Содержание
- 1 Симуляторы повседневности
- 2 Stardew Valley — уютный побег от реальности
- 3 ШХД: Зима/Лето и Persona — ностальгия по детству
- 4 Spintires — грязь, металл и романтика трясин
- 5 Farming Simulator — аграрный capitalism, ho!
- 6 House Flipper — ремонт как терапия
- 7 Death Stranding — гламурная sci-fi рутина
- 8 Насладимся тишиной
Позади долгий, трудный день. Добравшись до дома и кое-как поужинав, падаем на диван. Берём геймпад, запускаем Euro Truck Simulator 2. Сегодня везём дерево из Бергена в Мальмё — долгий ночной рейс под любовно подобранные треки из нашей коллекции. Фура плывёт над залитой жёлтым светом трассой и чёрными лесами, а по телу разливается тепло. На душе становится легко, голова клонится к груди… Здравствуй, сон.
Уверены, ситуация многим знакома. Игры — прекрасная отдушина, но порой утомляют и шутеры, и action-RPG, и мельтешащие Vampire Survivors. Хочется просто раствориться в геймплее — лёгком, уютном, медитативном, нетребовательном. Отключить и спинной мозг, и голову. Только плыть по игре, машинально нажимая кнопки. Ещё больше — оказаться там, где сейчас быть не можешь: в деревне, в городе детства, за баранкой рейсового автобуса или фуры, застрявшей в болоте. Комбайна, в конце концов.
Порой душа просит перезагрузки, смены занятия — пусть даже виртуально.
Симуляторы повседневности
Одна из дорог в игре настолько реалистична, что её используют в автошколах для обучения вождению грузовиков в сложных погодных условиях.
Источник: видеоигра Euro Truck Simulator 2
Симуляторы повседневности — жанр приземлённый (но отнюдь не низкий). Такие игры не бросают нас в гущу битвы, не заставляют ломать голову над пазлами и не зовут спасать мир. Вместо этого они предлагают понятные правила, предсказуемость и ощущение контроля, даря крошечные победы, для которых не всегда находится место в реальной жизни. В подобных проектах нет спешки, но есть подлинное удовольствие от выполнения простых действий: вырастить урожай, довезти груз, выловить рыбу, отремонтировать дом. Вспомним мудрость «Маленького принца» Экзюпери:
«Есть такое твёрдое правило. Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету».
Ещё симуляторы обыденности исполняют мечты. Например, позволяют попробовать профессию, о которой грезили в детстве: археолога, водителя автобуса, агронома. Бывает, что такие игры удваивают удовольствие от любимого занятия. Например, у нас есть друг-дальнобойщик, который в рейсах с удовольствием режется в Euro Truck Simulator 2 и тихо счастлив такой жизни.
На примере нескольких проектов разберём, какими разными и очаровательными могут быть симуляторы повседневности.
Stardew Valley — уютный побег от реальности
Эрик Барон работал над игрой в одиночку четыре года, играя все роли — программиста, художника, композитора и сценариста.
Источник: видеоигра Stardew Valley
Stardew Valley — это тёплая сказка о жизни вдали от суеты, этакое карманное убежище. Игра дарит ощущение созидания: мы сажаем семена, ухаживаем за животными, обустраиваем ферму. Здесь нет давления, только плавный ритм смены сезонов и приятное чувство прогресса.
Но главное — атмосфера. Ветер шевелит листву, ручей журчит у моста, а вечером можно сидеть на пирсе и смотреть на звёзды. Stardew Valley создаёт мир, в котором хочется остаться, особенно когда за окном дождь, а в голове — тревожные мысли.
-
(https://www.igromania.ru/article/32945/uyutnyij-vecher-tyoplyij-pled-i-dva-gejmpada-indi-igryi-kotoryie-sblizhayut/)
-
Уютный вечер, тёплый плед и два геймпада — инди-игры, которые сближают
В игре есть персонажи из Baldur’s Gate III
Источник: видеоигра Stardew Valley
Именно этот проект прекрасно иллюстрирует побег из зыбучих песков рутины. В заставке наш персонаж монотонно выполняет офисную работу в окружении коллег (некоторые бедолаги попросту сгорели на работе, и их скелеты так и остались в крошечных закутках). Кажется, что выбраться из давящих стен корпорации невозможно, но вдруг вспоминается письмо любимого дедушки: «Открой, когда станет невмоготу». И вот чудо — дедушка завещал нам собственную ферму. Мы переселяемся в загородный рай: и плевать, что участок заброшен, а домик крохотный и ветхий — это наше, и мы можем всё исправить. Надо лишь как следует поработать руками. Дауншифтинг в чистом виде.
А ещё Stardew Valley напоминает, как важны маленькие радости, которые мы часто теряем в городском шуме. Поймать редкую рыбу на рассвете, приготовить блюдо из собственного урожая, подарить соседу корзинку фруктов — простые, почти детские радости, которые вдруг начинают значить куда больше любых карьерных достижений.
-
(https://www.igromania.ru/article/32916/zhizn-kak-igra-15-alternativ-the-sims-v-kotoryie-stoit-poigrat/)
-
Жизнь как игра — 15 альтернатив The Sims, в которые стоит поиграть
ШХД: Зима/Лето и Persona — ностальгия по детству
Илья Мазепин намеренно сделал игру без привычных геймплейных целей, чтобы игроки проживали атмосферу зимнего Петербурга как личный опыт, а не как задачу с «правильным» финалом.
Источник: видеоигра ШХД
Проекты художников и визионеров Ильи Мазо и sad3d — это игры-хэппенинги, где нас помещают в герметичное пространство и предлагают придумать себе занятия без какой-либо конечной цели. Это оцифрованная экзистенциальная тоска, в которой, однако, можно найти и вдохновение, и ресурс. Ведь за окном обычной русской квартиры идёт такой знакомый снег, а в окнах соседних домов по вечерам горит свет. Проект neyasnoe идёт дальше, вводя неигровых персонажей — и вот мы гуляем по безликому бетонному «квадрату» со знакомыми панельками и непременными турничками во дворах, заводим разговоры с хмурыми местными.
Мы идём в местный клуб, заправляемся горячительным и бездумно дрыгаем конечностями среди статистов с грубо намалёванными лицами, получая +1 к параметру «Одиночество». И в этом есть знакомая многим правда. Здорово, когда ощущения маеты, неустроенности и бесцельности удаётся превратить в цифровое зеркало и поставить перед тем, кто в этом нуждается. Ведь кто из нас не смотрел по вечерам в окно и не бродил по родному району в компании любимой музыки? Можно никогда не жить в спальном районе и не знаться с пацанами в спортивках — но эти образы уже встроены в наш культурный контекст. Коллективное бессознательное, если угодно. Арт-игры Мазо перекидывают заочный мостик между создателем и игроком, посылают беззвучное, но чётко ощущаемое послание: «Я знаю, каково тебе, дружище. Я сам такой же. Ты не один».
В серии календарная система изначально появилась как способ заставить игроков чувствовать течение времени и принимать решения с реальными последствиями — пропущенный день уже нельзя прожить заново.
Источник: Persona
Феномен ностальгии по непрожитому хорошо иллюстрирует JRPG-серия Persona, где обыкновенные японские школьники днём учатся, выстраивают отношения и тусуются, а по ночам превращаются в архетипических супергероев и сражаются с одержимыми негодяями. Игры этой франшизы поделены на два равных сегмента: повседневная подростковая жизнь и сверхъестественные сражения. А поскольку Persona — довольно длинные игры, события охватывают весь учебный год, который мы проживаем день за днём, — к персонажам привязываешься, как к настоящим друзьям, расставаться с которыми весьма грустно.
Даже к школьным коридорам и японским улочкам с кафешками и магазинчиками прикипаешь сердцем, ощущая странное жаме вю. Чужая культура и вымышленные места оказываются странно близкими, а герои занимают место в душе — хочется дружить с этими ребятами в детстве и вместе ходить в такую прикольную школу. В этом магия Persona: воспоминания об игровых приключениях превращаются в ностальгию по тому, чего никогда не было, но будто бы могло быть.
Spintires — грязь, металл и романтика трясин
Физика грязи в игре настолько детализирована, что при каждом новом заезде следы от колёс сохраняются и могут влиять на проходимость маршрута, превращая дорогу в настоящее болото.
Источник: Spintires
Spintires — симулятор тягача, застрявшего где-то в глуши. Казалось бы, что в этом привлекательного? Но именно борьба с грязью, реками и склонами делает игру такой цепляющей.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Здесь нет спешки — только мы, живописное, словно сошедшее с картин Шишкина, болото и упрямая машина, которая отказывается ехать вперёд. Но когда после долгих мучений удаётся вытащить грузовик, это дарит почти первобытное удовлетворение. Болото побеждено, его вязким объятиям мы не по плечу! Spintires — это вызов самим силам природы, самой топкой глухомани.
Каждая поездка здесь — маленькая экспедиция, где любой неверный манёвр может обернуться часами борьбы с колеями и бурлящими ручьями. И именно это чувство преодоления, когда стальной монстр наконец выбирается из грязевой западни, превращает каждую поездку в победу, которую хочется повторять снова и снова.
Farming Simulator — аграрный capitalism, ho!
Урожай продолжает расти даже при выключенной игре, если включён режим реального времени.
Источник: видеоигра Farming Simulator
Кто бы мог представить, что серия сельскохозяйственных симуляторов, существовавшая с 2008 года, в 2013-м превратится в культурный феномен, разойдётся тиражом в 4 миллиона копий и озолотит швейцарцев из Giants Software. Первыми кайф фермерской жизни оценили традиционные любители хардкорных симуляторов профессий — немцы. Постепенно слава Farming Simulator разнеслась по всему миру. В чём же секрет этой франшизы?
Хотя у Farming Simulator никогда не было своего «лица» — фирменного графического стиля, заводного саундтрека, звёздных актёров или яркого сеттинга, — она изобрела собственный мини-жанр и до сих пор остаётся его единственным демиургом. Да, существуют проекты с аграрными механиками: Harvest Moon и её последовательница Stardew Valley, My Time at Portia / Sandrock, Animal Crossing. Но все они куда дружелюбнее к игроку, предлагая незабываемый отдых в компании очаровательных мультяшных поселян.
FS же — это сферическое реалистичное фермерство в вакууме, где социальным активностям и прочим сентиментам просто нет места. Взошёл горох и не накормлены коровы — какие подарки друзьям, какие фестивали медуз?
Можно нанимать рабочих-ботов, которые управляют техникой за вас.
Источник: видеоигра Farming Simulator
Зато фанаты FS могут со всей ответственностью заявить: «У меня есть собственная ферма. И я умею с ней управляться, чёрт возьми». Франшиза предлагает десятки активностей и инструментов, с каждым новым выпуском расширяясь всё больше. Виртуальному фермеру здесь раздолье: множество агрокультур, которые нужно засеивать и убирать, мелкий и крупный скот, требующий ухода. И, разумеется, всевозможная сельхозтехника — от погрузчиков и косилок до тракторов и комбайнов. В серии уже более 400 образцов машин от 150 реальных производителей, и каждый экземпляр можно купить и испытать в деле — чем не коллекционирование каров в какой-нибудь Forza Horizon?
Примерно так и выглядит геймплейная петля в Farming Simulator: засеяли и собрали кукурузу — продали урожай — купили трактор — засеяли, собрали и продали картошку — купили участок под рожь. А там и курятник можно поставить, и хлеб для коровёнок испечь, и башню с силосом отстроить. Мы в своём темпе обустраиваем ранчо мечты. Конкурентов нет, таймер не грозит поражением. Медитативно расширяем и облагораживаем свой фермерский рай, и каждая деталь здесь — под чутким контролем. Эти игры позволяют ощутить радость хлебороба, собравшего зерно и забравшего муку с мельницы, — только без надорванной спины и с гарантированным позитивным результатом. Farming Simulator даёт шанс примерить на себя роль успешного хозяйственника, создать из ничего кое-что значимое. Словом, осуществить изначальную человеческую потребность — продолжиться и оставить свой след на земле.
House Flipper — ремонт как терапия
В игре можно случайно найти и починить заброшенный бункер с тайными комнатами.
Источник: видеоигра House Flipper
House Flipper — симулятор ремонта и перепланировки домов и земельных участков, который дарит удовольствие от наведения порядка и реорганизации пространства. Разбирать завалы, ломать, возводить и красить стены, расставлять мебель — в игре это приносит подлинный кайф.
Возможно, потому, что в реальной жизни мы редко видим мгновенный результат своих действий, а здесь — пожалуйста: был грязный дом, стал уютный. House Flipper — это виртуальная арт-терапия, способ переключиться и почувствовать себя хозяевами своего маленького мира. Со временем можно заметить, что подобные игры влияют на нас и за пределами экрана. Творческий хаос уступил чистоте и порядку.
Это дзен не хуже рыбалки и прогулок — особенно под любимую музыку.
-
(https://www.igromania.ru/article/32868/mir-na-pauze-luchshie-rasslablyayuschie-igryi-dlya-otdyiha-i-perezagruzki/)
-
Мир на паузе — лучшие расслабляющие игры для отдыха и перезагрузки
Death Stranding — гламурная sci-fi рутина
Мосты и постройки, созданные другими игроками, могут неожиданно появляться в вашем мире и помогать прохождению.
Источник: видеоигра Death Stranding
Гений Хидео Кодзимы проявляется вот в чём. Вместо того чтобы наделять нас сверхмощью и обвешивать крутыми пушками (окей, всё это есть, но не в фокусе), японский геймдизайнер заставляет нас топать по пустошам и доставлять заказы: буквально превращает в курьера.
Конечно, нам уготована незаурядная судьба, — но основную массу времени в Death Stranding мы будем доставлять посылки и принимать благодарности от тех, кто не может выжить без постапокалиптической доставки. Каждый визит к заказчику — маленькое спасение, буквальное или символическое. Видеть огромное в малом, открывать истинную ценность привычного — вот чему учит дилогия о Сэме Бриджесе.
Мы сами решаем, какие ботинки надеть в дорогу. Мы идём с Сэмом в душ и видим его сны. А ещё можем остановиться и, любуясь дивным пейзажем, справить нужду на траву-мураву. Банальное, даже приземлённое до скабрезности действие, но именно этого в лощёной AAA-игре обычно не ждёшь.
Можете представить, чтобы Ubisoft в очередной итерации Assassinʼs Creed себе такое позволила? А Кодзима делает такой жест чуть ли не собственной фишкой — и тем самым вносит в проект человеческое, настоящее.
Природа создана с такой детализацией, что некоторые пейзажи вдохновлены реально существующими локациями Исландии.
Источник: видеоигра Death Stranding
Если коротко, то симуляторы повседневности:
- Помогают отвлечься, вызывают ощущение уюта, ностальгии, понимания
- Обеспечивают контроль над ситуацией; игра движется в вашем темпе и туда, куда вам нужно
- Гарантируют быстрый результат, награждают маленькими победами
- Дают пожить другой жизнью, примерить на себя новую профессию
Насладимся тишиной
Симуляторы повседневности — парадоксальный антистресс. Виртуальная рутина замещает бытовуху реальности и тем самым лечит. Такие игры не предлагают совершать подвиги и свергать королей, но дают то, чего часто не хватает: чувство контроля, уюта и простого человеческого ритма жизни. Усилия в них гарантированно приводят к быстрому результату: посадил горох — через пару часов собрал его; закинул удочку — выудил рыбу, а не выудил — чёрт с ней, ведь рыбалка суть медитация, и таков путь.
Иногда хочется не спасать мир, а просто вести фуру по ночной трассе, копаться в огороде или красить стены в виртуальном доме. Потому что в этих маленьких повторяющихся действиях есть своя магия — они успокаивают и уводят прочь дурные мысли, позволяют оказаться где-то ещё и навести там порядок.
И, возможно, именно в этом их главный секрет: они напоминают, что жизнь — не только гонка, но и путь, который можно пройти медленно, смакуя каждый момент. Главное — вовремя вынырнуть из виртуального всемогущества и направить свою энергию на реальные достижения. А когда батарейка вновь иссякнет, запустить любимый симулятор.
Ведь иногда достаточно просто поставить компьютерный чайник на компьютерную плиту и смотреть, как за окном тихо падает компьютерный снег. И слушать свою настоящую внутреннюю тишину — ведь именно в ней скрыты многие ответы.
Робот-ящерица из Кургана: студенты КГУ создали Varan с «языком»-спиннеромВышел свежий анимационный ролик с анонсом новых скинов в MLBB!Московская команда представила «Буревестника» — стремительного робота со спиннером на 13000 оборотовЧитать ещё