Содержание
Серия Far Cry — одна из главных франшиз Ubisoft наравне с Assassinʼs Creed. За более чем двадцатилетнюю историю шутеры привлекли к себе свыше 90 миллионов игроков и показали стандарты качества как по части стрельбы и захватывающего сюжета, так и с точки зрения открытого мира. Сейчас в мире Far Cry наблюдается затишье, но французский издатель явно не собирается отказываться от своего локомотива: по слухам, новая часть может выйти в ближайшие годы. А значит, самое время вспомнить, как зародилась серия Far Cry, когда она пережила свою золотую эпоху — и как столкнулась со стагнацией. Хватаем пушку, высаживаемся на диком острове — и вперёд знакомиться с легендарными шутерами!
Зарождение Far Cry — эпоха динозавров и смена концепции
Франшиза Far Cry сегодня прочно ассоциируется с Ubisoft, но изначально идея принадлежала Crytek — той самой студии, что позже прославилась Crysis и сейчас активно развивает Hunt: Showdown 1896. Изначально разработчики вовсе не собирались делать игру — они лишь демонстрировали техническое мастерство в демоверсии под названием X–Isle: Dinosaur Island. Созданный в 2001 году фрагмент показывал концепт острова, населённого динозаврами, которых возродила загадочная инопланетная раса. Демка впечатляла технологиями, и Crytek решила развить идею в полноценную игру.
Ей и стала Far Cry, вышедшая в 2004 году под издательством Ubisoft. Изначальный замысел подвергся серьёзной переработке: пришельцев и динозавров отодвинули на второй план, а в центре внимания оказались злые наёмники и лаборатории по созданию жутких мутантов. Главный герой Джек Карвер, бывший спецназовец, ищет пропавшую журналистку. В ходе приключения ему предстоит пережить не только перестрелки с вражескими киллерами, но и столкнуться с монстрами — плодами генной инженерии. Местами Far Cry даже напоминает хоррор.
На момент выхода оригинальная Far Cry выделялась среди конкурентов множеством элементов: отличной графикой, относительной свободой действий с большими и живописными локациями, а также обширными возможностями для создания модификаций. Шарма игре добавляли возможность использовать транспорт и даже неуклюжий стелс. Многие игроки по сей день считают первую часть лучшей в серии. Впоследствии она получила несколько консольных версий с дополненным сюжетом и даже ремейк под названием Far Cry Classic. Последний, правда, так и остался эксклюзивом PlayStation 3 и Xbox 360.
В 2006 году пути Crytek и Ubisoft разошлись — последняя выкупила права на серию Far Cry и взяла её под собственное крыло. Именно на этом моменте франшиза поменяла вектор своего развития.
Переход к Ubisoft
Ещё до полного приобретения прав на Far Cry Ubisoft успела разработать консольные версии первой части собственными силами. Успех оригинала и живой интерес игроков привлекли внимание французского издателя, который решил создать полноценную вторую часть — Far Cry 2. Честно говоря, она перевернула изначальную концепцию с ног на голову: никаких монстров и научно-фантастических элементов. На первый план вышла жестокая гражданская война в Африке. Главный герой — один из нескольких наёмников на выбор — прибывает в зону боевых действий, чтобы ликвидировать Шакала, авторитетного торговца оружием.
Увы, вторая часть не смогла сыскать славы среди игроков. На то были субъективные причины: новый шутер полностью оборвал связи с оригинальной Far Cry, лишь сохранив концепцию пребывания в дикой местности с противостоянием враждебной фракции. Но есть и ряд моментов, которые действительно делают Far Cry 2 едва ли не худшей частью серии: тусклая коричневая гамма, проблемы с балансом и чрезмерным количеством противников, немой главный герой и надоедливые механики, вроде малярии и заклинившего оружия. Всё это убило аркадность, а спасти ситуацию не смогли даже положительные нововведения.
К таким можно отнести, например, открытый мир — в нём можно проходить сюжетные миссии, выполнять побочные активности, собирать коллекционные предметы, зачищать аванпосты и просто наслаждаться природой. А физика в Far Cry 2 до сих пор считается одной из лучших в серии: деревья и кусты реалистично ломаются и сгорают в огне. Кроме того, именно вторая часть ознаменовала переход на движок Dunia Engine, который позволил реализовать проработанную анимацию и детализированную графику. Обновлённые версии движка использовались в серии вплоть до шестой — последней на данный момент — части.
На момент выхода в 2008 году Far Cry 2 получила в основном положительные отзывы критиков, но перезапуск всё же оказался не самым удачным. К счастью, Ubisoft решила это исправить и выпустила третью часть.
«Безумная» эпоха Far Cry
В конце 2012 года состоялся релиз Far Cry 3. О ней, без сомнения, наслышан каждый читатель — приключения Джейсона Броди на острове, полном пиратов и поехавших аборигенов, стали знаковыми и во многом задали стандарты для открытого мира и перестрелок. Ubisoft умело объединила ключевые особенности предыдущих игр. Так, из первой части перекочевали живописные острова: по зелёным джунглям приятно бегать в поисках шкур диких зверей, а лазурный горизонт зовёт пронестись по волнам на гидроцикле.
На островах Рук можно было не только любоваться красотами, но и заняться множеством дел: захватывать аванпосты — в лоб или скрытно, взламывать ставшие мемными вышки, охотиться на диких зверей ради шкур для улучшения снаряжения, доставлять лекарства и устранять пиратов в заданиях наёмного убийцы. Но настоящей прелестью Far Cry 3 стала сюжетная часть. Все катсцены, как и геймплей, поданы от первого лица, что усиливает эффект присутствия. А с главным героем — вчерашним тусовщиком, впервые столкнувшимся с насилием, — легко может ассоциировать себя среднестатистический игрок: Джейсон совершает первое убийство, не уверен в себе, но берёт себя в руки ради спасения друзей.
Нельзя забывать и про Вааса Монтенегро — своеобразное «зеркало» Джейсона и главаря пиратов, который страдает от неразделённой любви к сестре и разглагольствует на философские темы. Именно Ваас объяснил, что безумие — это повторение одного и того же действия. Видя успехи Far Cry 3, восторженно встреченной профильной прессой и игроками, в Ubisoft решили пуститься в безумное путешествие по стремительному развитию франшизы.
Уже в апреле 2013 года вышло Far Cry 3: Blood Dragon — самостоятельное дополнение на базе третьей части, действие которого разворачивается в альтернативной вселенной. Солдат Рекс Пауэр Кольт должен спасти постапокалиптический мир, пришедший в упадок после ядерной войны, от свихнувшегося вояки. Формула геймплея осталась прежней, но игроки получили несколько часов новых сюжетных миссий, битвы с неоновыми драконами и множество отсылок к поп-культуре девяностых. Сам главный герой напоминает типичного героя боевика: маскулинный Рекс бросается колкими фразочками, показывает «факи» противникам и при каждом удобном случае совершает подвиги.
В это же время Ubisoft готовила полноценное продолжение — Far Cry 4 увидела свет в 2014 году. На смену островам и бескрайнему океану пришли леса и заснеженные вершины гималайских гор Кирата, однако игровой процесс не изменился: прохождение сюжетных миссий чередуется с уже привычными побочными активностями — захватом аванпостов и вышек. Правда, без некоторых новшеств тоже не обошлось: игроки могут использовать крюк-кошку для скалолазания, ездить на слонах, штурмовать особенно хорошо охраняемые крепости и даже летать на вертолёте.
Сюжет разбил фанатов на два лагеря. Кому-то история третьей части показалась излишне эксцентричной, из-за чего Far Cry 4 выглядел серьёзнее и «взрослее». Другим же приключения повстанцев из Золотого пути, противостоящих харизматичному диктатору Пейгану Мину, не понравились из-за конфликта Амиты и Сабала — лидеров сопротивления с разным, но в обоих случаях нелицеприятным видением будущего Кирата. Однако игра также заслужила и крайне положительные отзывы: формула открытого мира ещё не успела приесться, а изменившийся сеттинг подарил совершенно новые впечатления.
Изюминкой истории как раз стал Пейган Мин, которого трудно назвать привычным антагонистом — он не стремится убить главного героя Аджая Гейла, а пытается переманить его на свою сторону. Сам Аджай попал в заварушку и присоединился к Золотому пути по чистой случайности: изначально он просто хотел развеять прах матери на её родине, поэтому приехал в Кират из США. Двойственность как «злодея», так и лидеров повстанцев привела к возможности сделать несколько важных выборов, которые влияют на финал.
Также для Far Cry 4 подготовили два крупных сюжетных дополнения: «рогалик»-режим с необходимостью сбежать из закрытой зоны за ограниченное время, а также кампанию «Долина Йети», где нужно выживать в условиях затерянной долины и сражаться со снежным человеком. Эти DLC отлично скрасили время поклонников до 2016 года, когда на свет появилась Far Cry Primal. Формально игра не является спин-оффом или самостоятельным дополнением для четвёртой части, но её мир и механики отчасти основаны именно на прошлой главе франшизы.
Правда, увидеть заимствования очень трудно — Primal стала необычным экспериментом и перенесла действие в первобытное прошлое. Главный герой Таккар должен возродить своё племя и выжить на землях Уруса, выдержав конкуренцию с другими людскими сообществами. Никаких огнестрельных пушек тут нет — сражаться приходится холодным оружием, копьями и луками. А на место гранат пришли пчелиные ульи и другое необычное снаряжение. Также Таккар может приручать диких животных — саблезубых тигров, медведей и не только.
Far Cry Primal остаётся уникальной игрой даже за рамками серии — разработчикам из Ubisoft удалось создать интересный и захватывающий геймплей в первобытном сеттинге. Правда, сюжет звёзд с неба не хватает, а персонажи говорят на выдуманном языке, которому чужды красивые обороты и современный стиль речи. В целом же история стала более нелинейной: для получения концовки нужно выполнить ряд заданий от второстепенных персонажей и улучшить ключевые здания в деревне. Главного злодея можно убить даже раньше этого момента, поэтому впечатления от прохождения и поздно полученной «настоящей» концовки могут оказаться смазанными.
Франшизу вновь ждал двухгодовалый перерыв, пока в 2018 году не вышла Far Cry 5. Очередная номерная часть внесла ряд серьёзных изменений в устоявшуюся формулу. Например, на смену диким и отдалённым уголкам планеты пришёл американский штат Монтана, захваченный сектантами. Игроки получили доступ к разнообразному транспорту, включая гоночные машины, а охоте стало уделяться гораздо меньше внимания — теперь шкуры не нужны для прокачки снаряжения. Также пятая часть последовала примеру Primal и сделала сюжет более нелинейным: для перехода к ключевым заданиям нужно захватывать регионы лидеров секты, выполняя довольно посредственные активности.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Отсутствие качественной постановки в большинстве миссий не отпугнуло фанатов — наверняка из-за очередных харизматичных злодеев. Главным из них стал Иосиф Сид, который готовит своих последователей к предстоящему концу света. Пастырь умеет вешать лапшу на уши и кажется вполне безобидным — чего не скажешь о его главных помощниках. Например, Иоанн не чурается жестоких пыток, вояка с посттравматическим синдромом Иаков выжигает людям мозги и делает их управляемыми рабами, а Вера пичкает сектантов дурманом, превращая их в безудержных и жестоких зомби. Со всей этой семейкой предстоит разобраться, последовательно захватывая управляемые ими регионы.
К сожалению, отсутствие линейного сюжета привело к «онемению» главного героя — такого не было со времён второй части. Зато персонажа можно настроить: выбрать пол, внешность и одежду. В итоге Ubisoft удалось освежить серию и даже привлечь новую аудиторию, которой особенно пришлась по вкусу идея сектантского культа с харизматичными лидерами.
Как ни странно, разработчики задумали сделать спин-офф, продолжающий историю именно пятой части. Far Cry New Dawn вышла в 2019 году и явно была вдохновлена актуальными на тот момент частями Assassinʼs Creed — что вызвало массу недовольства среди поклонников. В шутер добавили систему рекомендуемых уровней: их присваивали как заданиям, так и противникам. Игроки могли повышать уровень и в прошлых частях, но тогда это было скорее формальностью, дававшей лишь очки навыков. В New Dawn же прохождение заданий с уровнем выше текущего осложняется более живучими врагами и невозможностью получить мощное оружие на ранних этапах.
В остальном Far Cry New Dawn мало чем отличалась от пятой части — в том числе и картой. Округ Хоуп штата Монтана остался на месте, но пострадал от ядерного удара. Игроку, в роли очередного немого и настраиваемого персонажа, предстояло отбить регион у рейдеров, решивших разграбить местное население на фоне постапокалипсиса. Также нашлось место для появления знакомых персонажей и раскрытия тайн сектантов. А вот новые злодейки — близняшки Микки и Лу — оказались не слишком примечательными по сравнению с прошлыми антагонистами серии.
Добавление рекомендуемых уровней в New Dawn разочаровало поклонников, поэтому они стали всерьёз опасаться за будущее серии. Страхи действительно подтвердились, но всё оказалось не так жутко, как казалось на первый взгляд.
Far Cry 6 — случайный провал или закономерный исход?
Осенью 2021 года состоялся релиз Far Cry 6. Начнём с главного — в игре действительно есть прокачка ранга, который влияет на сложность заданий и доступное снаряжение. Однако разработчики сделали так, что прохождение истории в логичном и рекомендуемом порядке не вызовет проблем с излишней сложностью, а новое оружие будет открываться постепенно, давая больший простор в подборе арсенала. И именно с ним связано одно из самых больших нововведений шестой части в сравнении с прошлыми играми серии.
Теперь игроки могут подбирать различные элементы одежды, влияющие на характеристики — в Far Cry 5 гардероб имел лишь косметическое значение. Снаряжение можно менять прямо в меню, что даёт большой тактический простор: один комплект увеличит урон и подойдёт для штурма вражеских баз, другой — облегчит скрытное проникновение. В остальном Far Cry 6 напоминает прошлые части серии — и «тройку» в частности. Например, вернулись тропические острова: теперь искать приключения предстоит в государстве Яра, которое нужно освободить от жестокого диктатора.
Главный герой Дани Рохас, житель Яры, заимел голос — причём озвучены и мужская, и женская версии персонажа. Новоиспечённый повстанец принимает активное участие в диалогах. А катсцены были выведены на новый кинематографический уровень — в сюжетных роликах игроки видят Дани со стороны. Изначально герой хотел бежать из страны, но смерть друзей заставила его пересмотреть планы и бороться с режимом Антона Кастильо в исполнении Джанкарло Экспозито. Глубины диктатору добавляет сын Диего, который не принимает действий отца и даже пытается покинуть Яру вместе с простыми гражданскими.
Far Cry 6 вряд ли удивит старых игроков своими перестрелками, но стелс — другое дело. Пушку можно убрать в кобуру, чтобы не привлекать лишнего внимания псов режима Кастильо, а при проникновении в запретные зоны приходится следить не только за противниками, но и за камерами видеонаблюдения. В серию перекочевали некоторые механики из Watch Dogs — это стало настоящим глотком свежего воздуха. А ещё в шестой части появилось больше локаций с городской застройкой, что добавило игре вертикальности — необычный опыт для серии Far Cry.
Несмотря на все положительные стороны, Far Cry 6 пришлась по душе далеко не всем. Если профильная пресса в основном критиковала вторичность и использование одних и тех же механик на протяжении почти десятилетия, то игроки разгромили ряд ярких и эксцентричных персонажей — проще говоря, геймеров взбесила «повесточка». Именно с шестой части и начался самый длинный перерыв между релизами новых игр серии — он продолжается до сих пор. Неужели Ubisoft хочет кардинально изменить формулу, как это когда-то произошло с Far Cry 2? Пока остаётся только гадать: о будущем франшизы французская компания давно не высказывалась.
Стоит отметить, что на протяжении всей истории Far Cry пыталась привлечь внимание игроков к многопользовательским режимам. Если в первой и второй частях это были простые PvP-битвы, то Far Cry 3 попыталась стать своеобразной игрой-сервисом. Геймерам была доступна отдельная кооперативная кампания, а также сражения друг против друга в нескольких режимах и изучение фанатских карт, созданных в официальном редакторе уровней. Far Cry 4 лишилась сюжетного кооператива, зато в ней появилась возможность исследовать Кират вместе с другом, а командные бои и пользовательские уровни остались на месте.
Большим шагом вперёд для развития мультиплеера стала Far Cry 5. В ней появился кооперативный режим на двух человек: пара игроков могла вместе пройти всю сюжетную кампанию. В дальнейшем аналогичная возможность появилась в New Dawn и шестой части. Но «пятёрка» смогла выделиться с помощью Far Cry Arcade. Это мультиплеерный режим с обширным встроенным редактором карт (даже на консолях!) и возможностью как сражаться с другими геймерами, так и проходить фанатские задания. К сожалению, чего-то подобного в Far Cry 6 не добавили — там Ubisoft решила сфокусироваться именно на сюжетной кампании.
Far Cry за рамками видеоигр
В первую очередь Far Cry — это серия видеоигр. Но есть во франшизе и несколько произведений в других формах медиа. Самое спорное из них — фильм «Фар Край», вышедший в 2008 году. Он стал адаптацией истории Джека Карвера из первой части, а за съёмки взял ответственность Уве Болл — режиссёр, прославившийся благодаря худшим экранизациям видеоигр, за плечами которого адаптации Postal и BloodRayne. Лента получила посредственные оценки, а на том же агрегаторе Rotten Tomatoes пользовательский рейтинг составил всего 12%.
Также к релизу Far Cry 3 был приурочен веб-сериал The Far Cry Experience, в котором Ваас Монтенегро издевается над горе-актёром Кристофером Минц-Плассом. Шоу получилось забавным, но не претендует на что-то большее, нежели рекламный материал.
Также у Far Cry 3 было ответвление для виртуальной реальности. Far Cry VR: Dive Into Insanity не удостоилась упоминания выше из-за того, что выходила лишь в рамках VR-аттракционов в западных странах — у себя дома опробовать шутер не получится. Да и вряд ли бы нашлось много желающих, ведь Dive Into Insanity стала простым тиром без интересных механик. Изюминкой игры оказался лишь Ваас Монтенегро, сохранивший свою крайнюю степень безумия.
Гораздо лучше у Far Cry обстоят дела с печатной продукцией. Так, у пятой части есть роман-предыстория «Прощение», а по мотивам Far Cry 6 выпустили парочку комиксов. В линейке «Обряд посвящения» Антон Кастильо рассказывает своему сыну об ошибках злодеев прошлых частей серии, тогда как «Слёзы Эсперансы» дают возможность больше времени провести с Хуаном — одним из главных товарищей Дани.
А ещё в разработке находилась настольная игра Far Cry: Beyond, которая стилистически и сюжетно не была связана ни с одной частью серии. Футуристическое приключение с пластиковыми фигурками так и не добралось до релиза из-за низкой финансовой поддержки на Kickstarter. Сейчас фанаты могут взглянуть на Beyond лишь благодаря сохранившимся рекламным материалам и записям тестовых сессий с разработчиками настольной игры.
Будущее Far Cry. Светлое ли?
Уже долгое время Ubisoft не высказывалась о будущем Far Cry, но очевидно, что серию не собираются откладывать в долгий ящик. Франшиза перешла их новой дочерней компании, созданной совместно с Tencent, наравне с Assassinʼs Creed и Rainbow Six, а авторитетный инсайдер Тома Хендерсона рассказал подробности ещё неанонсированной седьмой части.
Якобы богатенький главный герой столкнётся с неким культом и будет вынужден спасать свою семью в условиях жёсткого ограничения по времени. Релиз новинки может состояться в конце 2026 года, причём вместе с сюжетной игрой якобы готовится и многопользовательский проект, разработка которого была перезапущена по неизвестной причине.
Сегодня Far Cry — уже не просто серия игр, а часть истории индустрии. Она не раз диктовала моду, переосмысливала жанры и предлагала ярких злодеев, которых помнят годами. За почти два десятилетия франшиза превратилась из технодемки в одну из главных песочниц мира шутеров — с кооперативом, экспериментами, культовыми моментами и провалами. И пусть формула подустала, а шестая часть не всем пришлась по вкусу, у Far Cry всё ещё есть шанс удивить.
Остаётся лишь надеяться, что Ubisoft не упустит шанс и сможет вдохнуть в серию вторую жизнь, вновь сделав её законодательницей мод среди боевиков.
В HSR вышел долгожданный персонаж — Фаенон5-минутый отрывок фильма «Нейробатя» показали до премьеры в кино эксклюзивно в VK ВидеоМеханические гладиаторы из Твери собрали робота-Цезаря для лобовых атакЧитать ещё