корабля: получать новые ценные вещи, запирать в карцер подозрительных „любителей моря“ или продвигать треки путешествия и ритуала. Первый приближает прибытие в Бостон и победу, второй позволяет изгнать всех монстров, не проникших внутрь корабля. В таком случае лучше и самим покинуть палубу, чтобы не загреметь в лазарет, ведь добирать всего одну карту вместо пяти вряд ли кому-то понравится.
Гидру и Дагона в бою достать не удастся — на них действует только ритуал. А вот мелких рыболюдей, если повезёт, можно выкашивать за милую душу. Атаки проходят броском одного восьмигранного кубика, причём в бою и глубоководные совершают проверку — что нетипично для аркхэмской серии, где враги обычно лишь наносят урон. И если среди навыков есть Сила, из колоды можно вытянуть карту с комбо-атакой, позволяющей за одно действие убрать с корабля сразу четырёх противников.
Источник: настольная игра «Непостижимое»
«Непостижимое» — это настолка, в которой фраза «ничего не происходит» оказывается лучшим исходом события, который вы можете прочитать на карточке. Бывают, конечно, и проблески надежды, когда эффект позволяет увеличить ресурсы, но чаще вас будут нещадно терзать когтями, попутно крушa казённое имущество. Хотя есть ощущение, что больше неприятностей доставляют не мерзкие твари из Пучины, а пассажиры «Атлантики»: пока вокруг бушует неописуемый ужас и всех хотят сожрать, эти ребята вечно недовольны — то их переселили из первого класса к простолюдинам, то кормят недостаточно хорошо. Может, всё дело в отсутствии среди персонажей корабельного кока? Видимо, его выбросили за борт ещё до начала игры.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Противостоять буйным монстрам вы будете с помощью совместных проверок, и они, на удивление, куда меньше зависят от рандома, чем в «Аркхэме». В начале хода игрок получает карточки навыков, которые можно использовать как действия или чтобы помочь (а иногда и помешать) другим игрокам. Но их основное предназначение — участие в проверках. Каждый кризис из колоды Мифа имеет целевое число и список навыков, карты которых дают положительный эффект. Если же в проверку Знания и Воли подмешать карты Силы, то они будут снижать общий результат. Внести хаос способны как скрытые предатели, так и специальная колода случайностей: две её карты добавляются к любой проверке.
Я водяной, я водяной — никто не водится со мной
Источник: настольная игра «Непостижимое»
Игра за предателя устроена следующим образом: в начале партии вы, скорее всего, будете действовать скрытно, периодически мешая остальным преодолевать кризисы и аккуратно переводя стрелки на кого-нибудь другого. Можно просидеть так до самого конца или раскрыть свою тайную сущность: в таком случае вам станут доступны карты Коварства, которые всегда негативно влияют на проверки и позволяют гадить игрокам в свой ход, вы сможете атаковать игроков и пассажиров (но за это точно последует ответка), а ещё глубоководные больше не будут вас беспокоить. Игроки, в свою очередь, будут стараться посадить вас в карцер — это единственная локация, которая сильно ограничивает вас в возможностях. Раскрыть предателя — как, например, в настолке по фильму «Нечто» — здесь не получится, поэтому без саморазоблачения велик риск упечь в карцер не того и тем самым помочь Гибриду. Впрочем, посадка за решётку также требует общей проверки, в которой участвует и сам подозреваемый. И тут всё же закралась ещё одна (последняя) хорошая новость: поскольку карты ролей раздаются дважды за партию — в начале и по прибытии в середину пути, — в первой половине предателей может не быть вовсе, поэтому попробуйте насладиться этим небольшим промежутком временной кооперации.
Источник: настольная игра «Непостижимое»
«Непостижимое» подстёгивает игроков к недоверию и противостоянию. В играх от FFG обычно нельзя напрямую называть, какие карты и возможности у вас есть, и это хорошо влияет на атмосферу таинственности. Но здесь количество открытой информации снижено до минимума: остальным участникам известны только ваша постоянная способность и карты вещей. Если вы ещё недостаточно изучили игру и не помните нюансы своего персонажа, внимательный Гибрид в нужное время «забудет» напомнить вам, что прямо сейчас жизненно необходимо убрать с палубы скопление пассажиров (за один ход это может сделать только Капитан) или спасти из лазарета побитого глубоководным союзника. А потом аккуратно подкинет в важную проверку пару сильных минусов, злорадствуя про себя с лицом ангелочка. Может, ещё и в карцер убедит отправить именно вас. Впрочем, здесь всё зависит от компании: кто-то играет агрессивно, а в некоторых партиях вообще может не возникнуть весомых подозрений.
Источник: настольная игра «Непостижимое»
«Непостижимое» выделяется среди игр на социальную дедукцию тем, что к «мафиозной» основе накручена высокая кризисность и необходимость работать в режиме многозадачности. Иногда поиск предателя приходится отложить, чтобы немного повысить свои шансы на выживание, и в эти же моменты Гибрид и Культист могут совершить просчёт. Для полного погружения настолка требует немного наигрыша, из-за чего в первых партиях предателям может быть проще прийти к победе — на корабле и без них достаточно опасностей и потерь. Но и освоиться с геймплеем будет проще, чем в «Ужасе Аркхэма». Здесь меньше нюансов и более доступные правила, настолку смело можно отнести к средней сложности и попробовать в качестве гейтвея перед более мудрёными лавкрафтовскими проектами. Многие настольщики оценят и эмоциональную составляющую, и камерность именно этой игры — согласитесь, не всегда есть намерение спасти мир, иногда хочется старого доброго инсмутского обряда во славу Отца Дагона.
«SOLARBOT» представила Phoenix для чемпионата «Битва роботов»В КВЦ «Патриот» пройдет второй этап международной «Битвы роботов»Железный «Гусь»: новая разработка от команды «Concrete mixer»Читать ещё