Почему проваливаются MOBA-игры: причины неудач и уроки индустрии

от admin

Порой даже проекты с уникальными игровыми механиками остаются в тени гигантов индустрии онлайн-игр. Яркий тому пример — Heroes of the Storm: игра в жанре MOBA со свежими идеями, которая так и не смогла завоевать популярность на уровне, например, League of Legends или Dota 2. Похожая ситуация происходит со множеством других самобытных, качественных и интересных проектов. Уникальные фишки, выразительный дизайн или необычные элементы геймплея не всегда помогают игре стать хитом, и, казалось бы, перспективный проект оказывается на задворках индустрии.

В чём причины такого феномена? Как маркетинг влияет на успех игр по сравнению с геймдизайном? И какие уроки для индустрии можно извлечь из подобных примеров? В этой статье мы разберём, почему одни игры доминируют в своём жанре, а другие остаются аутсайдерами.

Исторический контекст и предпосылки

Почему проваливаются MOBA-игры: причины неудач и уроки индустрии

Источник: видеоигра Aeon of Strife

Жанр MOBA зарождался в далеких 1980–1990-х, когда разработчики только начинали экспериментировать с сочетанием стратегии и управления отдельным героем. Одной из первых ласточек стала Herzog Zwei на Sega, где уже угадывались зачатки будущих механик. Настоящий толчок произошёл в 1998 году, когда Blizzard выпустила StarCraft с редактором карт StarEdit. Именно там появилась Aeon of Strife — пользовательская карта, которую многие считают первым прародителем MOBA. В ней игроки управляли одним героем, сражаясь на карте с тремя линиями и базами, что заложило формат для последующих игр этого жанра.

В 2003 году WarCraft 3 предложил ещё более мощный инструментарий — World Editor. Это дало жизнь легендарному моду Defense of the Ancients (DotA) от пользователя Eul. Позже бразды правления перешли к IceFrog, который выточил механику, добавил десятки уникальных героев и превратил мод в полноценную командную стратегию, где были важны не только индивидуальные навыки, но и слаженность действий всей команды. Именно здесь окончательно сформировался «рецепт» MOBA.

Почему проваливаются MOBA-игры: причины неудач и уроки индустрии

Популярная MOBA от третьего лица.

Источник: видеоигра SMITE 2

Из DotA выросли два титана жанра — Dota 2 и League of Legends. Первая покорила аудиторию глубиной механик и поддержкой фанатского сообщества: по данным Steam Charts, ежемесячный рекорд суточного онлайна в игре превышает 400 тысяч активных игроков. Вторая сделала ставку на доступный геймплей и агрессивный маркетинг, что позволило ей вырасти до более чем 130 миллионов активных пользователей. Так сформировалась дуополия, определяющая жанр уже более десяти лет.

В нулевых и десятых появилось немало проектов, экспериментирующих с механиками и платформами — например, SMITE с видом от третьего лица, а также Mobile Legends: Bang bang и Arena of Valor, ориентированные на мобильные устройства. Эти игры пытались адаптировать классические механики под новые условия и аудитории. Но сегодня мы поговорим не только о них.

Современное состояние и ключевые изменения

Почему проваливаются MOBA-игры: причины неудач и уроки индустрии

Конкурировать с LoL очень сложно.

Источник: видеоигра League of Legends

Помимо Dota 2 и LoL, на рынке появились игры с новыми подходами и идеями. Сегодня жанр MOBA переживает заметные перемены, особенно в мобильном сегменте, который набирает бешеную популярность. Объём этого рынка сейчас оценивается примерно в 15 миллиардов долларов и продолжает расти на 12% ежегодно. Этому способствует доступность смартфонов, их широкое распространение и быстрый мобильный интернет, а также постоянное развитие проектов — разработчики добавляют новые механики и улучшают графику.

Главные игроки рынка — Tencent, Riot Games и Moonton — задают стандарты. Например, Mobile Legends от Moonton стала одной из ведущих мобильных MOBA: по данным за 2025 год, ежемесячная аудитория игры достигает около 100 миллионов человек. Проект регулярно обновляют, продвигают через популярных стримеров и поддерживают масштабными турнирами, что помогает привлекать и удерживать фанатов.

А вот Heroes of the Storm, несмотря на бренд Blizzard и уникальный кроссовер персонажей из её известных франшиз, не смогла достичь аналогичного успеха. Игре помешали слабая маркетинговая кампания и недостаточная поддержка многопользовательского режима, из-за чего сообщество постепенно сокращалось, а интерес угасал.

В жанр также попытались ворваться такие проекты, как SMITE,Guardians of Middle-earth, Demigod и множество других. О них мы расскажем подробнее далее.

Heroes of the Storm

Почему проваливаются MOBA-игры: причины неудач и уроки индустрии

Амбициозная игра от Blizzard не смогла набрать необходимую популярность.

Источник: видеоигра Heroes of the Storm

Издатель: Blizzard Entertainment

Дата выхода: 13.03.14

Уникальные особенности

Кроссовер персонажей из разных франшиз Blizzard (Warcraft StarCraft, Diablo Overwatch), общий для команды опыт и золото, отсутствие покупаемых предметов в матче, быстрые партии продолжительностью около 20 минут и уникальные карты с особыми заданиями.

Состояние

Слабый маркетинг, неправильное позиционирование, недостаточная поддержка соревновательного режима и сообщества привели к утрате интереса игроков и снижению активности разработки.

Mobile Legends: Bang bang

Почему проваливаются MOBA-игры: причины неудач и уроки индустрии

MLBB является одним из удачных примеров хайпанувших MOBA.

Источник: видеоигра Mobile Legends: Bang bang

Издатель: Moonton

Дата выхода: 14.06.16

Уникальные особенности

Мобильная MOBA, ориентированная на казуальную и широкую аудиторию с поддержкой слабых устройств; активный маркетинг через инфлюенсеров и реферальные программы; агрессивное завоевание рынка развивающихся стран.

Состояние Зависимость от маркетинга и проблем, связанных с временными блокировками в регионах (например, временный запрет в США), но игра остаётся популярной.

SMITE

Почему проваливаются MOBA-игры: причины неудач и уроки индустрии

Свой пласт игроков в SMITE есть, но он небольшой.

Источник: видеоигра SMITE

Издатель: Hi-Rez Studios

Дата выхода: 25.03.14

Уникальные особенности

Вид от третьего лица, персонажи — боги и мифологические существа; активная киберспортивная сцена; free-to-play модель с внутриигровыми покупками скинов и новых богов.

Состояние

Проект успешен в своей нише с постоянной аудиторией. Его нельзя назвать провальным, но для игры с объективно сильной идеей и качественной реализацией популярности всё же недостаточно. В 2024–2025 годах вышел Smite 2 — продолжение популярной MOBA от Hi-Rez Studios с улучшенной графикой на Unreal Engine 5. Игра доступна на ПК и консолях с поддержкой кроссплея, включает около 45 богов из разных мифологий (в том числе новых персонажей), улучшенные карты и режимы, при этом сохраняя дух оригинала с динамичными сражениями от третьего лица.

Guardians of Middle-earth

Почему проваливаются MOBA-игры: причины неудач и уроки индустрии

Игра по популярной вселенной провалилась из-за неверного позиционирования и маркетинга.

Источник: сайт iamag

Издатель: Warner Bros. Interactive Entertainment

Дата выхода: 04.12.12

Уникальные особенности

MOBA по мотивам «Властелина колец» с персонажами из вселенной Толкиена; акцент на консольный геймплей с упрощённым интерфейсом для большей доступности; команда из 5 игроков.

Состояние

Ограниченность платформ (игра поддерживалась только на PS3 и Xbox 360) сыграла свою роль. Недостаток внимания к проекту привёл к прекращению работы серверов, недостаточно развитому сообществу и слабому маркетинговому продвижению, что, в свою очередь, создало замкнутый круг, ещё сильнее ослабив интерес игроков и окончательно похоронив многообещающую игру.

Demigod

Почему проваливаются MOBA-игры: причины неудач и уроки индустрии

Один из первых масштабных игроков в жанре MOBA после успеха Dota и LoL.

Источник: видеоигра Demigod

Издатель: Stardock

Дата выхода: 14.04.09

Уникальные особенности

Гибрид RTS и MOBA с элементами RPG; в игре есть 10 полубогов, разделённых на два типа — ассасины и полководцы; у каждого полубога свой набор специальных способностей, которые становятся доступными по мере получения уровней; короткие сражения; акцент на кастомизацию и тактику.

Состояние

Технические проблемы на старте онлайн-сервиса, распространение нелегальных версий, слабое продвижение и ограниченная аудитория привели к провалу игры.

Heroes of Newerth

Почему проваливаются MOBA-игры: причины неудач и уроки индустрии

Игроки ждут долгожданной перезагрузки.

Источник: арт Heroes of Newerth от Studio HIVE

Click here to preview your posts with PRO themes ››

Издатель: Изначально S2 Games, затем Garena

Дата выхода: 12.05.10

Уникальные особенности

Глубокий и сложный геймплей, вдохновлённый оригинальной DotA, с быстрыми поворотами героя (значительно быстрее, чем в Dota 2), что требует высокой реакции; уникальная механика векторного прицеливания способностей; более агрессивное поведение башен; расширенные возможности установки вардов (круглосуточная видимость в любых точках карты) и около 140 героев с оригинальными способностями.

Состояние

Игра была официально закрыта в 2022 году, но сохраняет культовый статус у большой группы хардкорных фанатов. В 2025 году планируется возрождение под названием «Heroes of Newerth: Reborn» от Kongor Studios — с обновлённой графикой, улучшенной оптимизацией и поддержкой сообщества, при этом разработчики надеются вернуть аудиторию.

Infinite Crisis

Почему проваливаются MOBA-игры: причины неудач и уроки индустрии

Пудж-Джокер? Дайте три.

Источник: видеоигра Infinite Crisis

Издатель: Warner Bros. Interactive Entertainment

Дата выхода: 26.03.15

Уникальные особенности

MOBA по вселенной DC Comics с героями и злодеями в альтернативных версиях; динамические карты с катастрофами (например, зона ядерного взрыва, метеориты и т.п.), которые напрямую влияют на ход матча.

Состояние

Несмотря на качественную графику, оригинальный дизайн и интересные механики, игра столкнулась с рядом проблем — слабым маркетингом, небольшим и стремительно сокращающимся сообществом, а также жёсткой конкуренцией с крупными MOBA-проектами вроде League of Legends и Dota 2. В результате, запустившись в 2015 году, Infinite Crisis была закрыта уже в августе того же года из-за неспособности привлечь и удержать достаточное количество игроков.

Dawngate

Почему проваливаются MOBA-игры: причины неудач и уроки индустрии

Источник: видеоигра Dawngate

Издатель: Electronic Arts (Waystone Games)

Дата выхода: проект закрыт 04.11.2014

Уникальные особенности

Классическая MOBA с упором на быстрый геймплей и баланс. Карта имела всего две линии вместо привычных трёх, а у героев отсутствовала привычная мана — умения расходовали разные ресурсы, которые быстро восстанавливались за счёт определённых действий, например атак. Dawngate предлагала нестандартный геймплей с живым боссом на базе, стратегическими контрольными точками и социальной системой кармы.

Состояние

Несмотря на интересные идеи, Dawngate закрыли в 2014 году. Основные причины — недостаточное количество игроков, слабая поддержка со стороны издателя Electronic Arts и сложность входа для новичков. Проект не выдержал конкуренции с гигантами жанра, которые удерживали рынок благодаря огромному сообществу и мощному маркетингу.

Cloud Pirates

Почему проваливаются MOBA-игры: причины неудач и уроки индустрии

Источник: видеоигра Cloud Pirates

Издатель: Allods Team, Mail.Ru Group

Дата выхода: 17.04.17

Уникальные особенности

Воздушный бой на пиратских кораблях с элементами MOBA, стратегическое управление кораблём и командой, уникальные воздушные карты и тактические сражения — всё это выглядело как рецепт будущего хита.

СостояниеИгра была закрыта в 2017 году из-за слабого интереса, высокой сложности освоения и ограниченной аудитории, несмотря даже на значительные финансовые ресурсы компании-разработчика.

Warhammer 40K: Dark Nexus Arena

Почему проваливаются MOBA-игры: причины неудач и уроки индустрии

Благо сейчас у вселенной в рамках видеоигр всё прекрасно.

Источник: видеоигра Warhammer 40K: Dark Nexus Arena

Издатель: Whitebox Interactive

Дата выхода: 09.12.15

Уникальные особенности Игра сочетала механику MOBA и динамичного шутера в мрачном мире Warhammer 40K. Она предлагала командные бои 4 на 4 с управлением персонажами-«ветеранами» из различных фракций вселенной (Империум, Орки, Тау, Хаос). Особенностью стало управление с помощью WASD и прицеливание для скилшотов, что делало геймплей похожим на смесь MOBA и twin-stick шутера. В отличие от традиционных MOBA, где основная цель — разрушение базы, в Dark Nexus Arena побеждала команда, первой набравшая 100 очков за счёт убийств врагов, захвата башен и нейтральных лагерей. Матчи были динамичными и короткими, как правило, менее 30 минут.

Состояние Несмотря на уникальный геймплей и сеттинг из популярной вселенной, проект был закрыт в 2016 году после краткого периода раннего доступа из-за неудачного маркетинга, небольшого сообщества, которое не удалось удержать, и проблем с поддержкой.

Кладбище MOBA

Почему проваливаются MOBA-игры: причины неудач и уроки индустрии

Источник: видеоигра League of Legends

Таким образом, ключевые причины провалов этих MOBA-проектов были самыми разными. Игры с уникальными механиками, как правило, теряли аудиторию без мощной маркетинговой и коммуникационной поддержки и не достигали уровня лидеров жанра. О многих из них вы, возможно, слышите впервые. Причины включают в себя неудачные маркетинговые стратегии, а также отсутствие вовлечённости комьюнити и почти полное отсутствие про-сцены. Например, в случае с HotS её издателей (на минуточку, именитых Blizzard) критиковали за слабое продвижение и неправильное позиционирование.

Из этого списка выделяется Mobile Legends: Bang bang. Авторы игры сумели добиться успеха в основном за счёт агрессивной рекламы и активного вовлечения сообщества через инфлюэнсеров, реферальные программы и яркую «мультяшную» графику, схожую с League of Legends.

Новые рыночные механизмы — использование UGC (контента, создаваемого пользователями), реферальные системы, локальный маркетинг, а также внедрение интерактивных рекламных форматов — могли бы позволить упомянутым играм вернуть интерес игроков в нишевых регионах или аудиториях. При этом крайне важны качественная монетизация и поддержка сообщества. Однако на данный момент почти никаких действий по реанимации этих проектов не предпринимается.

Почему проваливаются MOBA-игры: причины неудач и уроки индустрии

Источник: видеоигра Dota 2

Давайте подведём итоги и соберём причины воедино. Абсолютное большинство представителей жанра остаются на дне из-за следующих моментов:

Маркетинг и позиционирование. Heroes of the Storm страдала от неудачного маркетинга и недостатка понимания целевой аудитории, что убивало интерес даже к уникальным механикам. Реализация ranked-системы и поддержка сообщества оказались слабыми.

Время выхода и конкурентное давление. League of Legends и Dota 2 на рынке долго и смогли практически монополизировать аудиторию жанра, перетянув огромную базу игроков.

Комьюнити и киберспорт. Успех MOBA связывается с активной поддержкой esports-сцены, трансляций и вовлеченности игроков, чего многим проектам не хватало.

Игровой дизайн и доступность. Баланс между глубиной и простотой геймплея оттачивался в LoL и Dota 2. HotS была проще, но воспринималась как «игра для новичков» и не вызывала уважения у топ-игроков.

Последствия для жанра

Почему проваливаются MOBA-игры: причины неудач и уроки индустрии

Источник: сайт blizzard.gamespress

Изменения укрепили позиции Dota 2 и League of Legends, установив высокую планку для всех новых проектов. Положительные последствия — рост киберспортивных мероприятий, развитие маркетинга и появление новых мобильных и казуальных MOBA, расширяющих аудиторию. Эти игры стали фактически синонимами жанра, сформировали собственные субкультуры и превратились в настоящие экосистемы. Однако монополизация индустрии сократила разнообразие и усложнила вход новичкам. Поэтому даже проекты с заметным потенциалом часто не выживают без достаточной поддержки и маркетинга.

Сегодня успех MOBA зависит не только от качества геймдизайна. Маркетинг, работа с сообществом, киберспорт и рекламные стратегии играют решающую роль. Пример Heroes of the Storm показывает, что даже сильная линейка узнаваемых героев не гарантирует успех без правильной подачи и поддержки. Индустрии стоит искать баланс и новые подходы, чтобы вернуть жанру разнообразие и обеспечить рост.

FAQ

  • Почему Heroes of the Storm не смогла конкурировать с LoL и Dota 2?
  • В первую очередь из-за слабого маркетинга, плохой поддержки ranked-системы, а также неверного позиционирования игры и незрелой работы с сообществом.
  • Какие маркетинговые стратегии эффективны для современных MOBA-игр?
  • Применение UGC, реферальных программ, локального маркетинга и активное вовлечение через инфлюенсеров и про-сцену и развитие киберспорта
  • Может ли новая MOBA добиться успеха на рынке?
  • Да, при условии разумного сочетания инновационного геймдизайна с мощным маркетингом и созданием активного сообщества.
  • Как изменится роль киберспорта в будущем жанра?
  • Киберспорт останется ключевым драйвером популярности, требуя постоянной поддержки и инноваций в играх и маркетинге.

А что думаете вы? Слышали ли вы что-то об играх, про которые сегодня было рассказано? Или, возможно, вы сами являетесь частью фан-базы какого-то из этих проектов? Мы ждем вашего мнения в комментариях!

Изменения на новой карте Fortnite 4 сезона 6 главыПервый этап международного чемпионата «Битва роботов» пройдет в ПермиVESPER: робот, атакующий как пчелаЧитать ещё

Вам также может понравиться

Последние игровые новости, гайды по прохождению, новинки игр, железные новости и многое другое на страницах нашего блога!

Присоединяйся!

ТОП месяца

Copyright @2024 — Profigamer.ru. Все права защищены.