Амбициозный проект «Цезарь» наконец обрёл своё подлинное имя. Paradox Interactive анонсировала Europa Universalis V — через 12 лет после релиза четвёртой части и через 3 года после Victoria 3. Разработчики провели презентацию игры и дали возможность опробовать текущую версию стратегии.
Мы провели несколько часов в Europa Universalis V, разбираясь в её системах и пытаясь победить в Азии, Африке, Америке и Европе. Теперь же пришло время поделиться подробными впечатлениями.
Начинаем раньше, заканчиваем позже
Начнём с главного. Europa Universalis V — не столько продолжение серии, сколько смесь идей из других стратегий Paradox. Иными словами, если вы провели сотни часов в четвёртой части и оценили все дополнения, но пропустили Crusader Kings III и Victoria 3, — вам будет тяжело. Впрочем, кого мы обманываем? Даже если вы не упускаете ни одной игры Paradox, вам всё равно будет тяжело.
Потому что Europa Universalis V требует вдумчивого подхода. Разработчики реализовали множество небольших механик, некоторые из которых действительно помогают игроку. Но чтобы овладеть остальными, придётся потратить немало времени. А сейчас без понятной системы обучения и только на английском, Europa Universalis V кажется по-настоящему сложной. Но давайте по порядку.
Действие Europa Universalis V начинается на век раньше четвёртой части, в 1337 году. Да и заканчивается позже, в 1836. Аккурат к году начала Victoria 3. Больше эпох позволяют увидеть мир другим: сделать Византию вновь великой стало куда проще, как и привести к процветанию индейские племена или государства с низким уровнем развития.
Но если вы не фанат сёгуната Асикага или африканских междоусобиц, проще начинать с Европы. Здесь в целом всё по-старому. Разве что заметно возросла раздробленность и стал богаче выбор.
Для сравнения, так выглядит азиатский регион: если начать за Японию и приблизить камеру к конкретным провинциям.
8 фото
А так выглядят другие регионы: заметно, сколь пустынны Африка и обе Америки. Так и манят возглавить одно из местных государств. Но не будем спешить.
5 фото
Завоеватель, исследователь, торговец или управленец?
Europa Universalis V начинается с выбора предпочитаемого стиля игры. Чему вы хотите себя посвятить: войнам, колонизации, внешнеэкономическим связям или развитию собственных провинций? Можно выбрать один или даже два направления. После этого игра предложит оптимальные варианты для старта. Хотя, конечно, никто не мешает выбрать любую страну на глобальной карте.
Кажется, всё по-старому — узнаваемое меню, приятный визуал, знакомый стиль. Прямо как в старые добрые времена. Но не спешите расслабляться: Europa Universalis V умеет удивлять. И отличий от четвёртой части тут больше, чем кажется на первый взгляд.
4 фото
Предлагая выбор в начале, на самом деле разработчики интересуются, насколько тоталитарным правителем станет игрок. Будет ли он держать в руках все возможные сферы или делегирует что-то ИИ?
В Europa Universalis V есть возможность автоматизировать практически любой аспект управления. Не хотите заниматься войсками? И не нужно! Колонизация стоит поперек горла? Забудьте о ней! Торговля утомляет? Да кому она нужна! Надоели законы, советники, общественная деятельность? Поручите эти вопросы вашему милому другу ИИ, который будет заниматься всем примерно так же, как искусственный интеллект других стран.
Только не удивляйтесь, если вдруг принимается вредная реформа, бюджет страны резко пустеет, а сословия получают слишком много власти, ведя страну к крепостному праву и чему-то противоестественному. Вот хотели вы идти к индивидуализму, а тут — коллективизм. Хотели капитализм? А как насчёт традиционной экономики? В стратегии много противостоящих друг другу курсов, которые позволят игроку создать идеальное сочетание для конкретной страны.
Доверять ИИ стоит только после того, как вы освоите основные механики. Иначе можно быстро потерять понимание, как вообще устроена Europa Universalis V. Самая важная сфера — управление государством с принятием законов, определением внутренней политики, выстраиванием отношений с сословиями — всегда должна быть под вашим контролем.
Бог с ними, с колониями — как минимум поначалу.
Не так важна армейская инфраструктура — особенно когда вы обзавелись союзниками, и мало кто решится нападать на ваш альянс. А если кто-то и нападёт, ИИ врагов порой не блещет умом. Может начать осаду столицы и каждый месяц терять понемногу солдат, чтобы по итогу дойти до 28% успеха, но проиграть игроку, который всё это время отсиживался в соседней провинции.
На поле боя — всё по классике: армии маршируют, генералы отдают приказы, наёмники грабят, солдаты голодают, мораль падает, а рельеф диктует условия. В этом смысле пятая «Европа» как никогда близка к тому, что Сунь-цзы назвал искусством войны.
9 фото
В Europa Universalis V не так страшна и торговля. Она проще, чем была в четвёртой части (не говорите это странам с проблемами с едой, которой попросту не хватает). Больше никаких торговых узлов и наращивания влияния. Достаточно создать предприятия, добывать ресурсы и торговать с соседями. Остаётся только салютовать «Виктории», правда, свои нюансы всё-таки есть.
А вот внутренняя политика — настоящая паутина из взаимосвязей и деталей. Население делится на сословия с собственными интересами и на группы с особыми потребностями и чертами. Каждое сословие влияет не только на стратегическое развитие страны, но и на текущие показатели. Умелый правитель будет играть на противоречиях, балансируя между фракциями. Но когда приходит эпидемия или война, приходится прибегать ко всем доступным мерам.
2 фото
Для формирования государства, которое выдержит испытанием временем, нужно принимать законы, касающиеся каждой сферы общества. Предстоит работать с парламентом или его аналогом. Нанимать министров/советников, отвечающих за приоритетные для вас направления, а их, к слову, немало.
Также важно следить за налогами и наукой (забываем об административных, дипломатических и военных очках) и традиционными для нас показателями стабильности, престижа, легитимности. И если Europa Universalis V в очередной раз предложит вам выбирать из плохого и ужасного, знайте: всё в порядке. Так и задумано.
3 фото
После нескольких часов в Europa Universalis V и десятков перезапущенных партий начинаешь понимать: дорога к победе здесь долгая, сложная и полна поражений. Но это только прелюдия — до релиза ещё далеко. У Paradox достаточно времени, чтобы сделать игру дружелюбнее (в том числе для ветеранов), улучшить и без того симпатичную графику и, наконец, заняться оптимизацией. Сейчас Europa Universalis V грузит систему будь здоров.
Будем ждать новостей — в том числе о релизе. И верим, что оставшееся время разработчики потратят с умом.
N0tail возвращается: OG начинает путь к The International с новым составомРобототехники из Москвы создали робот-сыр для участия в «Битве роботов»Vitality установили рекорд в современном Counter-Strike!Читать ещё