Содержание
В начале 2025 года администрация Дональда Трампа объявила о введении новых импортных тарифов на продукцию из десятков стран, включая Китай, Японию, Вьетнам и Южную Корею. Эти меры стали частью более широкой экономической стратегии, направленной на защиту американской промышленности и сокращение торгового дефицита. Однако под удар попали не только промышленные товары и автомобили — под угрозой серьёзных последствий оказалась и индустрия видеоигр.
Видеоигры — это глобальный бизнес с производственными цепочками, охватывающими весь мир. Консоли и комплектующие собираются преимущественно в Азии, распространяются по всему миру, а игры и софт для них продаются в цифровом и физическом виде. Теперь, когда на пересечение каждой границы накладывается дополнительная пошлина, в дело вступает экономика. И последствия для игроманов могут оказаться непредсказуемыми.
Разбираемся, как именно новые пошлины уже успели повлиять на индустрию, чего ожидать в будущем и почему это касается не только геймеров в США.
Что за тарифы?
Тарифы — это налоги на ввоз товаров из других стран, которые государство использует для регулирования внешнеэкономической политики. В классическом виде они призваны сделать импорт менее конкурентоспособным, поддержать внутреннее производство и защитить местных производителей.
Однако в случае «тарифов Трампа» пошлины стали также инструментом внешней политики. Белый дом использует их не только для экономической защиты, но и как рычаг давления в переговорах по вопросам безопасности, миграции и торговли.
Дополнительная цель — возвращение производства на территорию Штатов. Пошлины должны подтолкнуть корпорации перенести фабрики из стран с дешёвой рабочей силой обратно в Америку и способствовать созданию новых рабочих мест.
Как тарифы уже повлияли на индустрию?
После объявления новой волны тарифов игровая индустрия оказалась в числе наиболее уязвимых секторов экономики. Так как пошлины были направлены прежде всего против Китая и ряда азиатских стран, откуда поступают комплектующие для консолей и аксессуаров, это сразу привело к росту издержек, задержкам релизов и изменению логистики.
Одним из первых заметных шагов стало решение Nintendo отложить старт предзаказов консоли Switch 2 в США, запланированный на 9 апреля 2025 года. Причиной стали пошлины до 145% на электронику из Китая и 46% — из Вьетнама. По заявлению компании, перенос был необходим для оценки влияния торговых мер на цену и поставки. При этом в Европе и Японии предзаказы стартовали по графику.
В США они всё же открылись 24 апреля, и даже сохранили ранее заявленную цену – $449,99. Однако Nintendo повысила стоимость аксессуаров и предупредила о возможном дальнейшем подорожании.
Схожие шаги предприняли Razer и Framework (прим. технологические компании, производящие ноутбуки и периферию, ориентированную на геймеров). Razer временно убрала с американского сайта игровые ноутбуки Blade 16 и Blade 18, сославшись на невозможность сохранять рентабельность. Framework сняла с продажи Laptop 13, пояснив, что пошлины в 10% делают их убыточными. Интересно, что если Razer предпочла не комментировать свои действия, то Framework в открытую объяснила ситуацию пользователям, а к концу апреля и вовсе вернула продукцию в продажу, не изменяя цену на товары со складских остатков.
Также была реакция и от компании Sony, которая на фоне неопределённости подняла цены на цифровую версию PlayStation 5 в Европе и Австралии на 20–25%.
Китайские бренды вроде 8BitDo и Anbernic (прим. производители игровых контроллеров и ретро-консолей) приостановили поставки в США: 145%-ная пошлина делала бюджетные устройства нерентабельными.
Особенно пострадали малые студии и бренды: производитель настольных игр Stonemaier Games заявил, что теперь за $10 затрат в Китае платит $14,5 пошлины, и вместе с другими компаниями подал иск против правительства США.
Отраслевая ассоциация ESA, представляющая крупнейших игроков рынка, таких как Ubisoft, EA, Activision Blizzard, Capcom, Square Enix, предупредила о «губительном» влиянии тарифов. Представитель ассоциации Обри Куинн отметила, что проблема затрагивает не только консоли, но и саму доступность игр для миллионов американских семей, а также стабильность сотен студий и издателей. ESA ведёт диалог с властями, пытаясь добиться пересмотра тарифной классификации для игровых устройств.
Физические носители (диски и картриджи) наиболее уязвимы к пошлинам. Их производство и логистика завязаны на международных цепочках поставок, и любой рост издержек автоматически отражается на цене. Напротив, цифровая дистрибуция пошлинами не облагается, и на фоне удорожания «физики» получает новые преимущества. Аналитики считают, что новые тарифы ускорят полный переход к цифре. Однако часть экспертов отмечает, что моментального скачка не произойдёт: до 64% владельцев консолей в США по-прежнему предпочитают физические копии — из-за привычек, возможности перепродажи и ограниченного объема памяти на устройствах. Но в долгосрочной перспективе — особенно при повторных волнениях цен — цифра будет усиливаться.
Удар по «железу» и носителям не остался без последствий и для самой разработки игр, вынуждая некоторые малые студии и бренды приостанавливать проекты или сокращать персонал из-за невозможности поддерживать производство. В целом, тарифы усугубили и без того сложную ситуацию: индустрия переживает волну консолидаций, массовых увольнений и растущих рисков. Новые пошлины добавляют к этому ещё один фактор нестабильности, и пока отрасль лишь начинает адаптацию: с осторожностью в релизах, ставкой на цифровую экономику и надеждой, что тарифная политика изменится.
Не менее важным сигналом стали резкие колебания на фондовом рынке. В начале апреля акции Nintendo упали на 7,85%, а Sony — более чем на 10%. Инвесторы отреагировали на риск роста издержек, срыва поставок и замедления продаж на ключевом рынке — в США.
Однако уже в середине апреля произошло частичное восстановление. После объявления 90-дневной отсрочки действия части тарифов администрацией Трампа, акции Nintendo выросли почти на 12% за день, частично отыграв потери. Бумаги Sony также стабилизировались. Несмотря на это, эксперты предупреждают: если конфликт не будет разрешён в ближайшие месяцы, следующая волна может привести к ещё более глубокой просадке и снижению инвестиций в новые игровые проекты.
А что за пределами США?
Крупнейшие издатели видеоигр, начиная с японских компаний и заканчивая европейскими, сразу ощутили нервозность рынков и потенциальные риски для бизнеса. В первые дни после объявления тарифов акции японских игровых гигантов резко пошли вниз. Например, 7 апреля котировки Capcom упали на 6,6%, Bandai Namco – на 7,4%, Square Enix – на 5,6%. Такое падение отражает обеспокоенность инвесторов: даже чисто софтверные издатели типа Square Enix не застрахованы, ведь тарифы на физические товары имеют «цепной эффект» на всю экосистему – дорожает выпуск дисков, коллекционных изданий, мерчандайзинг, да и покупательная способность геймеров снижается. Это во многом объясняется тем фактом, что США остаются крупнейшим рынком видеоигр (в 2024 г. американцы потратили ~$46 млрд, для сравнения Япония – $16 млрд), поэтому сокращение спроса в США болезненно бьёт по выручке международных издателей.
За бортом пошлин не остались и европейские издатели игр. Например, акции французской Ubisoft 7 апреля упали почти на 8%, опустив рыночную капитализацию компании до уровня 2013 года. Руководство Ubisoft рассчитывало на рост акций после сделки с Tencent, однако эффект от неё быстро сошёл на нет – сначала из-за судебных разбирательств акционеров по этой сделке, а затем из-за американских тарифов на товары из Евросоюза. Польская CD Projekt и шведская Embracer Group столкнулись с аналогичным давлением на стоимость акций и осторожно оценивают риски тарифов для своего бизнеса (особенно учитывая, что у Embracer есть подразделения по производству настольных игр, сильно зависящие от китайских поставок). Европейские компании пока не сообщали о переносах релизов напрямую из-за тарифов, но общий негативный фон уже отразился на финансовых прогнозах.
Наибольший удар пришёлся на китайские игровые корпорации. Акции гигантов Tencent и NetEase рухнули, соответственно, на 12,54% и 17,91% всего за сутки после объявления тарифов. Падение ускорилось еще и из-за ответных мер Пекина: Китай ввёл зеркальные 34%-ные тарифы на весь импорт из США. Таким образом торговая война ударила по китайским компаниям с двух сторон. В целом китайский игровой бизнес столкнулся с резким удорожанием производства и экспорта. Даже глобальные лидеры вроде Tencent не застрахованы: хотя их основная выручка генерируется на внутреннем и азиатском рынках, падение акций отражает опасения инвесторов насчёт долгосрочного влияния тарифов и ответных санкций Китая.
Аналогичные проблемы испытали рынки Южной Кореи, Канады, Австралии. Даже при отсутствии прямых пошлин в некоторых странах общая турбулентность вызвала рост издержек и перебои в поставках комплектующих для игровых ПК.
А что насчёт России?
Новые тарифы Трампа ввели единый базовый сбор 10% на импорт в США из большинства стран, однако Россия в этих списках не значится. Торговля США и РФ крайне мала (около $3,5 млрд в 2024 г.), и российский экспорт в США в основном приходится на удобрения, ядерное топливо и металлы. В связи с этим прямого удара по российским разработчикам или издателям пошлины не наносят, и прямых официальных заявлений от российских студий или ассоциаций по этому поводу не поступало.
Тем не менее, последствия глобального характера ощущаются и в РФ. Хотя приём предзаказов на уже упомянутый Switch 2 стартовал в срок, а поставки PS5 и Xbox Series X/S продолжаются, эксперты все же прогнозируют рост цен на импортную технику — до 30%, особенно в сегменте премиальных смартфонов, игровых консолей и ноутбуков. Основные причины: подорожание компонентов, ослабление рубля и удорожание логистики. Помимо этого, аналитики отмечают, что на фоне роста цен в США все та же Nintendo может поднять стоимость консоли и в других регионах, чтобы не делать ее заметно дешевле на других рынках, а также компенсировать часть потерянной прибыли. Того же можно ожидать и от других крупных производителей.
В целом же на внутреннем рынке России конечные цены на консоли и игры задают валютный курс и наличие официального импорта: на эти факторы пошлины США влияют косвенно через мировую экономику, но основное давление оказывают рублёвая инфляция и текущая покупательная способность населения.
Кроме того, импортные пошлины США не затрагивают напрямую цифровые игры и сервисы. Цены в онлайн‑магазинах формируются на основе региональной ценовой политики издателей и текущего курса рубля, а геоблокировки и ограничения цифрового контента в России связаны с санкциями и политикой платформ и не меняются из‑за торговых тарифов США. Таким образом, пошлины Трампа не повлияли на доступность или ценообразование уже вышедших цифровых игр в российском сегменте Интернета.
Что будет дальше?
Сегодняшняя тарифная политика США напоминает качели. Ввод пошлин, затем их временная отмена, обещания жёстких мер, а следом — послабления. В таких условиях строить внятные прогнозы затруднительно. Даже компании, которые первыми отреагировали на угрозу, среди которых Nintendo, Razer, Framework, либо пересмотрели решения, либо отказались от повышения цен. На сегодняшний день индустрия действует осторожно, стараясь минимизировать потери и не принимать необратимых решений.
Российских игроков вся эта ситуация затрагивает скорее через «эффект домино»: рост цен на железо, нестабильность поставок, изменения в глобальной логистике. Однако в условиях глобального рынка и тесных логистических связей даже косвенное влияние может со временем усилиться.
А что думаете вы? Делитесь в комментариях!
N0tail возвращается: OG начинает путь к The International с новым составомРобототехники из Москвы создали робот-сыр для участия в «Битве роботов»Vitality установили рекорд в современном Counter-Strike!Читать ещё