История серии Prince of Persia: от классических платформеров до современных экшенов и метроидваний

от admin

Prince of Persia — культовая серия игр, которая существует уже почти 40 лет. От части к части менялись жанры, перспектива, разработчики, сюжеты и даже сами Принцы, но один аспект объединяет всю франшизу — дух невероятных приключений и отважный главный герой. В последние годы серия «Принц Персии» возродилась, а в будущем ожидаются и новые игры. Поэтому сейчас отличное время вспомнить, как Prince of Persia зародилась и развивалась, пришла к упадку и восстала из пепла. Хватайте саблю и разминайтесь для ловких прыжков. На повестке дня — ретроспектива по слегка запылившимся страницам персидской сказки.

Зарождение легенды

Погружение в историю Prince of Persia можно было бы начать с первой части, но у истоков стоит неотъемлемая составляющая успеха франшизы — Джордан Мехнер. Именно этот геймдизайнер придумал концепцию серии — оригинальный «Принц Персии» стал вторым проектом Мехнера, который до этого успел выпустить Karateka (1984). Многие поклонники Famicom, по нашему просто «Денди», знают этот beat’em’up 1984 года по аркадным сражениям в духе классических боевиков. Однако геймдизайнер уделил внимание не только геймплею, но и кинематографическим заставкам и музыке. По тем временам результат получился достойный, поэтому Мехнеру позволили сделать свою вторую игру.

Ей и стала оригинальная Prince Of Persia (1989), которая увидела свет в 1989 году: на разработку ушло целых четыре года. В этот раз Джордан Мехнер хотел сделать уникальный проект, и это наложилось на его вспыхнувший интерес к восточному фольклору и сказкам.

В центре сюжета был юноша, который должен спасти принцессу от злого Джаффара. Антагонист пытался незаконно занять престол и взять девушку в жёны. Что касается нашего главного героя, то он отправлялся в путешествие, ограниченное часом времени. По его истечению принцесса умирала, а прохождение приходилось начинать с самого начала.

История серии Prince of Persia: от классических платформеров до современных экшенов и метроидваний

Но Prince Of Persia (1989) обрела фанатов и стала культовой далеко не из-за своей истории. Игра оказалась довольно сложной: помимо многоуровневых локаций с риском упасть в пропасть, приходилось встречаться с ловушками и головоломками, а также вооруженными противниками. Одна из главных изюминок первого «Принца» заключалась в проработанных анимациях. Мехнер был не только геймдизайнером, но и кинематографистом, а поэтому часто игрался с видеокамерой. Движения Принца в игре 1989 года были срисованы с брата геймдизайнера: запись акробатических трюков, которые повторяет главный герой игры, добралась до наших дней.

Продолжение успеха

Первая Prince of Persia моментально стала хитом, прошедшим сквозь время. Доказательство тому — последующий интерес к серии, множество портов и даже трёхмерный ремейк. Вторая часть вышла уже в 1993 году, и к ней вновь был причастен Джордан Мехнер. Игровой процесс остался практически прежним. Разработчики не хотели переизобретать велосипед. Вместо этого они сфокусировались на визуальной части Prince of Persia 2: The Shadow and the Flame. Игра стала гораздо красочнее и приятнее на глаз. Среди переработанных геймплейных механик появились усложнённые бои, но ДНК проекта осталась прежней — платформенный экшен.

Несмотря на то, что разработка Prince of Persia 2: The Shadow and the Flame заняла несколько лет, события сиквела происходят лишь через 11 дней после первой части. Якобы погибший Джаффар спасся благодаря чёрной магии и взял личину Принца, тогда как сам главный герой сделался безызвестным нищим.

Его тернистый путь был насыщен великолепными моментами: от борьбы со скелетами до раскрытия тайн прошлого Принца. Итоговая схватка с Джаффаром заканчивалась победой главного героя и воссоединением с принцессой. И именно после второй части серия столкнулась с серьёзной проблемой.

Имя ей — Prince of Persia 3D. Первая трёхмерная игра во франшизе вышла в 1999 году и была разгромлена критиками. Одним из главных минусов стала неудобная камера, из-за которой было трудно сражаться с врагами и проходить платформенные секции. Также геймеры не оценили повторение одной и той же истории: фактически Prince of Persia 3D можно назвать ремейком первой части. Принц вновь оказывается посреди попытки захватить власть в Персии, но теперь узурпатором стал деспотичный король, чей сын хотел жениться на принцессе.

История серии Prince of Persia: от классических платформеров до современных экшенов и метроидваний

Джордан Мехнер имел отношение к разработке Prince of Persia 3D, но не считает игру полноценной частью серии. По мнению геймдизайнера, в то время команда слишком сосредоточилась на попытке повторить успех Tomb Raider, что убило индивидуальность «Принца Персии». Да и свои изначальные планы Мехнер так и не реализовал. Разработчики желали сделать заключительную игру в трилогии, где главной злодейкой бы оказалась ведьма — её можно было увидеть в конце второй части. К слову, более 20 лет назад Игромания также познакомилась с Prince of Persia 3D. И игра была также подвержена критике.

«На самом деле зря это я так на игру взъелся. Это, конечно, не шедевр, но и не откровенная халтура. Но ждали-то нового шедевра от Мехнера, а получили что? То и получили, чего боялись. Tomb Raider Deluxe. Правильный TPS. Без яркой, но, к сожалению, совершенно отвлекающей от собственно игры фигуры Лары Крофт. С совершенно обезличенным героем, но с уникальной атмосферой, которую удалось перенести из оригинальной игры, правда, разбив вдребезги, да и склеив криво… Но пусть лучше так, чем никак иначе. В общем, если вы никогда не играли в Prince of Persia, то у вас есть шанс соприкоснуться с остатками былой роскоши. Если же воспоминания о POP вам дороги как память, то лучше и не смотрите. Расстроитесь. Пусть лучше будет мертвая легенда, чем живой провал», — писал автор Игромании в 2001 году.

После провальной Prince of Persia 3D серия вновь на несколько лет заглохла. Да, в 2002 году свет увидела Prince of Persia: Harem Adventures. Это был простенький платформер для Java-телефонов, в котором главный герой на протяжении семи уровней искал семёрку жён султана. Но гораздо интереснее поговорить о том, что случилось с серией, когда права на неё приобрела Ubisoft. Именно тогда началась золотая эпоха франшизы.

Золотая эра под эгидой Ubisoft

Prince of Persia: The Sands of Time — многих это название моментально возвращает в период счастливого детства и юношества. Игра вышла в 2003 году, когда права на серию перешли Ubisoft, и считается по-настоящему культовой. Разработчики полностью перезапустили историю, в которой молодой Принц волей несчастного случая высвобождает Пески времени, превращающие людей в монстров. История стала глубже, в том числе из-за наличия проработанных второстепенных персонажей. Принцесса здесь теперь индийская, и зовут её Фара. Временами она встречается с Принцем и помогает ловкими движениями выстреливая противников из лука.

История серии Prince of Persia: от классических платформеров до современных экшенов и метроидваний

Но не одной лишь историей может похвастаться Prince of Persia: The Sands of Time. В отличие от Prince of Persia 3D у разработчиков из Ubisoft удалось сделать отзывчивую камеру с видом из-за спины Принца. На месте остались платформенные элементы, но с большей проработкой и упором на акробатические чудеса, на которые способен главный герой. Иногда придётся решать головоломки, но главная фишка The Sands of Time — управление временем. В своё время механика была инновационной и открывала тактический простор. Можно было отматывать время назад или замедлять его, а также замораживать врагов на короткий промежуток.

Геймдизайнером и сценаристом Prince of Persia: The Sands of Time выступил Джордан Мехнер. Увы, именно «Пески времени» стали заключительной главой серии под предводительством создателя франшизы. Ubisoft же отсутствие творца не спугнуло, что оказалось большой радостью для фанатов — они получили сразу несколько продолжений The Sands of Time.

3 фото

История серии Prince of Persia: от классических платформеров до современных экшенов и метроидваний

Уже в 2004 году на ПК и консолях вышла Prince of Persia: Warrior Within (на PSP известная в качестве Prince of Persia: Revelations). Разработчики решили продолжить сюжет, сфокусированный на артефактах Времени. Теперь Принц хотел изменить собственную судьбу и отправился на Остров Времени. Ждали его не распростёртые объятия, а путешествия во времени между расцветом и упадком острова, а также бессмертный Хранитель Времени, который любит портить планы героя в самый неподходящий момент. Warrior Within вновь получила отличные оценки, сохранив качественную геймплейную формулу, но привнеся свежий глоток в серию.

И эта новизна заключалась в более мрачной атмосфере. Речь идёт даже не про жуткий остров, ставший основным местом действия Warrior Within, а о возможности жестокой казни врагов и наличия двух концовок, одну из которых точно нельзя назвать счастливой. Наличие бессмертного противника, который убивает Принца с одного удара и беспощадно преследует героя, также не добавляло игре уюта. Кроме того, была переработана система владения оружием, а бои стали более кровавыми.

Отличные оценки и тёплый приём со стороны игроков позволил Ubisoft заняться очередным продолжением. И чуть больше, чем через год, был готов триквел.

Сюжет Prince of Persia: The Two Thrones, вышедшей в 2005 году, происходит после положительной концовки Warrior Within. На сей раз игра стала завершением трилогии о Песках времени и объединила главные особенности двух предыдущих игр: акробатические трюки, платформенные элементы и динамичные поединки на мечах. Принц сумел изменить судьбу во время событий прошлой игры, но теперь по пятам за ним шло его злое альтер-эго. Эта жестокая версия Принца выделялась тактическими советами в бою, но сбивала моральный компас персонажа, а ближе к концу прохождения и вовсе становилась основным противником — врагом в отражении.

История серии Prince of Persia: от классических платформеров до современных экшенов и метроидваний

По сей день многие поклонники «Принца Персии» называют трилогию Ubisoft лучшими играми в серии. И это неудивительно. Магия восточных сказок объединилась с актуальными на тот момент технологиями, а цифровые кудесники приправили замысловатую историю отличным геймплеем, который эволюционировал на протяжении всей трилогии. Увы, но именно после этих игр серия начала постепенно сдавать позиции.

Читать также:
Превью Shadow of the Road. Кровавый путь ронина

С легким хрустом пальцев, стучащих по клавиатуре, погружаемся в тернии того, как именно великая серия Prince of Persia пришла к собственному упадку. Но не стоит расстраиваться раньше времени: даже в этом тёмном туннеле находилось место для проблеска света.

Упадок серии

После выхода Prince of Persia: The Two Thrones ничего не предвещало беды. В том же 2005 году геймеры увидели Battles of Prince of Persia — экспериментальную пошаговую стратегию для Nintendo DS, в которой нужно было защищать Персию от нападения врагов. Игра получила смешанные отзывы и в целом прошла мимо массового игрока. Повлияли на это и нишевый жанр, и эксклюзивность.

В 2007 году вышла Prince of Persia Classic, застрявшая на PlayStation 3, Xbox 360 и мобильных устройствах. Игра стала полноценным ремейком оригинала 1989 года, перенеся действия в трёхмерное пространство с красочной графикой. Геймплей был верен своим корням, в базисе которых — платформинг и решение головоломок. Но без современных нововведений также не обошлось: это и более отзывчивое управление, и парочка новых акробатических трюков в арсенале Принца. К сожалению, назвать Classic масштабным камбеком, которого ждали все поклонники, язык не поворачивается: у ремейка банально не было больших амбиций.

И вот наступил 2008 год. Серия вернулась с совершенно новой игрой — Prince of Persia (2008). В названии проекта отсутствовали цифры и подзаголовки, явно всем видом показывая, что перед нами — ещё один перезапуск. Проект стал переосмыслением всей серии. Принц больше не был благородным воином. На место старомодного характера пришёл не менее харизматичный искатель сокровищ. Он случайно пересекается с миловидной девушкой Эликой, чей отец присягнул тёмным силам и подставил мир под угрозу. Парочке предстояло остановить злодея, а игроки тем временем с трепетом наблюдали за развитием отношений Принца и Элики. В момент выхода Prince of Persia разделила поклонников на два противоборствующих лагеря, и на то были объективные причины.

История серии Prince of Persia: от классических платформеров до современных экшенов и метроидваний

Переосмысление кардинально меняло подход к серии. Принц — не принц, а бои стали гораздо более простыми и редкими. В целом же «умереть» в игре было практически невозможно, ведь Элика могла воспользоваться своими магическими способностями и отмотать время назад, чтобы главный герой не упал в пропасть или не погиб под мечом противника. Также далеко не всех привлекал пустынный открытый мир, в котором нужно было собирать коллекционные предметы для продвижения по сюжету. Однако многие хвалили красочный стиль, крепкий драматичный сюжет и качественные анимации.

Сейчас же Prince of Persia (2008) года воспринимается как ностальгический отголосок своего времени со всеми вытекающими проблемами. Но одного у него не отнять: за ним можно чертовски приятно провести несколько вечеров.

К слову, в том же 2008 году вышла Prince of Persia: The Fallen King. Формально игру можно назвать продолжением предыдущей, однако в жанре платформера и совершенно иной визуальной стилистике. Распространению игры среди широкой аудитории в очередной раз помешала эксклюзивность для Nintendo DS.

3 фото

История серии Prince of Persia: от классических платформеров до современных экшенов и метроидваний

А в 2010 году Ubisoft вновь вернулась к трилогии о Песках времени. На сей раз в спин-оффе Prince of Persia: The Forgotten Sands. Его события происходили между The Sands of Time и Warrior Within — Принц отправился в гости в королевство своего старшего брата, но семейная встреча не задалась из-за нападения противников. От игроков требовалось защитить владения брата. Помогали в этом как уже знакомые акробатические механики, лихие сражения и управления временем, так и способности четырёх стихий: воды, воздуха, земли и огня. Несмотря на короткую продолжительность, The Forgotten Sands понравилась геймерам. Заглядывая вперёд, она же стала последней крупной игрой в серии.

Заострять внимание на следующих играх не имеет смысла. Во-первых, они несут мало ценности даже для преданных поклонников Prince of Persia, поскольку в них банально нет новизны для развития серии. Во-вторых, эти игры не могут похвастаться какой-либо масштабностью.

  • Prince of Persia: The Shadow and The Flame (2013) — ремейк второй части для мобильных устройств;
  • Prince of Persia: Time Run (2015) и Prince of Persia: Escape (2018) — мобильные раннеры;
  • Prince of Persia: The Dagger of Time (2020) — многопользовательская VR-игра о побеге с локации в сеттинге The Sands of Time, доступная только в специализированных VR-центрах;
  • Prince of Persia: Escape 2 (2022) — ещё один раннер для смартфонов.

Мимо Prince of Persia не смог пройти и кинематограф. В 2010 году в кинотеатрах состоялась премьера фильма «Принц Персии: Пески Времени». Критики и зрители отнеслись к ленте прохладно, хоть и посчитали её лучше среднестатистической экранизации видеоигры. Наверняка положительное влияние оказал Джордан Мехнер, который стал сценаристом фильма и даже придумал основную идею ленты за шесть лет до премьеры. «Пески времени» имеют мало общего с прошлыми играми, а у Принца впервые появилось имя — Дастан. Сейчас же к картине обычный зритель относится слегка теплее: играет ей на руку и незаурядная история, и неизбитый по меркам нынешнего кинематографа сеттинг. Сам же исполнитель главной роли Джейк Джилленхол («Дом у дороги») жалеет о том, что когда-то снялся в проекте из-за вайтвошинга протагониста.

История серии Prince of Persia: от классических платформеров до современных экшенов и метроидваний

Стоит отметить, что как минимум в 2011 году Ubisoft хотела вновь перезапустить серию. Однако разрабатываемая игра была отменена, а от неё остался небольшой геймплейный фрагмент. Судя по кадрам, в центре внимания бы вновь оказались Пески времени.

Было бы очень жаль, если бы история культовой серии закончилась на мобильных приложениях, которые вряд ли интересны даже преданным фанатам. К счастью, Ubisoft решила заняться полноценным возрождением серии — и оно произошло в 2024 году.

Возрождение Prince of Persia

Фанаты долгое время ждали хоть каких-то вестей о полноценной игре для PC и консолей. Весточка прибыла летом 2023 года, когда состоялся анонс Prince of Persia: The Lost Crown. И тогда абсолютное большинство игроков по вполне понятным причинам восприняло проект в штыки. Серия решила вернуться к истокам с боковой прокруткой экрана, но уже не в формате платформера, а в качестве метроидвании. Ухудшал ситуацию и внешний вид героя — модные афрокосички, выбритые виски. Всё это играло против The Lost Crown. Но у создателей игры была веская причина на изменения: по мифологическому миру Персии путешествовал не сам Принц, а молодой воин Саргон. И весь скептицизм в отношении игры был разрушен вскоре после релиза.

История серии Prince of Persia: от классических платформеров до современных экшенов и метроидваний

Он состоялся в январе 2024 года. Незадолго до выхода Prince of Persia: The Lost Crown получила высокие оценки критиков, а первые игроки подтвердили — у Ubisoft получилось сделать отличную метроидванию, причём новый главный герой никак не помешал наслаждаться прохождением. Тогда новинку оценил даже Джордан Мехнер, который был рад выходу крупного проекта во вселенной его детища.

Но даже тёплый приём не спас Prince of Persia The Lost Crown от слабых продаж, которые в 2025 году превысили два миллиона копий. Команда разработчиков была расформирована, а планы на продолжение заморозили. Как ни странно, но в том же 2024 году по «Принцу» вышла ещё одна игра, но уже в жанре roguelite.

The Rogue Prince of Persia находится в раннем доступе с мая 2024 года и продолжает получать контентные обновления. За красочную двумерную стилистику ответственны создатели Dead Cells. В своём деле студия Evil Empire успела себя зарекомендовать, поэтому пользовательские обзоры на The Rogue Prince of Persia оказались очень положительными. В них хвалят сохранение духа Prince of Persia, а также бодрые забеги, акробатические загадки и приятные мелодии. И на момент 2025 года «рогалик» стал последней игрой франшизы. К счастью, не навсегда.

Влияние серии и будущее Prince of Persia

Ubisoft ясно даёт понять, что от Prince of Persia никто не собирается отказываться. В той же For Honor был запущен кроссовер с серией, где для одного из персонажей добавили облик Принца Персии. Если говорить про будущие игры, то пока известно о разработке лишь одной — многострадального ремейка Prince of Persia: The Sands of Time Remake. Переиздание культовой части анонсировали ещё в 2020 году с обещанием выпустить через год, однако до сих пор никакого ремейка на прилавках магазинов нет. Проблемы с разработкой даже привели к передаче игры другой студии, поэтому теперь обновлённые «Пески времени» должны увидеть свет лишь в 2026 году.

Prince of Persia смело можно назвать культурным кодом целого поколения, на чьих глазах формировался интерактивный игровой эпос, сочетающий восточную эстетику, сюжетный трагизм и лихую акробатику отважного героя. Путь серии был неровным: она рождалась заново, теряла облик, обретала новое лицо и снова исчезала с радаров. Но каждый её возвращение — это как долгожданная встреча со старым другом: он может пытаться тысячу раз меняться, но самое важное для тебя — увидеть, что душой он остался прежним.

И даже если завтра Prince of Persia снова уйдёт в тень небытия, она уже вписала своё имя в историю. И пока находятся разработчики, готовые снова вдохнуть в неё жизнь, и игроки, которые запускают старые части в надежде пропитаться неповторимым духом приключения — легенда будет жить. Потому что мы любим не только Принца. Мы любим то, что он олицетворяет — свободу, отвагу и красоту движения сквозь время и опасности.

N0tail возвращается: OG начинает путь к The International с новым составомРобототехники из Москвы создали робот-сыр для участия в «Битве роботов»Vitality установили рекорд в современном Counter-Strike!Читать ещё

Вам также может понравиться

Последние игровые новости, гайды по прохождению, новинки игр, железные новости и многое другое на страницах нашего блога!

Присоединяйся!

ТОП месяца

Copyright @2024 — Profigamer.ru. Все права защищены.