Продажи электромобилей в России упали в 2025 году почти в три раза по сравнению с тем же периодом прошлого года, что было связано с решением правительства доначислять в счёт утилизационного сбора таможенную пошлину в случае её занижения при ввозе автомобиля через страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС), пишет ресурс «Ведомости».
В 2023 году на страны ЕАЭС приходилась пятая часть всего объёма ввозимых в Россию новых (не старше трёх лет) легковых автомобилей. Наибольшей популярностью в этом году пользовались электрокары китайского бренда Zeekr, которые завозятся в страну по схеме альтернативного импорта.
Решение правительства о доначислении пошлины вступило в силу 1 апреля 2024 года, после чего продажи электромобилей в стране резко упали. Если в марте прошлого года было реализовано 2499 электромобилей, а в апреле — 2237 шт., то в мае 2024 года продажи составили всего 1096 шт.
К декабрю 2024 года продажи восстановились до 1472 новых электромобилей, но после повышения с января 2025 года утилизационного сбора в рамках долгосрочной программы индексации тарифа более чем в 20 раз — до 667 400 рублей — вновь сократились и с тех пор не превышали 1000 единиц в месяц. Например, в мае было продано 786 электромобилей, что на 28 % меньше в годовом выражении и на 1 % меньше по сравнению с предыдущим месяцем.
Всего за пять месяцев 2025 года в России было продано 1191 электромобиль Zeekr — в 3,4 раза меньше, чем годом ранее. Модель Zeekr 001 (на фото выше) стала лидером по продажам по итогам пяти месяцев и мая: с начала года было реализовано 644 единицы Zeekr 001, что в четыре раза меньше в годовом сопоставлении.
На втором месте по популярности среди брендов — российский Evolute (374 автомобиля, снижение продаж на 48 % год к году), на третьем — Avatr (318 шт., падение на 15 %), на четвёртом — Ora (бренд Great Wall), увеличивший продажи в 2,4 раза до 218 электромобилей. Замыкает топ-5 «Москвич» (217 шт., сокращение в три раза).
По словам эксперта, импорт дорогих машин из третьих стран значительно снизился, а ввозимые электромобили стали проигрывать по ценам аналогам на традиционных видах топлива. Также выяснилось, что гибриды оказались более оптимальными в эксплуатации благодаря возможности заряжать батарею на ходу от бензинового двигателя. Однако и продажи подключаемых гибридов заметно сократились — на 40 % год к году, до 10 395 машин, тогда как рынок новых легковых автомобилей за пять месяцев сократился на четверть — до 349 041 машины.
Эксперты также отметили переориентацию спроса в сегменте премиальных моделей в сторону гибридов, что объясняется отсутствием достаточной инфраструктуры зарядных станций.