Содержание
- 1 Серия Metal Gear
- 2 Серия Thief
- 3 Серия Hitman
- 4 Серия Tom Clancy’s Splinter Cell
- 5 Серия Sniper Elite
- 6 Серия Assassin’s Creed
- 7 Серия Batman: Arkham
- 8 Mark of the Ninja
- 9 Серия Dishonored
- 10 Дилогия The Last of Us
- 11 Alien: Isolation
- 12 The Stone of Madness
- 13 Steel Seed
- 14 Time for Bed
- 15 Eriksholm: The Stolen Dream
Вышедшая в конце августа Metal Gear Solid Delta: Snake Eater убила двух зайцев разом. Во-первых, напомнила о некогда популярной серии, история которой оборвалась 10 лет назад после скандального «расставания» Хидео Кодзимы и Konami. Во-вторых, навеяла воспоминаниями о стелс-экшенах — тоже позабытом жанре.
Да, возможность скрытных убийств в играх сегодня встречается чуть ли не повсеместно. Но проектов, где эта механика является краеугольным камнем, — кот наплакал. Поэтому никогда не поздно вспомнить классику, неплохо сохранившуюся с годами. Ну и, конечно, не обойдётся без пары свежих новинок, связанных со стелсом.
Рассказываем о лучших представителях стелс-экшенов ниже.
Серия Metal Gear
У Кодзимы всегда найдётся место для шутки.
Источник: видеоигра Metal Gear Solid Delta: Snake Eater
Годы выхода: 1987 — 2025
Платформы: PC, Commodore 64, MSX2, NES, Game Boy Color PS1, PS2, PS3, PS4, PS5, PSP, PS Vita, GameCube, Xbox, Xbox 360, Xbox One, Xbox Series, 3DS, Switch
Стелс-механики эпизодически встречались в играх до релиза первой Metal Gear. Например, в Castle Wolfenstein аж 1981 года выпуска, про которую сейчас вспомнят разве что самые отпетые ретрограды. Из-за недостатка патронов главному герою приходилось аккуратно прошмыгивать мимо врагов. У Кодзимы был схожий подход — амуниции не то чтобы много, а поднятая тревога моментально оборачивалась прибытием подкрепления. Поэтому в интересах геймеров также было скрытное перемещение по локации.
И если в первых двух частях достаточно было перейти на другой экран, то со временем от этой условности отказались в угоду реализма. Благо мощностей последующих консолей для этого хватало. Первая Metal Gear хоть и стала хитом, но не оказала такого влияния на индустрию, как трёхмерная Metal Gear Solid. После неё — от стелс-элементов в играх просто не было отбоя.
К тому же детище Кодзимы стало одним из ведущих популяризаторов того самого «кинца». Нет, не FMV игр с QTE-вставками, а проектов с полноценным геймплеем, но под завязку набитых роликами. В какой-то момент уже стало непонятно, чего в играх серии больше — сегментов, требующих участия геймера, или же поставочных сцен. Да и Кодзима со временем настолько увлёкся графоманией и постиронией, что фактически превратил относительно серьёзный боевик в фарс уровня мексиканских телесериалов.
Серия Thief
Главное быстро завалить всех, а не то тревогу поднимут.
Источник: видеоигра Thief
Годы выхода: 1998 — 2025
Платформы: PC, PS3, PS4, Xbox, Xbox 360, Xbox One
Оригинальная Thief вышла в один год с Metal Gear Solid и несколько затерялась в тени творения «гения». Не в последнюю очередь из-за своего статуса PC-эксклюзива. Но игроки со стажем прекрасно помнят этот проект по двум ключевым особенностям. Первая — оригинальный сеттинг, объединивший фэнтези, стимпанк и Средневековье с нотками викторианской эпохи.
Вторая — комплексный геймплей, учитывающий сразу несколько факторов: видимость героя, уровень шума и продвинутый ИИ. Враги реагировали на протагониста в зависимости от степени подозрений, поэтому малейшая ошибка могла стать роковой. Многие впоследствии называли Thief одним из ранних примеров иммерсив-симов.
Как это нередко бывает, серия не стала большим финансовым успехом, но её влияние отчётливо прослеживается в ряде стелс-экшенов, вышедших спустя годы. Попытка перезапуска Thief (2014) тоже успехом не увенчалась — критики и геймеры встретили проект довольно прохладно.
Серия Hitman
Тот случай, когда отпуск пошёл не по плану.
Источник: видеоигра HITMAN World of Assassination
Годы выхода: 2000 — 2024
Платформы: PC, PS2, PS3, PS4, PS5, PS Vita, Xbox, Xbox 360, Xbox One, Xbox Series, GameCube, Switch, Switch 2, Android, iOS
В отличие от двух вышеупомянутых серий, выпуск новых частей Hitman не ставили на продолжительную паузу. Подобно Splinter Cell, о которой речь пойдёт ниже, проект получился максимально мрачным: клон с позывным 47-й казался хладнокровной машиной для убийств, беспрекословно выполнявшим приказы своих «хозяев». Это вам не иронизирующий и вечно всё переспрашивающий Солид Снейк, хотя личность Агента на деле оказывалась куда более глубокой — просто сценаристы не торопились выкладывать все карты на стол.
Впрочем, оригинальная Hitman: Codename 47 куда больше запомнилась геймплеем, отличавшимся от линейного путешествия из точки А в точку Б, каким была Metal Gear Solid. Игра была поделена на миссии, каждая из которых требовала устранить цель. И вот тут Hitman давала игрокам небывалую по меркам шутеров той поры свободу. Пустить пулю в лоб на глазах у всех и скрыться? Аккуратно добраться до цели и задушить, не привлекая внимания? Вариантов было множество, и именно поэтому миссии хотелось перепроходить снова и снова.
Костяк геймплея, сформированный 25 лет назад, серия благополучно пронесла сквозь десятилетия, меняя лишь незначительные детали.
Серия Tom Clancy’s Splinter Cell
Заключительная на данный часть момент серии променяла тёмные закоулки на хорошо освещённые открытые пространства.
Источник: видеоигра Tom Clancy’s Splinter Cell: Blacklist
Годы выхода: 2002 — 2013
Платформы: PC, PS2, PS3, Xbox, Xbox 360, GameCube, Wii, Wii U, DS, PSP, Game Boy Advance, Android, iOS
Если Metal Gear Solid во многом служила пародией на шпионские боевики, то Tom Clancy’s Splinter Cell имела под собой литературную основу — серьёзную, без толики иронии. И именно своим мрачным тоном и более хардкорным геймплеем подкупила игроков оригинальная Splinter Cell, первоначально значившаяся эксклюзивом на набирающем популярность Xbox.
Поднимать тревогу до бесконечности было нельзя, а попасть в голову у матерого спецагента получалось хорошо в лучшем случае с третьей попытки. Всё это усложняло прохождение миссий, где зачастую было недостаточно просто найти условный «выход» — попутно требовалось выполнить ещё ряд поручений.
К сожалению, в десятых годах популярность стелс-экшенов начала стремительно снижаться. А у Ubisoft появились новые и крайне успешные франшизы, вроде той же Assassin’s Creed. В итоге компания предсказуемо сделала ставку на «несущих золотые яйца куриц», оставив старину Сэма Фишера без работы. Сейчас, вроде бы, в разработке находится ремейк первой части, но на какой он стадии готовности — доподлинно неизвестно. К тому же геймдиректор проекта покинул Ubisoft в октябре 2022 года.
Серия Sniper Elite
Не снайперкой и стелсом едиными — порой приходится громить врагов в лобовую.
Источник: видеоигра Sniper Elite: Resistance
Годы выхода: 2005 — 2025
Платформы: PC, PS2, PS3, PS4, PS5, Xbox, Xbox 360, Xbox One, Xbox Series, Wii, Wii U, Switch
Долгоиграющая серия симуляторов снайпера, в которых игрокам необходимо полагаться на скрытность при совершении убийств. Отличительной особенностью франшизы стал невиданный по меркам той поры реализм: в первой части, вышедшей в 2005 году, при стрельбе учитывался целый ряд параметров — пульс, положение стрелка и сила ветра.
Враги значительно превосходили героя числом, поэтому мало было просто выследить цель и устранить её — нужно было ещё и не выдать своё местоположение. Например, выстрелить в момент грохота артиллерийского залпа.
Популярность Sniper Elite привела к появлению спин-оффа про зомби и вдохновила на создание серии-подражателя Sniper: Ghost Warrior.
Серия Assassin’s Creed
А мы пришли из-за угла!
Источник: видеоигра Assassin’s Creed III
Годы выхода: 2007 — 2025
Платформы: PC, PS3, PS4, PS5, PSP, PS Vita, Xbox 360, Xbox One, Xbox Series, Wii U, Switch, DS, Android, iOS
Молодое поколение, не заставшее ранних частей Assassin’s Creed, наверняка удивится тому, что серия начиналась как «средневековый ответ» популярным стелс-экшенам. Сеттинг, конечно, внёс свои коррективы: вместо шпионских гаджетов и пистолетов с глушителями приходилось сливаться с толпой после очередного убийства, а врагов можно было заставать врасплох прыжками с крыш. Паркур тоже играл важную роль при попытке «сбросить хвост».
Не так давно творческий руководитель третьей части Алекс Хатчинсон рассказал, что первоначальные планы ограничивались трилогией. Но Assassin’s Creed пользовалась таким успехом, что Ubisoft быстро поставила её на конвейер, разумеется, не забывая «подмазываться» к актуальным трендам. Поэтому от стелс-элементов со временем почти отказались, превратив приключенческий экшен в ролевой с обилием побочных активностей и огромным миром.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Кому-то такой подход пришёлся по душе, кому-то нет, но факт остаётся фактом — серия живёт и здравствует по сей день.
Серия Batman: Arkham
Полет сквозь Готэм: ощущение свободы с Бэтменом.
Источник: видеоигра Batman: Arkham Knight
Годы выхода: 2009 — 2024
Платформы: PC, PS3, PS4, PS5, PS Vita, Xbox 360, Xbox One, Xbox Series, 3DS, Wii U, Switch, Android, iOS
Про игры, сделанные по лицензии, редко можно было сказать что-то хорошее. Бэтмена эта участь также не обошла: долгое время по-настоящему хитовых проектов о Тёмном рыцаре было всего один-два, да и то в бородатые времена. Но всё изменилось в 2009-м году. Малоизвестная студия Rocksteady выпускает Batman: Arkham Asylum — один из лучших проектов по мотивам комиксов.
В ту пору киноадаптацией рулил Кристофер Нолан, придавший ей неонуарный, серьёзный тон. Авторы игры пошли той же дорогой, хотя и немного разбавили «мрачняк» иронией. Но куда больше Arkham Asylum запомнилась своей стелс-механикой. Прежде Бэтмен предпочитал бить врагов в открытую, но здесь порой эффективнее было действовать скрытно. Благо с помощью гаджетов герой мог сканировать местность и оценивать обстановку.
Заключительная часть — Batman: Arkham Knight, вышедшая в 2015-м, перевела серию в формат открытого мира. В ту пору наметился тренд на подобные проекты, и Rocksteady без труда смогла подружить две концепции.
Mark of the Ninja
Удивительная система стелса.
Источник: видеоигра Mark of the Ninja
Год выхода: 2012
Платформы: PC, PS4, Xbox 360, Xbox One, Switch
Инди-хит 2012 года от небезызвестной Klei Entertainment, в портфолио которой собрались проекты самых разных жанров. Игрок в роли матёрого ниндзя противостоит армии вооружённых до зубов врагов, способных убить его одним метким выстрелом. Тут-то и выручает стелс-механика, которой, впрочем, можно и не пользоваться — просто выжить в условиях прямых столкновений иначе очень сложно.
Отличительной особенностью Mark of the Ninja стал двухмерный геймплей в сочетании с мультяшным оформлением. Всё это резко контрастировало с прочими представителями жанра. Примечательной была и система прокачки: за успешное решение головоломок игрок получал очки, которые можно было потратить на улучшения. В дальнейшем они серьёзно помогали в режиме «Новая игра+», отличающемся повышенной сложностью.
Серия Dishonored
Чудесное продолжение, не менее чудесного оригинала.
Источник: видеоигра Dishonored 2
Годы выхода: 2012 — 2021
Платформы: PC, PS3, PS4, PS5, Xbox 360, Xbox One, Xbox Series
В каком-то смысле Dishonored можно назвать внебрачным сыном Hitman и Thief. И это неудивительно: основатель студии Arkane в своё время приложил руку к созданию Thief: Deadly Shadows. От Hitman проект унаследовал систему миссий, где на каждой нужно устранить цель тем или иным способом. А с Thief его роднит сеттинг и иммерсивность. Действовать скрытно или идти напролом? Какие приспособления выбрать? Выбор всегда остаётся за игроком.
Не менее важно и то, что совершаемые игроком действия напрямую влияют на отношение к нему других персонажей. Если герой, к примеру, избегает насилия, то в решающий момент кто-то может поддержать его. Но стоит предпочесть кровавый путь — и тот же персонаж откажется помогать или даже предаст протагониста.
В 2021 году Arkane выпустила духовного наследника в лице Deathloop, события которого разворачиваются в той же вселенной, но уже по прошествии веков.
Дилогия The Last of Us
Невероятное чувство от просмотра трейлера на Е3
Источник: видеоигра The Last of Us 2
Годы выхода: 2013 — 2024
Платформы: PC, PS3, PS4, PS5
В своё время первая The Last Of Us Remastered стала большим сюрпризом для поклонников творчества Naughty Dog, ранее радовавшей аудиторию преимущественно задорными проектами. А тут — мрачный постапокалипсис, насквозь пропитанный личной драмой целой плеяды персонажей. И, конечно же, стелс: ведь патроны в едва уцелевшем после пандемии мире на вес золота.
Пострелять, впрочем, тоже можно, но недолго — количество мутировавших людей всё равно заметно превосходит объём амуниции, которую герой найдёт на своём пути. К тому же он не боец элитного спецподразделения и, тем более, не правительственный агент. Словом, Джоэл неуклюж, и спустить в молоко магазин драгоценных патронов для него — раз плюнуть.
Скандальная вторая часть стала более экшен-ориентированной, но до той же Uncharted: Drake’s Fortune ей всё равно далеко. Поэтому стелс-механики никуда не делись, и прибегать к скрытным убийствам приходилось довольно часто.
Alien: Isolation
За несколько мгновений до смерти.
Источник: видеоигра Alien: Isolation
Год выхода: 2014
Платформы: PC, PS3, PS4, Xbox 360, Xbox One, Switch, Android, iOS
В первой половине десятых нишу хорроров заполонили инди-проекты, где игрокам приходилось прятаться от неубиваемого врага, способного отправить протагониста на тот свет с одного удара. Эту концепцию взяли за основу авторы Alien: Isolation из Creative Assembly, прежде известные в основном по стратегиям.
Долгое время ксеноморф в играх был лишь пушечным мясом, но здесь он вновь стал наводить ужас так же, как в фильме Ридли Скотта 1979 года. Правда, ради этого разработчикам пришлось пожертвовать логикой: «бронированного» Чужого не пробить пулями, его можно разве что ненадолго отпугнуть огнём.
Геймплей строился вокруг атмосферных скитаний по космической базе, где ксеноморф мог появиться в любой момент и убить в одно мгновение. Да, разнообразия игровых ситуаций Alien: Isolation не хватало, но саспенс, усиленный ретро-эстетикой картины 1979 года, полностью компенсировал любые недочёты проекта.
The Stone of Madness
Вас тоже удивляет поразительное спокойствие людей вокруг ?
Источник: видеоигра The Stone of Madness
Год выхода: 2025
Платформы: PC, PS5, Xbox Series, Switch
Гибрид стратегии, головоломки и стелс-экшена — редкий зверь, которого разве что в Красной книге искать. Сюжет рассказывает о группе заключённых, пытающихся сбежать из психиатрической больницы, которая одновременно является и тюрьмой. Ключевой механикой выступают фобии, уникальные для каждого героя. Столкновение с внутренними демонами может привести к неприятным последствиям, усложняющих прохождение.
Ещё одна особенность — две сюжетные кампании. Днём персонажи исследуют место заключения, собирают ресурсы и выполняют задания, а ночью планируют побег.
Steel Seed
Вроде и не ААА, но как же порой красиво.
Источник: видеоигра Steel Seed
Год выхода: 2025
Платформы: PC, PS5, Xbox Series, Switch
Красивый и захватывающий стелс-платформер от авторов Close to the Sun Завязка, правда, довольно стандартна для проектов с футуристическим сеттингом: человечество на грани вымирания, и спасти его берётся девушка по имени Зои, активно использующая дрона для решения головоломок и других задач.
Подобно большинству стелс-экшенов, Steel Seed не требует обязательного скрытного устранения врагов — здесь есть место и открытым схваткам. Но именно использование стелса заметно облегчает прохождение в ряде сегментов.
Time for Bed
Спрятать портативку, конечно, проще, но всё равно надо быть начеку.
Источник: видеоигра Time for Bed
Год выхода: 2025
Платформы: PC
Интересный гибрид инди-хоррора и стелса, в котором заядлому игроку предстоит притворяться спящим и не дать матери, обернувшейся жуткой куклой, раскрыть обман. Подобная механика встречалась в DLC к седьмой части Resident Evil 7, где нужно было незаметно покинуть комнату, избегая подозрений и поимки. Здесь же убегать никуда не придётся — придётся проявить смекалку, чтобы перехитрить суровую родительницу.
Eriksholm: The Stolen Dream
Изометрия, конечно, куда удобнее для стелса — видно, что происходит за соседней стеной.
Источник: видеоигра Eriksholm: The Stolen Dream
Год выхода: 2025
Платформы: PC, PS5, Xbox Series
В Eriksholm: The Stolen Dream под нашим управлением оказывается Ханна — девушка, отправившаяся на поиски брата. Со временем к ней присоединяются другие герои с уникальными навыками, а переключение между ними добавляет проекту реиграбельности.
Геймплей традиционен для жанра: нужно избегать прямых стычек с врагами, полагаясь на хитрость и арсенал, а также время от времени решать головоломки. Особое внимание заслуживает арт-дизайн, вдохновлённый эстетикой Скандинавии начала XX века.
«SOLARBOT» представила Phoenix для чемпионата «Битва роботов»В КВЦ «Патриот» пройдет второй этап международной «Битвы роботов»Железный «Гусь»: новая разработка от команды «Concrete mixer»Читать ещё